Вадим Демчог - Самоосвобождающаяся игра

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Самоосвобождающаяся игра"
Описание и краткое содержание "Самоосвобождающаяся игра" читать бесплатно онлайн.
Предостережения
Эта книга не имеет отношения к «чистоте передачи» конкретных духовных традиций! Скорее, она суммирует опыт художественного обобщения, опыт безответственной, артистической игры с информацией, почерпнутой при многолетней работе с методами которые эти традиции предлагают. Поэтому, ко всем иллюстрациям и цитатам есть смысл относиться как к поэтической вольности автора, и воспринимать их скорее как аналогии и примеры. Если кого-то интересует та, или иная духовная традиция непосредственно, то лучше обратиться к прямым источникам информации.
***
САМООСВОБОЖДАЮЩАЯСЯ ИГРА, или Алхимия Артистического Мастерства
Способность актера очаровывать зрителей
возникает лишь тогда, когда последние не знают,
как это делается. Держите свои методы в тайне.1
Дзэами Мотокиё2
Эта крайне спорная и противоречивая книга представляет собой предельно сжатый экскурс в несколько тем моей индивидуальной, как я ее называю, «мифо-технологии» игры. Излагая здесь опыт персональной самоорганизации в профессии, проще говоря, свою «кухню», я никому не хочу навязывать этот способ видения, так как это мое, и только мое восприятие артистических возможностей Ума3. А как известно, то, что может быть важным и полезным для меня, для других может оказаться совершенно неважным и абсолютно бесполезным.
Один из самых пытливых мастеров своего времени, Михаил Чехов, в 38 лет, пытаясь свести свою, мягко скажем, «непростую» кухню к некоему целому, писал следующее: «…в моем сознании начала складываться такая сложная философская система, что нечего и думать о применении ее к театральному искусству. Сам я, пожалуй, и смог бы использовать ее при постановке или игре на сцене, но как передать ее другим? Актеры, в особенности хорошие, боятся всяких рассуждений, систем и методов, которыми теоретики театра готовы задушить их. Я сам боюсь их до отчаяния, и вот я сам сочинил систему, которую без естествознания и астрономии, пожалуй, и не поймешь!»4
Исходя из этой оговорки, и следуя словам одного из общепризнанных мастеров игры Джорджо Стрелера: «Истинность или фальшивость какой-то театральной системы выявляется только на примере каждодневной сценической работы»5, а так же, следуя за тенью великого Эйнштейна, который утверждал что «…для объяснения событий во Вселенной человечество не сможет изобрести ничего нового, кроме как теорию игр»6, и наконец, просто в целях экономии времени, я «смонтировал» книгу в рекламном стиле, как методологическое пособие, по принципу «голограммы». Это означает, что «главки» текста являются серией динамических кадров, т. н. «пазлов», просматривая которые можно быстро сориентироваться — для вас эта информация или нет.
Таким образом, нет смысла брать этот чрезвычайно «избыточный» текст последовательным штурмом, главу за главой… Это, скорее, справочник, или лучше — «словарь» моих многолетних дневниковых записей, собранных по настоятельной просьбе моих друзей в одну книгу, и гораздо эффективнее исследовать их методом т. н. «прыжков по диагонали», с выхватыванием наиболее привлекательных заголовков. Выбирайте то, что интригует более всего, и входите через двери, которые распахиваются сами. В любом случае, если этот стиль мышления вам близок, входя через что-то одно, вы войдете в целое. Если же что-то из предложенного покажется не совсем сумасшедшим и, возможно, пригодным для использования, берите, наслаждайтесь и будьте счастливы. Если же напротив, вы не найдете здесь ничего что было бы полезно лично для вас, отбросьте книгу в сторону и наслаждайтесь поиском чего-либо еще, творите своё, и будьте счастливы с этим.
ДЕМЧОГ, 26.11.2001
Возможен и другой вариант, менее напоминающий «свирепый каннибализм»: находясь перед нами, Повелитель растворяется в свете, этот свет вливается в нас, и мы остаемся в сознании реализации недвойственного переживания Театра Реальности. В процессе дыхания, возможно, также, визуализировать учителя над собой и при выдохе отдавать все ему, или представлять себя в его сердце, а учитель при этом все что вокруг и т. д. и т. п. Все эти версии и варианты (которых огромное множество) приводят к одному: макрокосм и микрокосм — одно целое. И мы остаемся в этом переживании так долго и так хорошо как возможно484. Подобные формы визуализации и дыхания являются также фундаментом для Танца Сверхмарионетки (см. ниже), упражнений на развитие артистической пластики и голосового диапазона (таких как «Единое Тело», «Коллективное Горло»485, «Сити-Пати»486, «Тотальное Слово»487 и мн. др.)
И ЕЩЕ РАЗ: посредством этой формы дыхания мы вводим свой мозг в экстремальную позицию, в которой в сотни раз превышаются границы нормальных значений потенциала мозга, т. к. в этом мощном положении он одновременно производит бета-, альфа- и дельта-волны. Этот уникальный феномен закругленного электрического поля мозга, манифестирующий, с одной стороны, высокую энергетическую загрузку мозга, а с другой — одновременное глубокое расслабление, называется в ИГРЕ — ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ УМА!
35. Виртуальная позиция ума
Virtus означает «вдохновенный», т. е. «способный к победе»! «Обладать тем, что зовется virtus, значит обладать разрушительной силой, победоносным духом (Genius). Virtus доказывается непобедимостью»488.
И как это работает?
Из сказанного выше уже известно, что феномен ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ УМА в том, что в ней одновременно производятся бета-, альфа- и дельта-волны в нужных пропорциях489. Вспомним, что имеется в виду:
1) К уровню бета (внешний уровень Театра Реальности) мы имеем доступ в обычном состоянии бодрствования. Здесь частота мозговой активности волн 15–40 ц/с. Высшая отметка шкалы — 80 ц/с, состояние наивысшего возбуждения мозга, т. е. эпилептический припадок. В ИГРЕ уровень роли, обозначается буквой b(бета).
2) К уровню альфа (внутренний уровень Театра Реальности) мы имеем доступ в основном в состоянии сна, сопровождающегося сновидениями (так называемый REM, быстрое движение глаз). Здесь частота мозговой активности волн составляет 6 — 14 ц/с, и по ряду предварительных данных считается, что в этом состоянии мозг производит большое количество нейропептидов, повышающих иммунитет. Считается также, что ритм гения — от 16 ц/с и ниже. В ИГРЕ уровень актера, обозначается буквой a(альфа).
3) К уровню дельта (тайный уровень Театра Реальности) мы имеем доступ в основном в состоянии глубокого, или «медленного», сна, когда наш мозг производит от 1 цикла в две секунды до 5 циклов в секунду. В ИГРЕ уровень смотрящего пространства, уровень зрителя, обозначается буквой d(дельта). И этот (тайный) уровень поистине безграничен! Здесь вообще нет ничего! Никакого разделения на внешнее и внутреннее! Здесь мы едины со всей Вселенной.490
Но, как мы помним, ни один из этих уровней по отдельности не есть реальность! Но только все три вместе! Обычный ребенок, как я уже неоднократно указывал, переживает себя в этой позиции, погружаясь в естественное «состояние потока», в состояние игры.491 Когда это состояние единства возникает спонтанно — оно кажется очень простым, но при сознательной попытке соединить несоединимое — довольно капризно, требует внимания, упорства и многолетних упражнений. В счастливые мгновения встречи с этим положением Ума мы можем чувствовать, что, с одной стороны, исчезаем как личности, с другой — начинаем заполнять собой все театральное пространство… мы затаиваем дыхание вместе со зрителем; ровно и уверенно дышим вместе с актером; а также можем совершать невероятные дыхательные пируэты от имени роли… В этом «мистическом» состоянии соединения несоединимого все в нас и вокруг нас дышит и не дышит вместе с нами; «…каждый атом вибрирует интенсивной радостью и скрепляется любовью»492. Высшие бесстрашие, радость и любовь уже здесь, манифестируя состояние предельной эффективности.493 И как это происходит? Фактически, это как раз то, о чем не возможно говорить, и лучше обратиться к опыту великих. Вот он:
Я — не тот и не этот объект.
Я — то, что делает все объекты проявленными.
Я — высшее, вечно чистое.
Я — ни внутреннее, ни внешнее…
Не участвующее в иллюзии «того» и «этого».
Единственный без второго.
Реальность без начала…
Блаженство без конца…494
Или проще: «Когда я забываю, кто я такой, я служу тебе. Через служение я вспоминаю, кто я, и знаю, что я — это ты»495. Или совсем просто: «В моей собственной душе произошло величайшее из чудес — Бог вернулся к Богу!»496. Одним словом: «…больше нет отдельного эго, смотрящего в материальный мир, — есть только Бог, взирающий на Бога, сознание, наблюдающее свои проявления… Все люди, все существа, все живое — и уж конечно, не одно только эго — живут Божественным и в Божественном»497. То есть «…Наш мир озаряют два света. Один дает нам солнце; другим отвечает ему свет глаз. Мы можем видеть только благодаря их единению; мы будем слепы, если не станет одного из них»498. И последний раз, словами великого Гете и великолепного Ангелуса Силезиуса: «…глаз образовался в свете ради света, чтобы внутренний свет встретился с внешним»499; «Господь — мой центр, где я его объемлю, и окружение мое, где я в нем растворяюсь»500.
Так работает ВИРТУАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ УМА! У нее нет конкурентов. Это самая совершенная позиция из возможных: «…есть у меня в хоккее нечто куда более ценное, чем слава, и не сравнимое ни с чем… боюсь только, что в пересказе оно, это нечто, будет выглядеть слишком приблизительным. Его надо пережить самому, чтобы почувствовать и понять до конца. Я жду его всегда и всегда надеюсь, что свидание состоится. Всякий раз оно приходит неожиданно, и миг его начала неуловим. Я мчусь по льду, и шайба на кончике моей клюшки. И нет ничего, кроме игры. И сама она, игра, и ее ритм, и шайба, и мое тело покорны моей воле. В этот миг я ощущаю себя не просто сильным, я всемогущ, неудержим, и нет для меня в мире ничего невозможного. “Остановись, мгновение, ты прекрасно!” У каждого эти слова вызывают свои ассоциации, каждый живет ради своего мгновения. Я тоже. Оно уходит неожиданно и незаметно, как пришло. Но я знаю: оно возвратится снова»501. Здесь же, хорошим примером будут слова великого циркового жонглера Каро, которые приводит в своей книге Николай Демидов502, он говорит: «Я не наблюдаю шариков со стороны, я вступаю с ними вместе в одну общую движущуюся систему. Я живу их жизнью. Я действую как бы помимо своей воли: руки ловят и бросают сами, без моего рассудочного вмешательства. А иногда кажется, что сами шарики заставляют мои руки приноравливаться к ним и успевать за ними»503
Лично для меня самое первое и самое сильное сознательное переживание присутствия в Виртуальности связано с участием в одной из коллективных сессий Холотропного дыхания Станислава Грофа. После примерно 40 или 50 минут интенсивной практики я оказался в переживании, в котором с удивительной ясностью созерцал себя самого, рождающего себя же. То есть: я смотрел, я рождал (т. е. творил роды), и я же рождался. Все это, по рассказам ситтеров504, сопровождалось невероятной силы спазмом в щиколотках и запястьях, обильными слезами и самым искренним смехом из возможных. Это было присутствие в 100 %-ной Виртуальности. Можно сказать, что боль в запястьях и щиколотках я переживал на уровне роли, динамично пробивающейся через накопленные блоки к преодолению; на уровне актера я испытывал радость игры и именно в этом причина смеха; а на уровне зрителя я заливался слезами, наслаждаясь процессом самоосвобождающейся трансформации. Затем, становясь с годами все более устойчивой, эта позиция Ума много раз посещала меня, например, на танцевальной вечеринке с друзьями, в моменты занятия любовью, при предельном разгоне машины на хорошей дороге и, конечно же, на театральной сцене, закругляя весь мой опыт в неописуемое состояние вращения Колеса Высшей Радости. Можно сказать, что, находясь в этой позиции, тело как бы «…действует “само”, без контроля со стороны человека, когда мысли отсутствуют и «руки опережают сознание»… само же сознание при этом расширяется…»505. Считается также, что эта позиция наделяет обладателя тремя великими способностями: ВЛАСТЬЮ, НЕЗАВИСИМОСТЬЮ и СИЛОЙ.506 Как я отмечал выше, даже боль здесь переливается всеми цветами радуги, вибрируя глубочайшим смыслом и интенсивным наслаждением. Одним словом, все, что бы ни происходило в данном положении Ума, все полно радости, величия и гармонии… Соединяясь в одно целое интенсивной электрической природы вибрацией, это переживание, вероятно, и называется ЛЮБОВЬЮ, в ее освобожденной от личностной фиксации, т. е. самоосвобождающейся потенции, в ее самом высоком и чистом проявлении.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самоосвобождающаяся игра"
Книги похожие на "Самоосвобождающаяся игра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Демчог - Самоосвобождающаяся игра"
Отзывы читателей о книге "Самоосвобождающаяся игра", комментарии и мнения людей о произведении.