Саркис Арутюнов - Гении и злодеи Росии XVIII века

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гении и злодеи Росии XVIII века"
Описание и краткое содержание "Гении и злодеи Росии XVIII века" читать бесплатно онлайн.
Автор представляет читателям события XVIII века в жанре исторического рассказа.
Это был период создания регулярной армии, пора развития промышленности и торговли, шел процесс укрепления международного авторитета России. Среди героев этой книги — фельдмаршал Миних, кабинет-министр Волынский, герцог Бирон, генерал Ушаков, просветитель Ломоносов, а также дипломаты, ученые, предприниматели, авантюристы... Одним словом, «гении и злодеи» далекого, но весьма интересного восемнадцатого века.
Сам Миних принял решительные меры в наведении порядка во флотских делах. Он оставил при флотилии Дмитриева-Мамонова, который вначале проявил инертность при подготовке судов (для перевозки войск), а позже примером личной храбрости загладил свою вину. Но время было упущено: на верфях не хватало рабочих рук, и только 300 (из 500) назначенных к постройке лодок поспели к сроку, когда Очаков был взят войсками Миниха в августе 1737 года. Но уже в октябре, когда на укрепленный русскими Очаков напали 40-тысячный турецкий отряд и 12 галер, русскими моряками было спущено в лиман около 50 малых судов — лодок. Наши военно-морские силы приняли активное участие в отражении набегов противника, оказав неоценимую помощь осажденным товарищам в Очакове.
"Выдающимся делом всей кампании...» стал подвиг морского офицера Дефремери. Получив приказ командования вернуть в Азов пришедший оттуда бот с мортирой, вицеадмирал Бредаль назначил командиром судна француза, капитана 3-го ранга Петра Дефремери. Своему главному помощнику Бредаль предписал в случае встречи с неприятелем уходить, а «неприятелю ни под каким видом не сдаваться и в корысти ему ничего не оставлять». В начале июля 1737 года бот вышел из Геничи в Азов, но был задержан ветрами Азовского моря. 10 июля турецкий отряд (1 корабль и 30 мелких судов), настигнувший русских у Федотовой косы, стал угрожать им окружением и пленом. Капитан Дефремери, поняв невозможность уйти от неприятеля, приказал выброситься на берег, высадил всю команду с мичманом Рыкуновым, а сам с боцманом Рудневым и одним больным матросом залил палубу смолой, засыпал ее порохом. В ту минуту, когда их окружил турецкий флот, произошел взрыв. Отважные моряки, поджигая палубу, погибли вместе со своим ботом. При этом мичман Рыкунов, видя, как погибает его командир, бросился в море с двумя матросами, но тут же турки открыли по ним огонь, и русские моряки-герои были убиты. Страшный взрыв вызвал пожары на турецких судах, значительно навредив врагу. Так один из храбрых иностранцев на русской службе в очередной раз заставил трепетать врага, прославляя своим подвигом Андреевский флаг и весь русский флот.
На фоне документов 1730-х годов, поражающих бюрократизмом (переписка между Адмиралтейств-коллегией и Сенатом, Кабинетом и адмиралами), слова Миниха из его реляции от 2 июля 1737 года звучат вполне актуально и предостерегают от дальнейших ошибок:
«...В Брянске суда надобно доставить и послать туда искусного и прилежного флагмана и мастеров, взять в службу старых морских офицеров из греков, которым Черное море известно; на порогах при низкой воде осенью большие каменья подорвать, чему я велю сделать пробу. От состояния флотилии и от указа ее величества только будет зависеть, и я в будущем году пойду прямо в устье Днепра, Дуная и далее в Константинополь».
Миних, позже обвиняемый в отсталости и консерватизме, был одним из немногих, кто понимал важность развития флота на Черном и Азовском морях. Война с турками и татарами закончилась победоносно, но взаимодействия армии и флота тогда не достигли. Наум Акимович Сенявин позже умер от чумы, а уже на походе за Днепром скончался второй морской начальник — Дмитриев-Мамонов. Этих русских людей объединяло с Минихом многое: верность долгу, любовь к России, инициативность и отвага.
7. КАДЕТСКИЙ КОРПУС И ДРУГИЕ РЕФОРМЫ
Одной из самых больших заслуг Миниха можно по праву считать его участие в создании офицерской школы для дворян, так называемого Шляхетского корпуса. В первой половине восемнадцатого века, начиная еще со времен Петра, общеобразовательные предметы были самыми важными в программах обучения. В инженерных и артиллерийских школах перед курсом фортификации и артиллерии стояли арифметика, геометрия и тригонометрия. Эти же «начальные» дисциплины изучали в гвардейских полках, потому что к кандидатам в офицеры предъявлялись повышенные требования. Петр I добивался улучшения качества обучения в школах. Законы 1714—1716 годов трижды указывали: обучать детей различных сословий в возрасте 10—15 лет. Принудительные меры, даже такие, как запрет жениться не окончившим цифирную школу, не решили всех задач. Получалось, что в военные учебные заведения поступают юноши почти неграмотные (в цифирные школы с1714по1722 год зачислено 1389 чел., но окончили курс обучения всего 93 чел.). То же самое происходило и после смерти Петра. Из офицеров пехоты и кавалерии, начавших службу в 30— 40-х годах и не обучавшихся в военных школах, арифметику и геометрию знали всего 5%. Иностранным языкам было обучено чуть больше 3%. А нижние чины почти на 90% были неграмотными. Все эти и другие данные были составлены в докладе фельдмаршала Миниха. 29 июля 1731 года Анна Иоанновна передает Сенату именной указ об учреждении в Петербурге корпуса кадетов •«под главным начальством графа фон Миниха». Он не заставил себя долго ждать. Для «помещения корпуса» был исходатайствован у императрицы большой каменный дом с садом и службами.
Дом этот был знаменит — находился он на Васильевском острове и принадлежал раньше светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову. В 1732 году были открыты классы, которые получили название «Рыцарская академия». Первоначально корпус рассчитывали всего на 200 воспитанников, но уже в первом зачислении он принял почти 360 человек. Бурхард Христофор Миних стал главным директором (шефом) корпуса, директором назначили Любераса фон Потта. Система, установленная шефом, была достаточно прогрессивной для своего времени. Учеником (кадетом) мог стать только грамотный сын дворянина в возрасте от 13 до 18 лет. Учеба продолжалась 5—6 лет. «Обычная» программа состояла из Закона Божьего, русского, французского и немецкого языков, географии, истории, математики, астрономии, физики, архитектуры. К этому добавлялись: чистописание, рисование, геральдика. Конечно, кадеты должны были в совершенстве владеть военной наукой, верховой ездой, фехтованием. Их учили танцам. Список предметов для особо одаренных учеников: юриспруденция латынь музыка.
Кадетам позволяли держать в услужении своих крепостных и слуг. Минихом было подписано постановление: «... выпускникам присваивать в зависимости от их успехов офицерские чины или унтер-офицерские».
Наиболее полным при Минихе был выпуск 1736 года (всего 68 человек):
Кадетский корпус, хотя и был задуман как военное учебное заведение, в восемнадцатом веке готовил чиновников, дипломатов, судей. Современным читателям, вероятно, будет интересен распорядок дня кадетов в тот период:
4.45 подъем
5.30 «молитва и завтрак»
6.00 «уходили в классы»
12.00 обед
от 14.00 до 16.00 «опять классы»
от 16.00 до 18.00 «строй»
19.30 ужин
21.00 «ложились спать».
С историей кадетского корпуса связано имя русского полководца П.А. Румянцева. Александр Васильевич Суворов, находясь на службе в Семеновском полку, посещал лекции в кадетском корпусе, читаемые для кадетов. Позже корпус будет назван Сухопутным шляхетным, а с 1766 года он получит статус императорского. Славная история этого и ему подобных учебных заведений продолжится до августа 1917 года, когда кадетские корпуса преобразовали в военные гимназии, а после Октябрьской революции их закрыли.
...Вскоре возникла необходимость в изменении снабжения и организации русских войск. Еще 1 июня 1730 года был составлен высочайший Указ о специальной комиссии по перестройке и созданию новых органов военного управления. В плане работы этой комиссии были вопросы снабжения вещевым имуществом, к тому же требовалось узнать причины плохого снабжения и недисциплинированности. Работа по переустройству привела к объединению «комиссариатского» и «провиантского» ведомств. Появилось образование со сложным нерусским названием:
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КРИГСКОМИССАРИАТ.
Члены комиссии (среди них был Миних) приняли список дел, по-современному выглядевший так:
«...образовать для всей армии и всех гарнизонов запасы мундирного сукна в размере полуторагодовой потребности войск.
...установить определенные сроки снабжения военнослужащих обмундированием, а для контроля за своевременным отпуском имущества завести книги поставки полкам вещевого имущества...
...организовать прием предметов обмундирования и снаряжения от подрядчиков представителями из войск — особо назначенными для этой цели штаб-офицерами».
Генеральный кригскомиссариат был выделен в особое управление (тогда он вышел из подчинения военной коллегии). Он подразделялся на четыре департамента: комиссариатский, провиантский, мундирный, казначейский.
Главное управление находилось тогда в Москве, и поэтому, учитывая специфику этого ведомства, да и в целях упрощения руководства, в Санкт-Петербурге учредили особую контору по хозяйственным делам. Возглавлял ее обер-штер-кригскомиссар. Так называемая хозяйственная реформа в армии продолжилась и в 1736 году. Миних подчиняет своим постановлением хозяйственные органы Военной коллегии. В управлении создаются пять контор:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гении и злодеи Росии XVIII века"
Книги похожие на "Гении и злодеи Росии XVIII века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Саркис Арутюнов - Гении и злодеи Росии XVIII века"
Отзывы читателей о книге "Гении и злодеи Росии XVIII века", комментарии и мнения людей о произведении.