Ефрем Филофейский - Моя жизнь со Старцем Иосифом

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Моя жизнь со Старцем Иосифом"
Описание и краткое содержание "Моя жизнь со Старцем Иосифом" читать бесплатно онлайн.
Личность и учение величайшего Старца XX века Иосифа Исихаста живо запечатлены в воспоминаниях его ученика и преемника архимандрита Ефрема, проигумена монастыря Филофей на Афоне, создателя и духовника православных греческих монастырей в Америке, наиболее почитаемого Старца современности. Перед читателем впервые раскрываются в такой полноте образ преподобного Старца Иосифа и его наука о монашеском образе жизни и спасении. Книга дает ответ на главные для христиан вопросы духовной жизни.
Перевод с греческого и примечания архимандрита Симеона (Гагатика).
132
Ср. 2 Кор. 12:2.
133
См. Слово 78 (в греч. изд. Слово 46): «Если же душа в немощи, и нет у ней достаточных сил для великих искушений, а потому просит, чтобы не войти в оные, и Бог послушает ее, то наверное знай, что в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований, и как возбранен к ней доступ великим искушениям, так возбраняются ей и великие дарования, потому что Бог не дает великого дарования без великого искушения».
134
См. главу I книги второй.
135
См.: Об Авве Макарии, 3 // Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 102.
136
Опунция — вид крупного древовидного кактуса, растущего на Афоне. Его плоды ярко-оранжевого цвета с многочисленными мелкими иголками после специальной обработки употребляются в пищу.
137
О. Ефрем Катунакский (1912–1998) происходил из фиванского села Амбелохори от бедных родителей. Дед его был священником. О. Ефрем закончил гимназию, что в то время случалось не часто. В 1933 году, в возрасте двадцати одного года, он пришел монашествовать к о. Никифору. У юноши были очень добрые намерения. Но недостаток подлинного святоотеческого примера и богословской подготовки дорого ему обошелся. Единственной помощью в его духовном подвиге были для него жития святых и святоотеческие писания. Сам он описывал этот период своей жизни рядом с о. Никифором так: «Это были простые люди. Рукоделие, служба — и ничего сверх того. Когда я пришел на Святую Гору, я искал чего-то, но сам не знал, что именно. Рукоделием занимаешься днем, ночью исполняешь свои духовные обязанности, но это меня не наполняло, не приносило удовлетворения. Я хотел чего-то высшего, чего-то большего. Старец Никифор был хорош, но он не мог наставить на путь, который сам не прошел, ибо не знал его» (Γέροντος Ἰωσήφ. Ὁ Χαρισματοῦχος Ὑποτακτικός, ἔκδοσις Ἱ.Μ. Βατοπαιδίου, Ἀθήνα, 2001. Σελ. 35.). — Прим. греч. ред.
138
В 1936 году старец Никифор решил рукоположить о. Ефрема в диакона, чтобы иметь помощника на службах. Для этого, поехав летом по своему обыкновению в Фивы, он взял с собой своего молодого послушника. Его рукоположил в диакона Герман, митрополит Кикладский. Заметив, что молодой монах серьезный и благоговейный, архиерей через несколько дней рукоположил его и в пресвитера, несмотря на юный возраст. Так 20 августа 1936 года о. Ефрем в возрасте 24 лет стал священником. — Прим. греч. ред.
139
Трехдневным постом называется у греков обычай начинать Великий пост с полного воздержания от еды и питья в течение первых трех дней до Причастия на литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы.
140
В греческом церковном пении есть четыре основных гласа (первый, второй, третий и четвертый) и четыре плагальных, что буквально значит «косвенных, наклонных» (плагальный первый, плагальный второй, тяжелый и плагальный четвертый). Поэтому о. Ермолай думал, что основные, не плагальные, гласы — это гласы прямые.
141
В афонской традиции у главы монашеской общины все, в том числе и иеромонахи, берут благословение, независимо от того, имеет ли он священный сан. Благословение принято брать в начале и в конце дня, перед входными молитвами, перед выходом за ограду обители и в т. п. случаях.
142
Письмо 31.
143
О. Герасим Менайас происходил из известной и богатой афинской семьи. Он изучал химию в Цюрихе. В молодые годы, когда человек все подвергает сомнению, вера его поколебалась. И неверующий богатый юноша стал вести разгульный образ жизни в студенческой среде. Затем он увлекся спиритизмом. Но это увлечение парадоксальным образом невольно произвело и нечто хорошее: он на собственном опыте узнал, что бесы и духовный мир существуют. Юноша был настолько напуган этим, что оставил атеизм и всей душой обратился ко Христу. После учебы он работал в Египте, а затем в Греции. В 1920 году, в возрасте 39 лет, он пришел на Святую Гору и стал послушником старца Каллиника Исихаста. Но его жизнь сильно осложняли болезни, которые преследовали его еще со студенческой поры в Цюрихе. В конце концов, в 1925 году, поскольку климат в Катунаках был для него тяжел, Старец Каллиник отослал его в скит Святого Василия, место более сухое и безмолвное. Так о. Герасим пришел в скит Святого Василия за три года до прихода туда Старца Иосифа. — Прим. греч. ред.
144
В житии прп. Ирины Хрисовалантской есть рассказ о том, как ей были переданы с о. Патмос от св. апостола Иоанна Богослова три райских яблока.
145
Письмо 59.
146
Письмо 43.
147
Письмо 53.
148
Письмо 48.
149
Письмо 42.
150
Ср.: Γέροντος Ἰωσήφ Βατοπαιδινοῦ. Ὁ Γέροντας Ἰωσήφ ὁ Ἡσυχαστής. Σελ. 101–104. Ср. также: Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. С. 74–77.
151
Захватчики использовали все греческие ресурсы для нужд своей военной машины и для завоевания бескрайней России. Вследствие этого во всей Греции наступил сильный голод, и Святая Гора, естественно, не составила исключения. Считается, что только в 1941–1942 годах около ста тысяч греков погибли от голода. — Прим. греч. ред.
152
Γέροντος Ἰωσήφ Βατοπαιδινοῦ. Ὁ Γέροντας Ἰωσήφ ὁ Ἡσυχαστής. Σελ. 123–124. Ср.: Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. С. 91–93.
153
Письмо исихасту-пустыннику.
154
Письмо 29.
155
Cavarnos, Constantine, Modern Orthodox Saints, Vol. 14, Brookline, Massachusetts, 2000, pp. 46–52.
156
Ἰωσήφ Μοναχοῦ Διονυσιάτου. Ὁ Γέρων Ἀρσένιος ὁ Σπηλαιώτης. Σελ. 100. Ср.: Старец Арсений Пещерник, сподвижник Старца Иосифа Исихаста. М., 2002. С. 129.
157
См.: Преподобных Варсануфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни. М., 1998. С. 248. Вопр. 362 (ср. также: Там же. Вопр. 363, 364 и С. 489. Вопр. 842).
158
Γέροντος Ἰωσήφ Βατοπαιδινοῦ. Ὁ Γέροντας Ἰωσήφ ὁ Ἡσυχαστής. Σελ. 138–139. Ср.: Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. С. 105–107.
159
Γέροντος Ἰωσήφ Βατοπαιδινοῦ. Ὁ Γέροντας Ἰωσήφ ὁ Ἡσυχαστής. Σελ. 133–136. Ср.: Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. С. 101–103.
160
Старец Ефрем стал игуменом афонского монастыря Филофей в 1973 году.
161
Архимандрит Иоаким (Специерис) (1858–1943) — доктор богословия, автор духовных книг и жизнеописаний многих афонских подвижников. В бытность свою иеромонахом подвизался в афонском Новом Скиту, в каливе Святых Бессребреников, и окормлялся у известного духовника Старца Саввы. Наибольшей известностью у греков пользуется его книга «Пустынница Фотиния в пустыне Иорданской» (русский перевод: М.: Даниловский благовестник, 2011).
162
Письмо 57.
163
В греческой монашеской традиции Иисусова молитва читается чаще всего в ее кратком варианте: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». При этом на греческом языке данная молитва звучит короче, чем на русском: «Кирие Иису Христэ элеисон мэ» Но и учитывая все это, следует понимать, что речь у о. Харалампия идет о вышеестественных дарах благодати.
164
Имеется в виду книга «Умное делание (О молитве Иисусовой)» Сб. поучений Святых отцов и опытных его делателей. Сост. игумен Валаамского монастыря Харитон. О. Харалампий ссылается здесь на греческий перевод этой книги.
165
Русское название Гуруноскита — Новая Фиваида.
166
Старый Русик — скит, подчиняющийся Русскому монастырю Святого Пантелеймона, который располагался на месте скита до XVIII в. Находится примерно в часе ходьбы от монастыря, на высоте 250 метров над уровнем моря.
167
Страны нацистского блока, названные по термину «ось Рим-Берлин-Токио», гитлеровская коалиция — агрессивный военный союз Германии, Италии, Японии и других государств.
168
В греческой монашеской терминологии существуют два разных слова, которые на русский переводятся одинаково — «послушник». Первое слово «докимос» — буквально значит «испытуемый», оно соответствует чину брата, еще не принявшего монашество. Второе — «ипотактикос» — буквально значит «подчиненный». Этим термином обозначаются все братья общины, пребывающие в подчинении своего Старца. Об о. Тимофее, принявшем великую схиму с именем Иосиф, говорится как о послушнике во втором значении этого слова: он не был главой общины, в которой подвизался и преставился.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Моя жизнь со Старцем Иосифом"
Книги похожие на "Моя жизнь со Старцем Иосифом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ефрем Филофейский - Моя жизнь со Старцем Иосифом"
Отзывы читателей о книге "Моя жизнь со Старцем Иосифом", комментарии и мнения людей о произведении.