» » » » Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс


Авторские права

Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс

Здесь можно купить и скачать "Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс
Рейтинг:
Название:
Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Описание и краткое содержание "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" читать бесплатно онлайн.



В пособии представлены учебно-методические материалы к проведению с учащимися 2 класса интегрированных занятий по вопросам изобразительного искусства, славянской мифологии, музыкального фольклора, в основе которых художественные образы, характерные для традиционной народной культуры.

Пособие адресовано учителям начальных классов общеобразовательных школ, педагогам, работающим в системе дополнительного образования, в школах с углубленным изучением народной культуры.






По окончании урока учитель проводит итоговую беседу по вопросам:

Кто такой домовой?

Кто был его предком?

Какие обряды связаны со строительством дома?

Кого по традиции славяне пускают в новый дом первыми?

Примечание. В свободное от занятий время педагог может прочитать детям рассказ.

Выделился из семьи старший брат и задумал себе избу ставить. Решил новый хозяин под стройку взять обжитое место, ведь без людской помощи никакое дело не сладится. Сто помощников срубили в лесу по дереву, потом на место доставили. Рубили поздней осенью, когда дерево не в соку, а вывозили по первому снегу, чтоб везти было легче. Потом новые хозяева сговорились с плотниками. Те помолились на восход солнца, выпили за успех дела, да и начали топорами стучать с ранней зари до сумерек.

А как работа была выполнена, случилась незадача: один из работников, человек нездешний, с обычаями не знакомый, стукнул разок в дверь и, не дожидаясь, когда хозяева в дом позовут, сам вошел, да прямиком – в красный угол, так и уселся на лавку под иконами. Хозяева так и ахнули! Хотели взашей вытолкать «нахала» вон, да не решились – все ж человек им избу строил, старался.

А тот, словно ничего и не случилось, говорит:

– Ну что, хозяева, переночую я у вас, а на заре домой отправлюсь.

Постелили ему. Сами улеглись, да только спать в эту ночь никому не довелось. Вдруг среди ночи как закричит плотник:

– Ай-я-яй! Кто по мне мохнатыми руками шарит? Да что ж ты мне на ноги сел?

Смотрят хозяева, а никого не видно. Только плотник корчится, да кричит истошным голосом:

– Ой-е-ей! На грудь-то не дави, супостат, вздохнуть не могу! Что ж ты, нечисть, рот-то мне зажимаешь?! Что я тебе такого сделал? Покажись хоть, кто ты такой! Ай-я-яй, все, не могу больше!

Вскочил плотник с лавки и, не прощаясь, на иконы не перекрестившись, выскочил вон из дома, дверью хлопнул. Так и убежал ночью в лес: неизвестно, добрался ли до дома или в лапы к лешему попал, а уж тот заведет в самую чащу, сгубит.

Испуганные хозяева посматривали друг на друга, не зная, что и подумать, а тут кто-то по стеночке постучал, да голосок старческий похихикал. Поняли хозяева, что поселился у них в избе «хозяин», признал их, да и от человека непочтительного защитил.

Рис. 4. Образ домового

Но время позднее – спать надо – снова легли. Кто-то до рассвета их по лицам мохнатыми лапами гладил, ласкал, успокаивал. И почудилось хозяину, кто-то ему в самое ухо сказал:

– Завтра поезжай лошадку покупать. Что за дом без лошадки-то? Только смотри, гнедую не бери! Никакой не бери, кроме пегонькой, такая мне по нраву, а другую до смерти заезжу!

Проснулся хозяин, подумал было, что голос ему почудился, глядь: а борода у него косичками завита! Не иначе как домовой постарался.

Рис. 5. Образ домового

А «хозяина» ослушаться никак нельзя: поехал да и купил пегонькую лошадку. Наутро зашел в конюшню глянуть на скотинку, а у нее вся грива завита косичками, значит, домовой стал за ней присматривать, да и за всем хозяйским домом.

(Калашникова В. Славянская мифология. М., 2001)

Тема

«Коляда, коляда, накануне рождества»

Цели:

• знакомить с традициями и обрядами праздника Рождество;

• формировать умение сравнивать, анализировать традиции и их сохранность в наши дни;

• воспитывать интерес к народной культуре, уважение к наследию традиций своего народа.

Материалы: иллюстрации на тему рождения Христа, фотографии с атрибутами рождественских празднеств (маски, звезда, старые новогодние игрушки).

Ход урока

Педагог . Кто мне скажет, когда отмечается праздник Рождество у славянских народов?

Дети . Это старинный праздник Нового года, который отмечается 7 января.

Педагог . Да, это очень старая традиция встречи Нового года. Рождество открывает календарь зимних праздников. Это церковный праздник. По преданию православная церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Многие традиции празднования Рождества в России, как и в других христианских странах в наши дни, были связаны с событиями Святой ночи, когда неподалеку от Вифлеема, в пещере, куда пастухи загоняют скот в непогоду, родился у Девы Марии необыкновенный Младенец – Иисус Христос . (Учитель показывает иллюстрации с изображением сцены рождения Христа.)

В древние времена в Римской империи, на 25 декабря выпадало торжество, которое связывали с обновлением мира. Называли его Днем Солнца. С этого дня солнечное время суток начинало увеличиваться, а наши далекие предки – язычники, веселились, поминая бога Митру. Считался данный день – днем зимнего солнцестояния. На Руси катали с гор зажженное колесо, которое символизировало солнце. Сегодня этот праздник в городах забыли, но есть села и деревни где его отмечают до сих пор. Именно с этого праздника во всем мире начинают отмечать длинную череду зимних праздников.

Кто скажет, чем традиции празднования Нового года отличаются от традиций празднования Рождества?

Дети . На Рождество всегда проводятся колядки. Все ходят с рождественской звездой по домам и прославляют хозяев дома. Им за это дают угощения.

Педагог . Коляда – один из персонажей Рождества, а колядование – обряд этого праздника. С древних времен существует много традиций, связанных с этим праздником. День перед Рождеством называют рождественским сочельником. Раньше на Руси, да уже и сегодня многие люди соблюдали 40-дневный пост, когда из пищи исключаются продукты животного происхождения (мясо, молоко, яйца, масло и т. п.). Но пост это не только воздержание от пищи. В Церковном стихире пишется: «…будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, чтобы Бог принял твой пост». Кто скажет, что особенно важно в соблюдении поста?

Дети . Важным является доброта человека, нельзя ссориться друг с другом, уважать мнение товарища.

Педагог . Правильно, для наших предков всегда было важно поведение человека, почитали такие качества, как доброта, уважение к ближнему, терпение. Мы тоже должны начинать Новый год с добрых дел. В народе говорят, как Новый год встретишь, так его и весь год проведешь.

Заканчивался пост в ночь перед Рождеством. Появление первой звезды – было сигналом для начала трапезы. За столом собиралась вся семья. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи, как правило, хозяйка дома, поздравляла всех с праздником.

Стол накрывали белоснежной скатертью, сервировали лучшей посудой, заставляли традиционными блюдами. Блюд насчитывалось 13. К столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Трапеза была безалкогольной, а все блюда постными, заправленными растительным маслом, без молока и сметаны.

После сочельника в Рождественскую ночь накрывался другой стол, и начинался уже основной праздник Рождества Христова с мясными пирогами, творожными варениками со сметаной. Пели колядки и проводили гадания.

Рождественский сочельник подводил черту под прожитый год, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние праздники – святки. В древности люди считали, что с этого момента начинается возрождение сил природы. В честь ее воскресения от зимнего сна совершались обряды на празднике Коляды. Кто такой Коляда?

Дети . Это, наверное, славянский бог.

Педагог . Слово «календы» пришло в русский язык из Византии, где оно обозначало первое число каждого месяца, по которому велся счет. Впоследствии это слово стало в основном употребляться для обозначения январских календ – с 14 декабря по 1 января – как начало года. Попав в русский язык, слово «календы» превратилось в «коляду». А так как произношение его было непонятно славянскому народу, то оно тут же превратилось в таинственное живое существо, главное действующее лицо зимнего праздника. Можно сказать, что Коляда для наших предков была вроде Деда Мороза, Снегурочки, но считалось лицом женского пола.

Многим богам поклонялись древние славяне: богу ветра, богу грома, богам земли, но главным богом был Святовит. Он нес свет, а со светом – тепло и весну. Может быть, поэтому и назывались зимние праздники святками – в честь бога Святовита, или по-другому они назывались Колядками. Для того, чтобы участвовать в этом празднике, необходимо наряжаться – надевать маски или как их раньше называли – личины. Посмотрите на эту маску и способ ее изготовления (рис. 6). В свободное от уроков время я покажу вам, как изготовить такую маску-личину. Это связано с древним обычаем «рядиться» – все надевали необычные одежды. Ряженые ходили по домам, желали хозяевам достаток и благополучие. Те в свою очередь давали угощение, подарки. Суть ряженья и обходов каждого дома на святки: обеспечение будущего урожая силой волшебного слова и силой обрядового действия – ответного одаривания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Книги похожие на "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лидия Неретина

Лидия Неретина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лидия Неретина - Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс"

Отзывы читателей о книге "Конспекты по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 2 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.