Рольф Байер - Царица Савская

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Царица Савская"
Описание и краткое содержание "Царица Савская" читать бесплатно онлайн.
Одна из популярнейших и самых загадочных фигур в мировой культуре предстает перед нами в этой книге. Автор скрупулезно собрал все, что известно о царице Савской. Ее изображения и описания сведены воедино в захватывающем повествовании, отличающемся научной точностью. Каждый факт, каждое самое смелое предположение подкреплены анализом и сопоставлением древних и новых текстов и других свидетельств жизни легендарной царицы.
Сочетание достоверности и увлекательности, обилие иллюстраций делают книгу о царице Савской интересной для самого широкого круга читателей.
Оригинал ковчега в аксумском соборе до сих пор тщательно охраняется от посторонних взглядов, так как именно в Эфиопии особенно глубоко укоренилась вера в магию и «дурной глаз». Когда в 1881 г. в Аксуме ученый Герхард Рольфе захотел увидеть ковчег, ему в этом отказали. Никто, кроме избранных Богом священников, не может выдержать вида ковчега — так звучало обоснование первосвященника Небурэеда. Кажется, только армянскому священнику Тимофею одному удалось посмотреть на ковчег, который он описал так:
«Этот ларец представлял собой изготовленный в Индии сундучок. Когда его открыли, мы увидели скрижали с Десятью Заповедями. Мы вынули их и внимательно рассмотрели. Камень был красноватым мрамором, такого вида, какой обычно находят в Египте. Доска была четырехугольной, длиной 24 см, шириной 22 см и толщиной только 3 см. По краям выгравированы цветы; посередине мы увидели другой квадрат в виде тонкой цепочки, а между этими двумя квадратами были начертаны Десять Заповедей — пять на одной стороне и пять на другой. На нижней части таблички находились три буквы, значение которых нам никто не смог объяснить. Камень не казался старым, он был как минимум 13 или 14 века».
Но действительно ли отец Тимофей видел оригинал ковчега или ему подсунули копию? Сколько бы ни спорили историки и ученые, в любом случае «Kebra Nagast» приложила немало усилий в разработке грандиозной государственной теологии, которая проистекала из судьбы царицы Савской. Мимолетная любовная связь основала веками существующую царскую династию и дала стойкую веру в присутствие Божьей милости в Эфиопии.
Эти элементы наложили особый отпечаток на эфиопскую церковь, который отличает ее от всех других проявлений христианской религии, и ее, как это часто бывает, нельзя смешивать с египетской коптской церковью. Государственная теология «.Kebra Nagast» гарантировала преемственность и порядок в обществе с бесчисленными племенами, религиями, языками и традициями. Эпос в историческом повествовании сформулировал надежду на мессианское царство мира в Эфиопии:
«Царь Эфиопии прибыл в свою страну с большой радостью и удовольствием, торопясь туда с песнопениями, флейтами и колесницами. Как рать небожителей, они дошли наконец из Иерусалима до своей страны, в город Вакером. Там он с кораблем послал известие Македе, царице Эфиопии, чтобы сообщить ей, как хорошо они были приняты, как ее сын стал царем, что они привезли с собой небесный ковчег Сиона.
Она с радостью выслушала это сообщение и приказала глашатаю объехать все принадлежащее ей царство и оповестить, что она собирается выехать навстречу сыну, и особенно из-за ковчега, небесного ларца бога Израиля. Впереди нее трубили в рог, и весь народ Эфиопии от мала до велика радовался. Ее ратники тоже шли с ней, чтобы встретить своего царя. Она прибыла в город, который был столицей Эфиопского царства, а позже столицей христианской Эфиопии (Аксум). Туда она велела привезти бесчисленные благовония: из Индии и Балта, из Алсафу и Азазата (?). Сын же ее ехал дорогой от Азъяба до Вакиро (Вакером) и прибыл в столицу Эфиопии, которую она сама приказала построить, и которая была названа в ее честь — «Гора Македы».
Эта Гора Македы, не подверженное влиянию времени свидетельство о царице Савской, находится до сих пор рядом с Аксумом.
Глава 13
БОРЬБА СО ЗМЕЕМ
Помимо «Kebra Nagast» с «официозной» историей царицы Савской и описанием ее значения для возникновения «теологии царства», существует множество народных сказаний. Они глубоко укоренились в мире древних африканских мифов. В центре этих мифов тоже стоит царица Савская, но с чертами характера, которые остались неучтенными в «Kebra Nagast».
Особенно в устных преданиях, популярных в провинциях Тигре и Эритрея, были версии истории о борьбе со змеем, где более или менее замешана царица Савская. Иногда речь идет о змее, иногда о драконе. Царицу теперь зовут Этье Азиеб, что является переводом библейского имени «царицы Юга», в других версиях царицу зовут Македа. Мы перескажем исчерпывающую историю из Эритреи. Начало ее воссоздает мифический мир райского века, который характеризуется иначе, чем в библейской традиции:
«Адам и Ева хотели быть как Бог. Когда они вкусили от запретного плода древа познания, они узнали друг друга и «возлегли». В ту же ночь огромный дракон подполз к близлежащей реке и «замутил» воду своим семенем. Когда Ева утром искупалась на том же месте, она забеременела от змея. В положенное время она родила дочь и маленького дракона. Соседи посещали мать, чтобы пожелать ей счастья, и дивились странным близнецам. Сын дракона подрос и объявил себя властелином страны. В течение четырехсот лет чудовищу платили дань.
Но из страны савеев пришел освободитель, по имени Агабос. Он долго наблюдал за драконом, когда тот ел. С помощью жены он изготовил из плодов маренцевого дерева (strychnos abyssinica) смертельный черный яд и размешал его в лепешке. За этим наблюдала его дочь. Это была Македа, будущая царица Юга. Агабос накормил отравленной лепешкой козу и пустился в путь к пещере чудовища, взвалив козу на спину. Змей жадно съел отравленное козье мясо и нашел бесславный конец. Агабос отсек ему голову мечом и показал народу свой победный трофей. После этого он был провозглашен царем Эфиопии. Казалось, что с властью змея навсегда покончено.
Царь Агабос состарился, страна процветала, но кто должен унаследовать ему, глубокому старику? Агабос предложил в престолонаследницы свою дочь Македу, но народ запротестовал. Агабос умер и был похоронен в соответствии с эфиопским погребальным ритуалом. По истечении сорока дней траура князья предложили Македе отказаться от трона, и она начала борьбу за него. Ей не оставалось ничего другого кроме как использовать средство политического убийства. Ночью она отправилась к могиле отца и молила его вернуть змея назад. И действительно, из пещеры стремительно выскочило чудовище, со страшной жадностью накинулось на людей и животных, посеяло страх и вызывало хаос. Ему было недостаточно одного скота в качестве жертв.
Тогда народ стал умолять Македу уничтожить чудовище. Если ей это удастся, она получит царский трон. Но Македа немного повременила перед тем как приговорить к смерти чудовище за пожирание людей. Она сама исполнила приговор, размозжив камнем голову страшного змея. Македу короновали, и она устроила царский пир. Силы хаоса и анархии были укрощены; царице Савской приписали в заслугу их уничтожение, после того как она сама преднамеренно выпустила их на свободу».
Этот миф о змее является свидетельством о переходе из одного состояния в другое. В его основе явно просматривается обычай «ритуальной» анархии, которая начинается после смерти правителя и заканчивается восшествием на трон нового царя. Этот обычай объясняет также, почему борьба со змеем, то есть с хаосом и анархией, происходит дважды.
Переходу от хаотической анархии к стабильности и порядку соответствует другой — замена «демократического» права при выборе царя народом династическим «правом по крови» при престолонаследовании.
В третьих, в подтексте этой истории описан переход от «природного состояния» к «состоянию культурному». За фазой беззащитности перед необузданными силами природы — здесь их воплощает змей — следует цивилизованное состояние, на которое указывают новые орудия, такие как меч Агабоса, яд и новая династическая царская власть. Но, должно быть, подразумевался еще один переход: освобождение от африканского культа змеи.
Почитание змеи является отличительным признаком многих африканских культов. С ней особенно связывалось плодородие и зачатие. В самом начале нашей истории тоже обращается внимание на оплодотворяющую силу змеи, когда Ева от нее забеременела. Когда Агабос убил змею, земля, на которой ее убили, отличалась особым плодородием. Большие урожаи тефа (вид эфиопского злака) собирают именно на змеиной земле. Во всяком случае это рассказывается в амхарском тексте первой половины нашего века.
Эфиопский список царей называет даже первым царем Арве-змея. Это напоминает царя змей, который появляется в египетской «истории о потерпевших кораблекрушение»: один из потерпевших кораблекрушение спасается на плодородном острове, на котором милосердно царствует змея. Вакаранга (негритянское племя Центральной Африки) рассказывают об одном царе, по телу которого проползла змея, что вызвало вожделенный дождь после длительной засухи. У племени манде в Южном Судане змея Коронго располагает многочисленными волшебными средствами, среди которых — средство омоложения. Африканские племена давра и аура рассказывают, как и эфиопский текст, о достижении власти посредством убийства змеи.
Но мистическая змея играет важную роль не только в Африке. В вавилонском мифе о сотворении мира «Enuma elisch» в начале мироздания стоит чудовище Тиамат, которого убил юный герой Мардук. Из разорванного тела змеи-хаоса образуюте я небо и земля. До нас дошла примечательная история о змее времен странствования евреев по пустыне. Бедствие от змей можно было устранить только с помощью сооружения «железного змея», к которому должны были обращаться обреченные на смерть. Реликт традиции, когда змеи культово почитались?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Царица Савская"
Книги похожие на "Царица Савская" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рольф Байер - Царица Савская"
Отзывы читателей о книге "Царица Савская", комментарии и мнения людей о произведении.