Норман Полмар - Авианосцы, том 1

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Авианосцы, том 1"
Описание и краткое содержание "Авианосцы, том 1" читать бесплатно онлайн.
18 января 1911 года Эли Чемберс посадил свой самолет на палубу броненосного крейсера «Пенсильвания». Мало кто мог тогда предположить, что этот казавшийся бесполезным эксперимент ознаменовал рождение морской авиации и нового класса кораблей, радикально изменивших стратегию и тактику морской войны.
Перед вами история авианосцев с момента их появления и до наших дней. Автор подробно рассматривает основные конструктивные особенности всех типов этих кораблей и наиболее значительные сражения и военные конфликты, в которых принимали участие авианосцы.
В приложениях приведены тактико-технические данные всех типов авианесущих кораблей.
Эта книга, несомненно, будет интересна специалистам и всем любителям военной истории.
Известно, что в D-день японцы на Маршалловых и Гилбертовых островах имели не более 50 самолетов. Вечером 16 уцелевших японских торпедоносцев атаковали авианосцы контр-адмирала Монтгомери, действовавшие недалеко от Таравы. 9 атакующих прорвались мимо истребителей прикрытия и сквозь зенитный огонь кораблей прикрытия. 3 из них отделились, чтобы атаковать «Эссекс» и «Банкер Хилл», а 6 устремились на «Индепенденс». Трио было сбито без особых хлопот, а секстет сбросил по крайней мере 3 торпеды и добился 1 попадания. Легкий авианосец был поврежден, 17 человек погибли, а 43 были ранены. Однако «Индепенденс» сохранил ход и самостоятельно ушел на ремонт.
Морские пехотинцы на Тараве вели жестокие бои, зато авианосцы, обеспечивавшие воздушное прикрытие, провели 3 относительно спокойных дня. Большая часть серьезных повреждений, полученных авианосцами во время этого затишья, была причинена собственными самолетами. Вечером 23 ноября 4 истребителя с «Лиском Бея» потеряли свой корабль в дождевом шквале и получили разрешение сесть на «Йорктаун». 3 пилота сели нормально, зато четвертый опыта ночных посадок не имел. Нервничая, он забыл выпустить тормозной крюк и вместо этого, коснувшись палубы, выключил мотор. FM «Уайлдкэт» перескочил через аварийный барьер и врезался в стоящие в носовой части полетной палубы собственные самолеты «Йорктауна». 5 человек были убиты, сгорели 6 самолетов. Пилот истребителя силой удара был выброшен из кабины и отделался легкими ранениями. Пожар на «Йорктауне» был быстро потушен.
Гибель «Лиском Бея»
С авианосцем «Лиском Бей» оказалась связана еще одна трагедия. 24 ноября в 5.13 эскортные авианосцы группы, действующей возле Макина, буквально подбросило страшным взрывом, который разорвал на куски «Лиском Бей». Японская подводная лодка I-175 поразила торпедой маленький авианосец и благополучно скрылась.
Корабль в это время готовился поднимать ударную группу, и на полетной палубе стояли 13 вооруженных и заправленных самолетов. Еще 7 машин находились в ангаре. На борту авианосца имелись, по крайней мере, 9 – 2000-фн, 78 – 1000-фн и 96 – 500-фн бомб.
«Лиском Бей» вышел из строя и развернулся против ветра, но тут эсминец прикрытия сообщил о контакте с подводной лодкой. Прозвучал сигнал тревоги, а через несколько секунд была замечена торпеда, идущая прямо на корабль. Времени на какие-то приказы и маневры просто не оставалось. Раздался ужасный взрыв, хотя некоторые свидетели говорят, что взрывов было два.
Наблюдатель на одном из кораблей докладывал: «Через несколько секунд после первого взрыва внутри «Лиском Бея» произошел второй взрыв, подбросивший на высоту 200 футов вихрь обломков и даже самолеты. Казалось, взорвался весь корабль. В одно мгновение все внутренние отсеки запылали, превратившись в огненный ад». Вероятно, торпеда I-175 вызвала детонацию в бомбохранилище.
Через 23 минуты после попадания «Лиском Бей» затонул, унеся с собой командира оперативной группы контр-адмирала Генри М. Малиникса, который еще недавно командовал «Саратогой», своего капитана и 642 человека команды. Удалось спасти лишь 272 человека, из которых многие были ранены. Среди спасенных был офицер штаба капитан 1 ранга Джон Кроммелин. Он принимал душ, когда авианосец был торпедирован. Совершенно голый, он вывел из ада, в который превратились отсеки «Лиском Бея», нескольких человек, хотя при этом получил тяжелые ожоги.
В то время, когда капитан 1 ранга Кроммелин сражался за свою жизнь на раскаленной докрасна палубе гибнущего «Лиском Бея», капитан-лейтенант Чарльз Кроммелин вел ударную авиагруппу «Йорктауна», совершавшую рутинный налет на остров Мили (Маршалловы острова), лежащий примерно в сотне миль к северу. Когда он обстреливал позиции японцев с бреющего полета, его самолет получил попадание вражеского снаряда. Взрыв покрыл сетью трещин лобовое стекло кабины, перебил все приборы и изранил младшего Кроммелина с головы до ног. Один глаз у него был выбит, второй ранен, но все-таки пилот сохранил управление самолетом. Кроммелин повернул назад на «Йорктаун». Он мог что-либо видеть, только высовываясь из разбитого фонаря. В таких условиях раненные самолет и пилот пролетели 120 миль до «Йорктауна». Капитан-лейтенант Кроммелин сел на авианосец, увел свой самолет с аэрофинишеров, припарковал его, выбрался из кабины и потерял сознание. Его тут же доставили в корабельный лазарет.
Ночью 26 ноября корабли Оперативного Соединения 50 открыли новую страницу авианосной войны. Американские самолеты возвращались для посадки на свои авианосцы, когда на экранах радаров показались «призраки» – вражеские самолеты. Японцы проводили ночные налеты, чтобы тревожить силы вторжения, и американскому флоту приходилось полагаться только на зенитные орудия. До сих пор ночные операции ограничивались приемом возвращающихся ударных групп и разведчиков, которым приходилось садиться уже после наступления темноты. Изредка практиковался подъем ударных групп, разведчиков и воздушного патруля незадолго до рассвета. Однако ночью 26 ноября самолеты «Энтерпрайза» взлетели, чтобы вступить в бой. Сначала с помощью катапульты стартовали 2 F6F «Хеллкэта», за ними – TBF «Авенджер» с радаром. Группой из 3 самолетов командовал капитан-лейтенант Джон Филлипс, штурман торпедоносной эскадрильи «Энтерпрайза». Один из истребителей пилотировал Батч О’Хара, теперь командир звена на «Энтерпрайзе». В 1942 году он был награжден Медалью почета конгресса, когда стал первым асом флота.
Схема действий была следующей: радар TBF должен обнаружить вражеские самолеты, а затем с помощью того же радара «Авенджер» наводит истребители на противника. Когда истребители замечают вражеский самолет, далее они действуют самостоятельно.
Несколько раз офицер наведения истребителей «Энтерпрайза» направлял это звено к «призракам», но самолеты никак не могли установить контакт. Наконец TBF сам поймал радаром японский самолет. Филлипс осторожно пошел на сближение с врагом. На дистанции 200 ярдов он нажал гашетку. 2 крыльевых 12,7-мм пулемета «Авенджера» выплюнули струи свинца. Дистанция сократилась до 50 ярдов. С некоторым запозданием бортовые пулеметы двухмоторного бомбардировщика «Бетти» открыли ответный огонь, но вскоре японский самолет загорелся и рухнул в море. Другие японские самолеты, находившиеся поблизости, в замешательстве начали стрелять друг в друга.
Затем капитан-лейтенант Филлипс пристроился к паре японских бомбардировщиков. Снова он сблизился на 200 ярдов, открыл огонь, и вражеский бомбардировщик был сбит. Тут же стрелок «Авенджера» открыл огонь по другому бомбардировщику, но без видимого результата. Через пару минут «Хеллкэты» присоединились к «Авенджеру». Американские самолеты включили опознавательные огни. Когда истребители заняли свои места в строю, стрелок «Авенджера» снова открыл огонь по тому, что он принял за японский самолет. Истребитель капитан-лейтенанта О’Хары повернул назад, и больше его никто не видел. Возможно, О’Хара был убит стрелком «Авенджера». Менее вероятно, но тоже возможно, что затемненный японский самолет увидел освещенные американские самолеты и незаметно атаковал их. Так или иначе, но первый ас американского флота погиб.
Тарава пала через 3 дня. Вторжение на Тараву и Макин стало боевым дебютом эскортных авианосцев в десантных операциях. «Авианосцы-джипы» обеспечивали воздушное прикрытие сил вторжения, осуществляли непосредственную воздушную поддержку войск на берегу, бомбили и обстреливали цели по указаниям войск, вели противолодочное патрулирование. Все это позволяло быстроходным авианосцам заниматься более интересными делами. Эскортные авианосцы действовали хорошо, несмотря на высокий уровень эксплуатационных потерь и гибель «Лиском Бея». Злополучный авианосец был единственным американским кораблем, потопленным в боях в центральной части Тихого океана.
На Маршалловых островах
В конце ноября американские быстроходные авианосцы покинули район Гилбертовых островов. 4 декабря 2 оперативные группы ОС 50 под командованием контр-адмирала Паунелла атаковали Кваджеллейн. Этот атолл являлся главной японской базой на Маршалловых островах. Пока самолеты легких авианосцев «Белло Вуд» и «Каупенс» прикрывали соединение с воздуха, самолеты «Эссекса» и «Лексингтона» нанесли удар по острову Рой. Авианосцы «Йорктаун» и «Энтерпрайз» атаковали собственно Кваджеллейн.
Аэродром на Рое был забит самолетами. 3 бомбардировщика и 16 истребителей были уничтожены на земле, однако из-за плохой связи между атакующими и хорошей маскировки 30 или 40 самолетов остались невредимы. 18 японских истребителей и 10 бомбардировщиков были уничтожены в бою над островом. Возле Роя был потоплен большой транспорт и поврежден легкий крейсер противника.
Самолеты «Энтерпрайза» и «Йорктауна» нашли массу японских кораблей возле Кваджеллейна, который лежал в 40 милях к югу от Роя. 3 торговых судна были потоплены, а еще 1 легкий крейсер поврежден. На острове атакующие уничтожили 18 японских гидросамолетов. Всего на атолле американцы уничтожили 65 японских самолетов ценой потери 5 своих.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Авианосцы, том 1"
Книги похожие на "Авианосцы, том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Норман Полмар - Авианосцы, том 1"
Отзывы читателей о книге "Авианосцы, том 1", комментарии и мнения людей о произведении.