Епископ Афанасий (Сахаров) - «Какое великое утешение — вера наша!..»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Какое великое утешение — вера наша!..»"
Описание и краткое содержание "«Какое великое утешение — вера наша!..»" читать бесплатно онлайн.
Издание посвящено наследию еп. Афанасия (Сахарова), одного из самых известных и авторитетных святителей–исповедников Русской Церкви. Сборник включает в себя жизнеописание владыки Афанасия, его знаменитую автобиографическую хронику «Этапы и даты моей жизни» и 126 избранных писем из обширного эпистолярного наследия Владыки (при этом исправлены текстологические ошибки предыдущих публикаций писем святителя Афанасия). В подборку, хронологически охватывающую почти 40 лет (с 1923 по 1960 г.), вошли письма наиболее важные как в историческом, так и в духовном отношении. Обладающий необыкновенным даром утешения, любвеобильный и заботливый пастырь, владыка Афанасий и в самых тяжелых условиях заключения и ссылок поднимал дух своих чад, наставлял и исцелял душевные раны. Эти письма представляют собой один из самых впечатляющих документов, свидетельствующих об исповедническом «даже до смерти» пастырском служении русского иерарха в годы гонений.
Мне хотелось бы еще до смерти увидеть сии иконы. Не найдете ли Вы возможным на бумаге написать акварелью и даже просто карандашом эскизы этих двух вариантов и сфотографировать их. Я думаю, что многие из чтителей нашего праздника с радостию приобрели бы такие фотографии, а первым кандидатом прошу иметь меня.
Подумайте, родной мой о. Сергий, посоветуйтесь с Марией Николаевной. Знаю, что Вы немало заняты, но… Бог поможет Вам и Марии Николаевне, — и святые сродники наши не оставят Вас молитвенной помощию.
Еще об одном варианте я писал Марии Николаевне. Но это очень сложный и требующий тщательной разработки в деталях.
* * *По поводу «Слова похвального».
Я думаю, лучше всего святых в нем расположить в хронологическом порядке и первую часть его из пяти посвятить святым до принятия христианства Русью, — тем святым, которые на облацех предстоят Святей Троице.
Простите, что бестолково и непоследовательно написал. Тороплюсь отправить с оказией. А толковый читатель разберет и бестолково написанное.
Потрудитесь, пожалуйста, передать мой сердечный привет и благословение матери Сергии[410] и Марии Николаевне.
Господь да хранит Вас, мой родной.
Призываю на Вас Божие благословение.
Прошу Ваших святых молитв, особенно у раки Преподобного.
Призываю на Вас Божие благословение.
Спасайтесь о Господе.
С любовию богомолец Ваш е[пископ] А[фанасий]
Мечтал я закончить дни жизни на покое в родной Лавре. Писал об этом еще в 51–м г. Патриарху. Но, увы, двери Лавры для меня закрыты.
Недавно получил я книгу «Богослужебные указания на 1954 [год]».
Стыдно за такое издание. Оно не только бесполезно, оно вредно. Только сбивать будет современных совершителей богослужения.
По поводу двух календарей пришлось напечатать в журнале Патриархии Уг страницы поправок. У меня не хватило терпения прочитать всю книжку. Но там, где прочитано, все поля измараны.
Составители не умеют читать Тйпикон. Напр[имер], на стр. 165 значится: «на стиховне Триоди дня, но если случатся 2 святых, тогда стихиры на шесть». Можно подумать, что на стиховне надо 6 стихир петь. Но ведь этого же никогда не бывает!.. Составители, выписывая почти буквально из Типикона. не заметили на поле «зри» и не догадались, что Типикон в данном месте говорит о 6 стихирах двум святым на «Господи, воззвах». а не на стиховне. А стихиры Триоди с «Господи, воззвах» переносятся на стиховны. Или что за мешанину представили они в указаниях порядка службы в Радоницу?.. Как можно заупокойное соединять с пасхальным? Всему свое время (Еккл. 3:1).
И наш церковный Устав решительно не дает никому, даже и Патриархии, так искажать уставленный Святой Церковью чин и порядок.
№ 97
Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому)
28 августа 1955 г. Тутаев
Праздник Успения Пресв[ятой] Богородицы
Его Святейшеству, Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея России
Ваше Святейшество, Святейший Владыко Патриарх, Милостивейший Архипастырь и Отец!
Приветствую Вас с праздником Успения Богоматери, который, как праздник Матери Церквей Русских, согласно постановлению Всероссийского Собора 1918 года, является храмовым праздником всей Православной Русской Церкви. Молитвы и во Успении нас Неоставляющей да содействуют всегда Вам в Ваших первосвятительских трудах.
Пред праздником Успения я получил сообщение от преосвященного Угличского Исаии о том, что по его представлению Вам назначена мне ежемесячная пенсия. Приношу Вашему Святейшеству глубочайшую благодарность.
Расходование на меня столь значительных Церковных сумм не соответствует моему слишком непродолжительному служению Церкви Божией и потому обязывает меня к сугубой благодарности Господу Богу и Вашему Святейшеству.
Испрашивая Ваших Святительских молитв, Вашего Святейшества нижайший послушник и богомолец епископ Афанасий
28 августа 1955 г.
№ 98
Л. И. Ракину[411]
1955 (?) г.
Блюдите, како опасно ходите. Дние лукави суть[412]. Не только при конце века восстанут лжехриста и лжепророки[413].
Враг с первых веков христианства высылал и высылает слуг своих, облекая их силою творить ложные чудеса, во лжи прельстити, аще возможно, и избранных[414].
Из житий святых мучеников мы знаем, что и языческие маги творили нечто подобное чудесам, и во дни апостолов Симон волхв совершал многое, что поражало и удивляло людей.
И тот «чудотворец», который остановил облака, — не из тех ли, которые чудеса творят, но не Божиею силою? <…>[415] И многое, соблазняющее в деятельности и поведении пастырей и архипастырей.
Но когда не обуревалась Святая Церковь? Еще святой Златоуст говорил: «Сильные волны, жестокая буря, — но не одолеть им корабля Иисусова». Церковь Божию и врата адовы не одолеют[416], и корабль Иисусов не захлестнут никакие волны. Только надо быть на этом корабле, надо держаться его. «Вне Церкви нет спасения. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», — говорили святые отцы[417].
Мы, православные, веруем во Единую Святую Православную Церковь. Членами Церкви состоят и грешники, чающие оправдания. В ней могут быть и недостойные иереи и архиереи. Но благодать в Церкви Божией подается не от самих архиереев и иереев, а только чрез архиереев и иереев, хотя бы и недостойных. За недостойных пастырей Господь посылает совершать Таинства ангелов Своих.
Православных русских архиереев и священников признают все патриархи, вся Вселенская Святая Соборная Церковь. 1Де же нам еще искать православия? Не искать же его у тех самозванцев, которые кощунственно выдают себя за Иоанна Богослова, которые выдают себя за кого–то великого, о которых многие говорят: «Сей есть великая сила Божия» (Деяний, 8 глава, 9–10 стихи). Может быть, они и велики, но не силою Божией.
Будем смиренно, в простоте сердца держаться того, чего держались. Будем веровать не ради чудес. Хитрый и лукавый дух в начале служения Христова предлагал Ему использовать силу чудотворения, чтобы привлечь последователей. «Сотвори из камней хлебы. Бросься с крыши, и пусть ангелы сохранят Тебя»[418]. Если бы Христос это сделал, конечно, многочисленные толпы евреев последовали бы за Ним, может быть, даже и священники. Но Христос отверг это искушение, ибо Ему не нужны были последователи, которые пошли бы за Ним, пораженные чудесами. И после Он со скорбию укорял тех, которых увлекло за Ним чудесное насыщение хлебами[419].
Современное передвижение гор, перемещение водных пространств — это совсем не те чудеса, о которых говорил Христос. Это чудеса техники, знание законов природы, знание, которое открыл людям Господь.
О дне же том и часе — никтоже весть[420]. И никто не знает, близок ли он или далек. И от самих людей зависит — ускорить его или отдалить. Ниневитяне были осуждены на истребление, но покаялись и были пощажены[421]. Если бы в Содоме и Гоморре нашлось десять праведников, Господь пощадил бы эти зело согрешившие города[422]. Верю, что в русском народе больше 10–ти благоговейно верующих.
Некогда Илия пророк просил смерти, ибо казалось ему, что он одни остался из слуг Бога Истинного. Но ему было сказано: «Семь тысяч не преклоняли колен пред Ваалом»[423].
Нам не должно высчитывать, когда приидет День Господень. Нам должно вести себя всегда так, чтобы всякий день, всякий час, всякую минуту быть готовыми услышать: «Се, Жених грядет. Исходите в сретение Ему»[424].
№ 99
Л. И. Ракину[425]
27 июля 1955 г. Тутаев
Милость Божия буди с Вами, дорогой мой Ленюшка!
Удалось ли [о. Влади]миру выхлопотать книги для храма?[426] Батюшка и мне говорил, что все книги его после смерти должны быть переданы в Вашу церковь[427].
Передайте мой горячий привет всем помнящим меня. За время моей жизни в Зырянском краю я убедился, какой добрый, отзывчивый, христиански настроенный народ зыряне. Всегда с любовию и добрым словом и добрым чувством вспоминаю их.
Сердечно приветствую[428] и всех помнящих меня. И я всегда с любовию и благодарностью вспоминаю духовных чад паствы святителя Стефана.
На всех призываю [Божие] благословение. У всех прошу взаимных святых молитв.
Спасайтесь о Господе.
Благодарный богомолец Ваш епископ Афанасий 27 июля 55 г.
№ 100
О. А. Остолоповой
2 сентября 1955 г. Тутаев
Святителей Феодора и Иоанна Суздальских
Милость Божия буди с Вами, родная моя Ольга Александровна!
Простите Господа ради, что до сих пор не ответил на два Ваших письма от 31-VII и 16–VIII.
Очень рад, что Господь помог Вам так хорошо съездить в Москву и всех, кого нужно, повидать. Слава Богу Да благословит Господь и Вашу сентябрьскую поездку.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Какое великое утешение — вера наша!..»"
Книги похожие на "«Какое великое утешение — вера наша!..»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Епископ Афанасий (Сахаров) - «Какое великое утешение — вера наша!..»"
Отзывы читателей о книге "«Какое великое утешение — вера наша!..»", комментарии и мнения людей о произведении.