Рольф Байер - Царица Савская

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Царица Савская"
Описание и краткое содержание "Царица Савская" читать бесплатно онлайн.
Одна из популярнейших и самых загадочных фигур в мировой культуре предстает перед нами в этой книге. Автор скрупулезно собрал все, что известно о царице Савской. Ее изображения и описания сведены воедино в захватывающем повествовании, отличающемся научной точностью. Каждый факт, каждое самое смелое предположение подкреплены анализом и сопоставлением древних и новых текстов и других свидетельств жизни легендарной царицы.
Сочетание достоверности и увлекательности, обилие иллюстраций делают книгу о царице Савской интересной для самого широкого круга читателей.
«О благословенное древо, на котором был распят Бог, не земля тебя будет носить, но будешь ты смотреть в широкое небо, когда однажды воссияет новый огненный лик Бога».
Было просто отнести это изречение к предсказанию царицы. Включение пророчествующей царицы Савской в легенду об обнаружении креста произошло только в западнохристианской церкви. Византийские историографы говорили только о царице Сивилле, однако у них отсутствует связь с предсказывающей крест царицей Савской.
С превращением языческой Сивиллы в царицу Савскую меняется также характер сивиллиных пророчеств. В античности Сивиллы предвещали беды и катастрофы. Пророчествующая царица не ограничивается предсказанием несчастий.
В предсказании креста царицы Савской сливаются воедино беда и благо, жизнь и смерть. Крест Христа, в котором таится смерть, — это не беда и катастрофа, а залог жизни и спасения.
Пророчествующая царица Савская получила распространение прежде всего в немецких текстах. Приблизительно в 1275 г. один немецкий поэт, предположительно Генрих фон Фрайберг, пишет «Легенду о Святом Кресте», в которой речь идет не о царице Савской, а о царице Сивилле:
Долгое время лежало бревно
Как мост через тот ручей,
Пока через много лет
Восточная царица Сивилла
не пришла на пути
К властелину Иерусалима,
Чтобы научиться его мудрости,
Которая прославилась
в далеких странах.
И вот подошла она
К воротам Иерусалима.
Но прежде чем войти в ворота,
Она заметила святой ствол.
И склонилась царица,
Молясь, упала на колени,
И приподняла подол платья
Босой ногой.
Тогда, исполненная благодати, она
Сказала, смиренно склонив голову
И обратив слова к себе самой:
Знак Суда
Открылся моему взору:
Все на земле будут
Купаться в своем поту.
И когда она с царем многое
Обсудила и цели путешествия достигла,
Она попрощалась и отправилась
Назад, на родину.
Но в Германии не остановились только на связи царицы Савской с ясновидящей Сивиллой и их обеих — с легендой об обнаружении креста. Наконец, и в немецкие предания проник будоражащий фантазию и отталкивающий сюжет из восточных легенд об уродстве ноги.
Именно из франконско-баварского культурного ареала мы получили сведения о ясновидящей царице Савской с гусиной лапой. Вернемся еще раз к указанию, которое дает нам древнейший текст. Оно находится в «De imagine mundi» («Об образе мира»), среди анонимной рукописи, которую пересказал еще в конце 12 в. Гонорий Аугсбургский. Саба понималась как собственное имя царицы, и Гонорий сообщает, что царица была эфиопкой Сивиллой с гусиной лапой. Когда она дошла до Кедрона и намеревалась пройти по деревянному мосту, она в мостовом покрытии узнала дерево, из которого будет сделан крест Иисуса. Она не осмелилась идти по мосту и перешла ручей вброд. И что же происходит? Чудесным образом ее гусиная лапа превращается в неповрежденную человеческую ногу.
Но Гонорий сообщает еще об одном странном обстоятельстве. Он приписал царице Савской не только гусиную лапу, но и упоминает о ее «сверкающих как звезды глазах». Как могло случиться, что у царицы глаза сверкают как звезды? Здесь нужно вспомнить знаменитые слова языческой Сивиллы, где она предсказывает крест. Крест появится когда «воссияет новый огненный лик Бога», так сказано в 6-й «Сивиллиной книге». Следовательно, обе — и языческая Сивилла и царица Савская — являются провозвестницами креста Иисуса. Сивилла узрела распятие в сиянии божественного лика, у царицы Савской глаза сверкают как звезды — отражение несравненного знания.
Легенда о Сивилле с гусиной лапой из Сабы пользовалась, как видно, большой популярностью. Во всяком случае, она была известна паломникам. Например, Мартин Кетцель из Аугсбурга, который в 1476 г. совершил паломничество в Иерусалим, в своих путевых заметках пишет следующее:
«Там через ручей Кедрон был проложен мост, из него был сделан Святой Крест, на котором умер Господь наш Иисус Христос. Когда Сивилла во времена Соломона это предугадала и не пожелала по нему пройти, а пошла через ручей вброд, ее гусиная лапа стала человеческой ногой».
В Нюрнберге Сивилла с гусиной лапой из Сабы попала даже в учебник для художников. В архивах 15 в. находятся правила, как нужно рисовать легенду о дереве для креста.
В «Шедельской мировой хронике» 1493 г. гравюре на дереве изображает царицу рядом с Соломоном явно как Сивиллу. Текст, расположенный рядом, гласит:
«Когда до царицы Савской дошли слухи о славе Соломона, она отправилась с конца земли послушать его мудрость. И он рассказал ей обо всем, что она спросила. Увидев его дом и челядь, услышав его мудрость, она все это похвалила, и они обменялись многочисленными подарками. Соломон сделал трон с шестью ступеньками, чтобы все люди на земле видели его лик. Так как Саба была прорицательницей, ее называли Сивиллой. Тогда она и предсказала Святой Крест и разрушение Иерусалима» (лист 47й).
В этом тексте обращает на себя внимание то, что царица Савская зовется Сивиллой, но пресловутой истории с гусиной лапой не упоминается. Здесь она появляется не только как Сивилла креста, но и как провозвестница крушения Иерусалима. Эта сюжетная линия до сих пор еще не встречалась.
Хроника перечисляет сыновей Давида и дает их портреты: у него (Давида) в Иерусалиме родились сыновья Салма, Саба, Натан, Соломон от Берсабы, свободной женщины. Библия же говорит только о Соломоне, который родился от Вирсавии. То, что. нас озадачивает, так это наличие брата Соломона по имени Саба, который в Библии нигде не засвидетельствован. Мы не можем его связать с царицей Савской.
Совершенно невероятную историю содержит датская легенда 17 в. Она получила широкое распространение и пользовалась большой популярностью. Легенда в некоторых деталях и особенно в последовательности событий отклоняется от истории обнаружения креста, однако заслуживает внимания из-за народного колорита:
«Во времена Христа жила одна женщина, которую звали Сивилла. Она часто следовала за Христом, была у его креста, когда он умирал, и прожила много лет, после того как он был распят. Но она совершила большой грех, не известно какой, и в наказание нога ее стала гусиной лапой. Крест Христа, после того как он был с него снят, положили как мостик через реку. Однажды туда вместе с другой женщиной пришла Сивилла. Та перешла по кресту через воду, но Сивилла не осмелилась ступить на крест, на котором был распят Спаситель, она сказала, что недостойна прикоснуться к нему. Поэтому она вдоль мостика перешла реку вброд, но когда дошла до другого берега, произошло чудо: ее гусиная лапа стала красивой человеческой ногой. Это случилось потому, что она смирилась перед Господом».
В датской легенде царица становится Сивиллой с гусиной лапой, но она больше не является пророчицей, так как ее встреча с крестом происходит после распятия.
Воистину фантастический масштаб приобретает фигура царицы Савской в народной книге «О сивиллином пророчестве». Древнейшая немецкая рифмованная версия относится к 1321 г… Версия в прозе имела поразительный успех и популярность вплоть до 17 в. И не без оснований! Царица Савская не ограничивается предсказанием креста и поклонением ему. И исцеление гусиной лапы вряд ли могло послужить причиной для продолжительной популярности этой книги. Первая часть, разумеется, содержит повторение легенды об обнаружении креста. Пророчество начинается от сотворения мира, продолжается историей о райской ветви, которая была принесена умирающему Адаму. Она расцвела на его могиле, использовалась при строительстве храма Соломона, но не подошла, была «отвергнута» и стала частью мостового покрытия. Это все нам известно, как и история о царице, не посмевшей ступить на дерево креста при переходе через Кедрон.
Новшеством является то, что царица делает пророчества, которые выходят далеко за рамки предсказания креста. В особенности (и это вызвало успех книги) она прозревает будущее и предсказывает судьбу немецких королей и императоров, причем на манер Сивилл она называет только начальные буквы их имен: Сивилла креста стала политической Сивиллой. Возрождаются надежды и страхи неспокойной эпохи, предсказывается апокалиптический век Видения гибели и конца света, религиозные и политические пророчества тесно переплетаются друг с другом. Об одном из пророчеств мы узнаем из рукописи 15 в., где говорится, что «царица Сивилла» прибывает в Рим и там произносит охватывающее весь мир пророчество о восьми солнцах. Каждое солнце представляет век, начиная с эпохи Августа и рождения младенца Христа. Перед нами предстает страшная эпоха после падения Гогенштауфенов, а также смут 14 в. Борьба за власть между Людвигом Баварским и Фридрихом Австрийским особенно возбуждала фантазию предсказательницы. «Осень Средневековья» описывается в апокалиптических красках. К ужасам войн добавляются чума и голод.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Царица Савская"
Книги похожие на "Царица Савская" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рольф Байер - Царица Савская"
Отзывы читателей о книге "Царица Савская", комментарии и мнения людей о произведении.