Вадим Демчог - Самоосвобождающаяся игра

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Самоосвобождающаяся игра"
Описание и краткое содержание "Самоосвобождающаяся игра" читать бесплатно онлайн.
Предостережения
Эта книга не имеет отношения к «чистоте передачи» конкретных духовных традиций! Скорее, она суммирует опыт художественного обобщения, опыт безответственной, артистической игры с информацией, почерпнутой при многолетней работе с методами которые эти традиции предлагают. Поэтому, ко всем иллюстрациям и цитатам есть смысл относиться как к поэтической вольности автора, и воспринимать их скорее как аналогии и примеры. Если кого-то интересует та, или иная духовная традиция непосредственно, то лучше обратиться к прямым источникам информации.
***
САМООСВОБОЖДАЮЩАЯСЯ ИГРА, или Алхимия Артистического Мастерства
Способность актера очаровывать зрителей
возникает лишь тогда, когда последние не знают,
как это делается. Держите свои методы в тайне.1
Дзэами Мотокиё2
Эта крайне спорная и противоречивая книга представляет собой предельно сжатый экскурс в несколько тем моей индивидуальной, как я ее называю, «мифо-технологии» игры. Излагая здесь опыт персональной самоорганизации в профессии, проще говоря, свою «кухню», я никому не хочу навязывать этот способ видения, так как это мое, и только мое восприятие артистических возможностей Ума3. А как известно, то, что может быть важным и полезным для меня, для других может оказаться совершенно неважным и абсолютно бесполезным.
Один из самых пытливых мастеров своего времени, Михаил Чехов, в 38 лет, пытаясь свести свою, мягко скажем, «непростую» кухню к некоему целому, писал следующее: «…в моем сознании начала складываться такая сложная философская система, что нечего и думать о применении ее к театральному искусству. Сам я, пожалуй, и смог бы использовать ее при постановке или игре на сцене, но как передать ее другим? Актеры, в особенности хорошие, боятся всяких рассуждений, систем и методов, которыми теоретики театра готовы задушить их. Я сам боюсь их до отчаяния, и вот я сам сочинил систему, которую без естествознания и астрономии, пожалуй, и не поймешь!»4
Исходя из этой оговорки, и следуя словам одного из общепризнанных мастеров игры Джорджо Стрелера: «Истинность или фальшивость какой-то театральной системы выявляется только на примере каждодневной сценической работы»5, а так же, следуя за тенью великого Эйнштейна, который утверждал что «…для объяснения событий во Вселенной человечество не сможет изобрести ничего нового, кроме как теорию игр»6, и наконец, просто в целях экономии времени, я «смонтировал» книгу в рекламном стиле, как методологическое пособие, по принципу «голограммы». Это означает, что «главки» текста являются серией динамических кадров, т. н. «пазлов», просматривая которые можно быстро сориентироваться — для вас эта информация или нет.
Таким образом, нет смысла брать этот чрезвычайно «избыточный» текст последовательным штурмом, главу за главой… Это, скорее, справочник, или лучше — «словарь» моих многолетних дневниковых записей, собранных по настоятельной просьбе моих друзей в одну книгу, и гораздо эффективнее исследовать их методом т. н. «прыжков по диагонали», с выхватыванием наиболее привлекательных заголовков. Выбирайте то, что интригует более всего, и входите через двери, которые распахиваются сами. В любом случае, если этот стиль мышления вам близок, входя через что-то одно, вы войдете в целое. Если же что-то из предложенного покажется не совсем сумасшедшим и, возможно, пригодным для использования, берите, наслаждайтесь и будьте счастливы. Если же напротив, вы не найдете здесь ничего что было бы полезно лично для вас, отбросьте книгу в сторону и наслаждайтесь поиском чего-либо еще, творите своё, и будьте счастливы с этим.
ДЕМЧОГ, 26.11.2001
И еще раз: ВОТ НАУКА СВЕРХМАРИОЕТКИ! Использование страстей путем полного интегрирования с ними, при условии органичного присутствия в Виртуальной Позиции Ума, традиционно именуется, — БЕЗУМНОЙ МУДРОСТЬЮ! И что это за зверь?
51. Игра в безумную мудрость
Ха! Даже простое слышание об этой фантастической возможности нашего Ума уже повергает человеческий мозг в глубокое волнение и трепет. И почему? Потому что БЕЗУМНАЯ МУДРОСТЬ — это вдохновение и абсолютное бесстрашие: «…ее сила состоит в том, что она может свободно импровизировать в зависимости от ситуации»732. При этом «…степень нашего бесстрашия является спидометром нашего здравомыслия… То есть, чем нормальнее мы становимся, тем дальше мы имеем право зайти. И тем больше верим в свои собственные силы»733. Так рождается легендарный трикстер, “святой дурак”734, маламатийа735, или, говоря терминами процессуально ориентированной психологии Арнольда Минделла — играющий с миром фасилитатор736.
В основе своей этот род мудрости «…не связан с какой-либо особой идеей упорядоченности… он полностью спонтанен и реагирует на то, что заключено в самой ситуации, без какого бы то ни было интеллектуального напряжения»737. Можно даже сказать, что этот сорт мудрости идентичен хаосу, неотделим от него, и более того, неся в сердце благословение числа π, равен ему по силе, т. е. «…способен танцевать с ним в паре»738. И здесь, совсем в стиле дзенского «коана»739, в нашем распоряжении оказывается весь диапазон эмоциональных полуфабрикатов, «законсервированных» в мировой истории, литературе и драматургии, от сияющих всеми цветами радуги состояний экстатического счастья до мрачных катакомб убийства, самоубийства и сумасшествия. И почему? Потому что мы знаем, что все это является энергией! ЧИСТОЙ ЭНЕРГИЕЙ! В этом смысле СВЕРХМАРИОНЕТКА БЕЗУМНА! Точно так же как «…ангелы голыми пятками танцуют на свечах», ОНА СКАЧЕТ ВЕРХОМ НА БЕШЕНОМ КОНЕ ЧИСТОЙ ЭНЕРГИИ! Ее танец является воплощением тотального бесстрашия, радости и любви! И следуя примеру знаменитого «жестокого клоуна» Лео Басси740, а так же, наставлениям ницшевского Заратустры «ЖИВИ ОПАСНО!»741 — нет во Вселенной ни одной бездны, в которую она не прыгнула бы, переполняемая восторгом и приговаривая: «Если ты упал, то поднимись не с пустыми руками»742, и не поднялась бы с победой!
Итак, «Все, что можно основательно поколебать — необходимо поколебать, и если оно не устоит — так тому и быть»743! И здесь, совсем на своем месте, окажется великое, скандальное высказывание Оскара Уайльда: «Умеренность губительна! Успех сопутствует только излишеству!» В своем тотальном бесстрашии, Сверхмарионетка действительно — БЕЗУМНА! Она — действительно БЕЗУМНА, В СВОЕЙ ТОТАЛЬНОЙ СТРАСТИ К ДИСЦИПЛИНЕ!744 Для нее нет ничего невозможного! Она, говоря словами Арнольда Минделла, постоянно «Сидит в огне конфликта», или словами Стюарта Кауффмана — танцует «…на краю хаоса», и ее истинная природа — БЕЗГРАНИЧНАЯ СВОБОДА И ВДОХНОВЕНИЕ! «Мы должны делать нечто, что люди сочтут безумием. Безумец — высшая похвола для нас! Если люди говорят о чем-то: «хорошо», значит, кто-то это уже сделал»745! Сверхмарионетка прекрасно знает, что «…Бог — это запредельность, где черное переходит в белое, а белое в черное, и что является сутью хаоса. Тем, что делает мир парадоксальным»746. Она знает, что «Бог — это экстатический безумец, пьяный от нектара своей Шакти»747, в игре которого «…одна версия нереального следует за другой»748, и что его безумие порождает мудрость, а мудрость — безумие! И к этому всему, перефразируя известную шутку Нильса Бора о научной теории, которая недостаточно безумна для того, чтобы быть истинной, можно сказать, что «Субъект мудрецов — это и есть безумец Великого Делания, помещенный во главе двадцати двух карт таро, притом что сам он — свободный от числа, лишенный своего номера тайный Меркурий, подлинный художник, или алхимик, через кого действует " безумное Божие", в котором, по словам апостола Павла, пребывает подлинная мудрость»749.
Все это означает, что живые системы способны предельно реализовывать свой потенциал только в т. н. пограничной зоне, у т. н. «края хаоса», и что «…человек, не познакомившийся со своим собственным безумием, бесплоден как творец»750! Кауффман также поясняет, что в тотально хаотическом режиме система слишком «загнанна», чтобы поддерживать свою организацию. «На краю хаоса» же «…система лучше координирует сложное и гибкое поведение, лучше приспосабливается и развивается»751. И воистину — «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю»!
И как возможна эта ТОТАЛЬНАЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ?
Практически, в своем Самоосвобождающемся танце, что бы ни возникало, Сверхмарионетка воспринимает все как информацию, как числовой ряд, но не более… Это магический ритуал в пространстве «…сигналов, битов, цифровых элементов, записываемых, накапливаемых, обрабатываемых и передаваемых при помощи мозга и его электронных расширений»… Итак, «…когда поешь — стань самим пением, когда работаешь — самой работой. Так объединяй созерцание с любыми действиями, пребывая в них с тотальной полнотой осознанности. Если страдаешь — пребывай в нераздельности созерцания и страдания. Если боишься — бойся созерцая, словно ты и сам стал бесконечным пространством страха. (…) Созерцая все, с чем имеешь дело, объединяйся с пониманием Беспредельной Пустоты, Непостижимой и Бесконечной»752.
И вот, с помощью этой, самой опасной из всех, практики, точно так же как нити сплетаются в производстве ткани, все краски «эмоциональных полуфабрикатов» становятся украшением узорчатого «ковра» фантастической потенции Театра Реальности. На этом уровне «…вы не отвергаете страсти подобно тем, кто довольствуется независимостью. Вы не очищаете страсти, подобно бодхисаттвам, вы не трансформируете их, как тантристы; эти умственно обусловленные страсти чисты и прозрачны в своем собственном пространстве. Это называется спонтанно совершенным, всеобщесозидательным, самовозникающим, величественным Чистым Присутствием»753. Всё многообразие мира вы видите как изначальную энергию, и знаете, что энергия не может без работы! Она требует игры! Хочет вращать какое либо колесо, пусть даже самой бессмысленной работы, «жевать жвачку» мысле-творчества! Сверхмарионетка знает, что в играх с энергией выход только один — научиться видеть не картинки, превращаясь в которые энергия забавляется с миром, а саму энергию! То есть, стать хозяинои игры, оседлать сам источник превращений (энергию) и сознательно лепить из нее те формы, которые необходимы.
Вот, если хотите, практический камертон владения Безумной Мудростью: посмотрите на эту чашку перед собой, возьмите ее, глотните из нее… (О! Вы пьете кофе с молоком? Нет?! Ах да, это же зеленый чай! Прекрасный вкус!) Теперь поставьте чашку на стол. Внимание! Если вы точно так же сможете справиться со своей агрессией, ревностью, гордостью, томлением, чувством голода и пр. (то есть взять, глотнуть и поставить обратно), значит вы владеете этим сортом мудрости, вы можете поднять эмоцию и опустить ее… взять из потенциала пространства энергию, поиграть с ней и вернуть обратно. Если же вы не можете сделать этого, вам грозят упорные тренировки.754 Последовательность в накоплении потенциала для этой работы классифицируется в Алхимии Игры как «Три Ступени Ткацкого Станка»:
52. Три ступени ткацкого станка
Это мой любимый метод. Традиционно считается, что его рекомендуется применять только после очень обширных объяснений. Но если обстоятельства складываются наиболее удачным образом, и Мастер, способный дать их, оказывается «под рукой», то нет сомнений, что метод будет понят правильно и принесет пользу. Если же человека, способного прояснить все неясности по данной практике, рядом не оказывается, то я не советовал бы использовать Ткацкий Станок в плетении узорчатого ковра своей жизни, основываясь только на нижеприведенном описании.755
Итак: все сводится к тому, что мы интегрируем (смешиваем) присутствие в Виртуальной Позиции Ума со своей повседневной жизнью. «Главное здесь — суметь ввести любую относительную ситуацию в практику и объединиться с ней»756, т. е. ОБНАРУЖИТЬ ЕЕ КАК СОСТАВНУЮ ЧАСТЬ ВИРТУАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ УМА. Нечто подобное можно найти уже у Зосимы Панополийского, греко-египетского алхимика-гностика. Он называет стадии Великого Делания обретением медного, серебряного и золотого человека: «Будь настойчив, и ты найдешь, что ищешь: медный человек станет серебряным, а серебряный — золотым»757.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Самоосвобождающаяся игра"
Книги похожие на "Самоосвобождающаяся игра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Демчог - Самоосвобождающаяся игра"
Отзывы читателей о книге "Самоосвобождающаяся игра", комментарии и мнения людей о произведении.