Старец Ефрем Филофейский - Моя жизнь со Старцем Иосифом

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Моя жизнь со Старцем Иосифом"
Описание и краткое содержание "Моя жизнь со Старцем Иосифом" читать бесплатно онлайн.
Личность и учение величайшего Старца XX века Иосифа Исихаста живо запечатлены в воспоминаниях его ученика и преемника архимандрита Ефрема, проигумена монастыря Филофей на Афоне, создателя и духовника православных греческих монастырей в Америке, наиболее почитаемого Старца современности. Перед читателем впервые раскрываются в такой полноте образ преподобного Старца Иосифа и его наука о монашеском образе жизни и спасении. Книга дает ответ на главные для христиан вопросы духовной жизни.
Перевод с греческого и примечания архимандрита Симеона (Гагатика).
95
Письмо 11.
96
Старец Даниил Катунакский (1846–1929) и Старец Каллиник (1853–1930) были тогда одними из самых известных старцев Святой Горы. О. Даниил был выпускником богословского отделения известной Евангелической школы в Смирне, в которой некогда учился прп. Никодим Святогорец. Уже в юности он заучивал наизусть целые отрывки из «Добротолюбия». До своего прихода на Святую Гору он был духовно связан с прп. Арсением с о. Парос — родины Франциска. Старец Даниил начал монашескую жизнь в монастыре Св. Пантелеймона. Около 1880 г. о. Даниил направился в Катунакский скит. Там он прожил до конца своих дней в подвиге и писательских трудах. Он поддерживал дружескую переписку со свт. Нектарием Пентапольским. О добродетельной жизни Старца и его великой рассудительности скоро стало известно на Святой Горе и за ее пределами. — Прим. греч. ред. В 2005 г. был издан русский перевод жития и избранных сочинений Старца Даниила «Ангельское житие».
97
Пещера Св. Афанасия находится в полутора часах ходьбы от Великой Лавры, к югу от нее, вблизи румынского скита Честного Предтечи. — Прим. греч. ред.
98
Собственно, Франциск попросил разрешения пожить в каливе старца как «кавиот», то есть как мирянин, живущий какое-то время на Афоне за небольшую плату. — Прим. греч. ред.
99
См. Письмо 37. Франциск удостоился этой великой милости Божией около 1921 г., в возрасте всего 24 лет. — Прим. греч. ред.
100
Письмо 33.
101
Письмо 43.
102
В православной России понтийские греки сохраняли свои традиции вплоть до большевистской революции 1917 года. Согласно понтийским традициям, все дети мужского пола, пока был жив дед, продолжали жить в отцовском доме и после женитьбы, живя вместе с родителями до кончины деда. Все это походило на маленькие общежительные монастыри, в которых, подобно Старцу, дед был главой, которому оказывалось особое почтение. Так каждый член семьи, прежде чем начать утром свои дела, должен был обязательно подойти к деду и поцеловать его руку, чтобы взять его благословение. Добродетели послушания, уважения и благоговения были сами собой разумеющимися. А в посте эти семьи могли бы соперничать с нынешними монастырями. — Прим. греч. ред.
103
В то время Палестина входила в состав Османской империи. Иерусалим тогда был небольшим городком, население которого насчитывало 60 тысяч жителей, из которых 13 тысяч были христианами. — Прим. греч. ред.
104
Монастырь Святого Саввы Освященного основан в конце V в. В его строительстве участвовал св. император Юстиниан. Насельниками этого монастыря были многие святые, в числе которых преподобные Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Андрей Критский. В этом же монастыре незадолго до описываемых событий монашествовал и приснопамятный архим. Иоаким Специерис. — Прим. греч. ред. Об архим. Иоакиме см. прим. 161.
105
В греческом языке слова «покаяние» и «поклон» являются омонимами: μετάνοια.
106
Поскольку в особножительных монастырях, в отличие от общежительных, как правило, нет строгого духовного надзора и послушания, для души возникает множество опасностей. И если кто начнет свою монашескую жизнь расслаблено, то затем его ожидает путь по наклонной, чего он может и не заметить. — Прим. греч. ред.
107
Имеется в виду благословение, которое Старец перед своей смертью дает своим послушникам.
108
Письмо 7.
109
О зилотах см. в книге первой, гл. XVIII, «Введение к воспоминаниям Старца Ефрема об отходе Старца Иосифа от зилотства».
110
На Святой Горе Афон в большинстве обителей все монахи после нескольких лет рясофорного послушничества постригаются в великую схиму.
111
Скит Святого Василия, согласно преданию, был основан монахами, происходившими из Каппадокии и потому особо чтившими Каппадокийского святителя. Это самая высокая и весьма труднодоступная населенная часть Святой Горы. В этот скит приходил прп. Паисий Величковский, который впервые обрел здесь святоотеческие книги на греческом языке.
112
Коливады — группа афонских подвижников конца XVIII — начала XIX в., много потрудившихся для возрождения православного богословия через издание творений Святых Отцов, через привитие современникам святоотеческого отношения к Таинствам. Наиболее выдающимися коливадами являются прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский, прп. Афанасий Паросский. Первоначально слово «коливады» было ироническим прозвищем, которое было дано этим подвижникам их оппонентами за отказ совершать поминальные службы над коливом в воскресные дни, то есть тогда, когда это запрещал богослужебный устав, но к чему побуждали, как это казалось противникам коливадов, житейские нужды. Сейчас, когда вожди коливадского движения прославлены в лике святых, это прозвище звучит как похвала.
113
Об о. Герасиме Менайасе см. в гл. VI книги второй.
114
Прп. Нил Синайский. О восьми лукавых духах. О сребролюбии.
115
После Малоазиатской катастрофы 1922 года — поражения Греции в войне с Турцией за исконные греческие земли в Малой Азии — Старец Иероним переселился из Константинополя на о. Эгину. Там он был рукоположен в священника и впоследствии ему было поручено духовное окормление монахинь обители свт. Нектария, который преставился всего за два года до прибытия туда Старца Иеронима. — Прим. греч. ред.
116
Старец Кодрат (1859–1940) происходил из г. Вриулы в Малой Азии. На Святую Гору он пришел, когда ему было 20 лет, и всю оставшуюся жизнь, около 60 лет, прожил в уделе Пресвятой Богородицы. О. Кодрат стал примером для общежительного монашества. Он был первым на богослужении, на послушаниях, на общих работах. Трудился в послушании неутомимо, творчески, радостно. Он прошел через множество послушаний, а когда в итоге был избран игуменом, то стал трудиться еще больше. В конце жизни он сказал одному послушнику: «В течение 26 лет, что я был игуменом, дитя мое, по благодати Божией, я ни разу не заночевал вне нашего монастыря». — Прим. греч. ред.
117
Панигиром называется на Афоне престольный праздник монастыря, скита или келлии.
118
Письмо 1.
119
Письмо исихасту-пустыннику.
120
Там же.
121
Ср.: «Если ты богослов, будешь молиться истинно, и если ты истинно молишься, ты богослов» (Прп. Нил Синайский. Главы о молитве. Гл. 61).
122
Октоих, глас 4, в неделю вечера стихиры покаянны на стиховне, стихира 1.
123
Здесь слово «хитрость» употребляется в том значении, какое оно имеет в церковно-славянском языке — искусство, мастерство.
124
Письмо 35.
125
Письмо 25.
126
Ока — греческая мера веса, равная 1280 граммам. Кровля на Афоне часто сооружается из тонкого плоского камня вместо черепицы.
127
См. Письмо 7.
128
Письмо 24.
129
Письмо 33.
130
Ср. «Чтобы приобрести свободу, человек должен сгноить свое тело и презирать смерть». Письмо 25.
131
Ἰωσήφ Μοναχοῦ Διονυσιάτου. Ὁ Γέρων Ἀρσένιος ὁ Σπηλαιώτης, ἔκδοσις «Λυδία», Θεσσαλονίκη, 2001. Σελ. 45–46. Ср. рус. пер.: Старец Арсений Пещерник, сподвижник Старца Иосифа Исихаста. М., 2002. С. 45–47.
132
Ср. 2 Кор. 12:2.
133
См. Слово 78 (в греч. изд. Слово 46): «Если же душа в немощи, и нет у ней достаточных сил для великих искушений, а потому просит, чтобы не войти в оные, и Бог послушает ее, то наверное знай, что в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований, и как возбранен к ней доступ великим искушениям, так возбраняются ей и великие дарования, потому что Бог не дает великого дарования без великого искушения».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Моя жизнь со Старцем Иосифом"
Книги похожие на "Моя жизнь со Старцем Иосифом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Старец Ефрем Филофейский - Моя жизнь со Старцем Иосифом"
Отзывы читателей о книге "Моя жизнь со Старцем Иосифом", комментарии и мнения людей о произведении.