Сьюзен Бауэр - История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима"
Описание и краткое содержание "История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима" читать бесплатно онлайн.
История Древнего мира — от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи.
В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и взаимопроникновения культур самых разных западных и восточных цивилизаций.
Не просто сухие факты, но подробный и яркий рассказ о внешней и внутренней политике государств древности, об их литературе, религии и мифологии, повседневной жизни и системе управления.
Результатом становится потрясающая мозаика событий, свидетельств и документов, в которой в равной степени важен каждый элемент.
Урукагина уволил большинство сборщиков налогов и уменьшил сами налоги. Он отменил плату за основные услуги, запретил чиновникам и жрецам конфисковывать чью-либо землю или собственность в счет оплаты долга и предоставил амнистию должникам. Он сократил бюрократию Лагаша, которая жирела на казенных хлебных местах (сюда относились главный лодочник, рыбный инспектор и «надзиратель за запасами зерна»). Очевидно, он также ограничил права жрецов, отстранив религию от мирских функций — лишившись таким образом той самой власти, которая позволила Месилиму установить свою стелу от имени бога Сатарана. «Везде от границы до границы, — говорит нам его хронист, — никто не говорил больше о жреце-судье… Жрец больше не вторгался в сад простого человека».‹71›
Урукагин намеревался вернуть Лагаш к состоянию справедливости — той, что имели в виду боги. «Он избавил жителей Лагаша от ростовщичества… голода, воровства, убийств, — пишет хронист. — Он установил amagi. Вдова и сирота не были больше оставлены на милосердие могущественных: именно для них Урукагина заключил свой договор с Нингирсу».‹72›
Amagi — это клинописный знак, судя по всему, обозначавший освобождение от страха. Он символизировал веру в то, что жизнью горожан Лагаша может править определенный и неизменный закон, а не прихоть власть имущих. Это, хотя и не бесспорно, первое появление идеи «свободы», записанное на человеческом языке. Слово amagi, образно переводимое как «возвращение к матери», описывает желание Урукагины вернуть город Лагаш в прежнее, более чистое состояние. Лагаш Урукагины стал бы городом, который чтит желания богов — особенно покровителя города Нингирсу. Это был бы тот Лагаш, каким он являлся когда-то в идеализируемом прошлом. С самых давних времен ностальгия по сияющему, никогда не существовавшему прошлому идет рука об руку с социальными реформами.[56]
Для самого Урукагины в этом не было выгоды. Невозможно на дистанции почти в пять тысяч лет узнать, что было у него на уме — но его действия показывают набожного человека, во имя своей веры отвергающего любую мысль о политической выгоде. Однако именно моральная чистота Урукагины оказалась политически самоубийственна. Борьба со злоупотреблениями в среде жрецов сделала Урукагину непопулярным среди религиозной элиты собственного города. Каждый шумерский царь правил с помощью двойного совета старейшин и молодежи; совет старейшин неизбежно состоял из богатых землевладельцев города. Именно эти люди, лугали («великие домовладельцы») Лагаша, жестоко критиковались в надписях Урукагины за плохое обращение с бедными соседями.‹73› Вряд ли они переносили такое публичное поношение без возмущения.
Тем временем трон старого врага Лагаша, Уммы, был унаследован жадным и амбициозным человеком по имени Лугалзаггеси. Он пошел на Лагаш и атаковал его, и город Урукагины пал.
Очевидно, завоевание прошло легко, с очень слабым сопротивлением города. «Энлиль царь всех земель, отдал царскую власть над этой землей Лугалзаггеси, — заявляет победная надпись, — [и] направил на него глаза всех, от земель, где всходит солнце, до земель, где оно садится, [и] бросил всех людей ниц перед ним… Земля возрадовалась под его правлением; все вожди Шумера… склонились перед ним».‹74›
Слог этой надписи предполагает, что жрецы не только Лагаша, но также и Ниппура, священного города Энлиля, действовали заодно с завоевателем.‹75› Могущественные жрецы Ниппура наверняка не были в восторге от урезания власти священнослужителей на юге: то был очень дурной прецедент. И если собрание старейшин не помогало свержению Урукагины, оно наверняка не стало энергично бороться на его стороне. Его реформы привели политическую карьеру, а возможно, и саму его жизнь, к прискорбному финалу.
Рассказ, записанный на табличке, уверяет в справедливости Урукагины, обещает, что за доброго царя последует отмщение: «Умманит разрушил здание Лагаша, — предостерегает писец, — но он совершил грех против Нингирсу; Нингирсу отрежет руку, поднятую на него». Запись заканчивается мольбой к божественной сути лично Лугалзаггеси, прося, чтобы даже эта богиня поразила Лугалзаггеси из-за совершенного им греха.‹76›
Воодушевленный легкой победой над Лагашем, Лугалзаггеси занялся дальнейшим расширением своих владений. Он провел двадцать лет в походах, сражаясь по всему Шумеру. По его собственному высказыванию, его владения раскинулись «от Нижнего моря, вдоль Тигра и Евфрата и до самого Верхнего моря».‹77› Назвать это империей, вероятно, было бы преувеличением. Хвастовство Лугалзаггеси о правлении землями до Верхнего моря — по-видимому, лишь ссылка на эксцентричный поход, который он совершил к Черному морю.‹78› Но не подлежит сомнению, что Лугалзаггеси осуществил самые амбициозные замыслы, чтобы объединить все города Шумера под своей властью.
Пока Лугалзаггеси обозревал свою новую империю, повернувшись спиной к северу, оттуда подоспело возмездие.
Сравнительная хронология к главе 12 Месопотамия Египет Период Джемдат Наср (3200–2900 годы до н. э.) Атаб Архаический период (3100–2686 годы до н. э.) Этана Первая династия (3100–2890 годы до н. э.) Бали Менес (Нармер) Древняя династия I (2900–2800 годы до н. э.) Вторая династия (2890–2696 годы до н. э.) Древняя династия II (2800–2600 годы до н. э.) Древнее царство (2696–2181 годы до н. э.) Гильгамеш Третья династия (2686–2613 годы до н. э.) Джосер Древняя династия III (2600–2350 годы до н. э.) Четвертая династия (2613–2498 годы до н. э.) Снефру Лугуланнемунду (около 2500 года до н. э.) Хуфу Месилим Лугалзаггеси (Умма) и Урукагина (Лагаш)
Глава тринадцатая
Первый военный диктатор
В городе Киш виночерпий по имени Саргон строил собственные планы, как создать империю.
Саргон был человеком уклончивым и скрытным. В описании, которое фиксирует его появление на свет, голос Саргона говорит:
Мать мою подменили, отца я не знал,
Но брат отца любил горы — наверное,
Мой дом находился в зеленых горах,[57]
Скрыв тяжесть, мать родила меня тайно.
Она положила меня в корзину,
И запечатала крышку смолой.[58]
Затем столкнула корзину в реку, которая нежно меня приняла,
Вода вынесла меня к Акке, и водонос, спасибо ему,
Поймал ту корзину, когда наполнял свой кувшин,
Он принял меня, как сына, заботился обо мне.
И сделал меня садовником в царском дворце.‹79›
Эта история о появлении на свет ничего не говорит нам о происхождении Саргона. Мы не знаем ни его национальности, ни его имени в детстве. Имя «Саргон» никак не помогает нам, так как он сам взял его себе позднее. В первичной форме «Шаррум-кин» означает просто «Законный царь» и (как и большинство торжественных заявлений о законности) лишь показывает, что его носитель, безусловно, не имел никаких законных оснований для притязаний на власть.[59]
Если Саргон пришел с плоскогорий, он мог быть скорее семитом, чем шумером. Семиты с запада и юга смешивались с шумерами на месопотамской равнине с самого начала возникновения поселений; как мы заметили ранее, десятки семитских заимствованных слов появляются в очень ранних записях шумеров, и самые первые цари Киша имели семитские имена.
Тем не менее существовали реальные различия между шумерами юга и семитами, которые в основном жили на севере — двумя расами, предки которых пришли в Месопотамию давным-давно из различных частей региона. На семитском языке, состоящем в родстве с более поздними языками Израиля, Вавилона и Ассирии, говорили на севере; на юге, в шумерских городах, говорили и писали на шумерском — языке, не связанном ни с одним другим из известных нам. Даже в тех районах, где шумеры и аккадцы перемешались, некоторые расовые различия все-таки существовали. Когда за полтора века до этого Лугуланнемунду из Адаба изгнал эламитов и временно утвердил себя над «четырьмя четвертями» Шумера, тринадцать человек из правителей шумерских городов, которые объединились против него, кичились шумерскими именами.‹80›
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима"
Книги похожие на "История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сьюзен Бауэр - История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима"
Отзывы читателей о книге "История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима", комментарии и мнения людей о произведении.