Людмила Шкатова - Как слово отзовется

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Как слово отзовется"
Описание и краткое содержание "Как слово отзовется" читать бесплатно онлайн.
Автор, руководитель межвузовской лаборатории устной речи, много лет изучает разговорную речь челябинцев и ведет беседы о родном языке по областному радио и телевидению.
Книга учит культуре речевого поведения, показывает типичные нарушения норм литературного языка и пути их устранения.
Рассчитана на широкий круг читателей, молодежь.
С детства нам памятен рассказ В. Осеевой, «Волшебное слово» о том, как простое и вместе с тем необыкновенное слово «пожалуйста» творит с людьми чудеса. А способны ли вы творить их? Учтивы ли, любезны, деликатны в общении? Обладаете ли приветливостью как основой стиля поведения? Давайте проверим себя, как предлагает А. Добрович, автор книги «Общение: наука и искусство»:
1. Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?
2. Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?
3. Если с вами грубы — находите ли вы ответную реакцию, помимо грубости?
4. В состоянии ли вы спокойно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливым?
5. Умеете ли вы прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?
6. Способны ли вы отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при этом чувства враждебности?
7. Умеете ли вы попрощаться — просто попрощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще?
Несомненно, эти «умения» не приходят сами собой. Нужно желание овладеть искусством общения и постоянный самоконтроль. В основе поведения тактичного человека лежит доверие к другому, умение видеть его положительные качества, ценить «информативность» личности, то есть способность служить связующим звеном с окружающим миром.
Для того, чтобы научиться отражать, постигать внутренний мир другого человека, известный психолингвист А. А. Леонтьев предлагает ряд упражнений:
1. Выберите в программе телепередач фильм или спектакль, который вы не видели и содержание которого вам совершенно незнакомо. Попросите кого-либо из ваших родственников или друзей посмотреть его с начала до конца. Выберите любое время в середине фильма и посмотрите его в течение пяти минут. Затем выйдите в другую комнату и попытайтесь как можно подробнее письменно охарактеризовать одного-двух героев, действовавших в увиденном вами отрывке, их отношения и по возможности предсказать их дальнейшую судьбу в рамках сюжета.
По окончании фильма сравните ваше впечатление с мнением «контролера». Повторите такое упражнение несколько раз. Когда вы научитесь более точно и полно характеризовать героя, уменьшите время просмотра до трех минут, а затем до минуты.
2. Вы ездите на работу в общественном транспорте. Приучите себя каждый раз, выбрав незнакомого пассажира, «угадывать» его профессию, служебное, общественное и семейное положение, биографию. Постарайтесь отдать себе отчет, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.
3. Понаблюдайте в течение 5—10 минут за беседой незнакомых людей одного или близкого возраста на улице, в кафе. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
— характер связывающих их отношений (служебные, приятельские, родственные, интимные и т. д.);
— кто является душой компании?
— есть ли у беседы «второй план», «подтекст»?
— естественно ли ведут себя собеседники?
— предскажите тему беседы, ее окончание, поведение каждого из участников разговора при прощании.
4. Во время встречи с приятелями заставьте себя вступить в наибольшее число контактов. Не забудьте похвалить красивое платье, умелую прическу, элегантный костюм, со вкусом сервированный стол, приготовленные хозяйкой блюда. Только делайте это искренне: малейшая фальшь в вашем голосе может отравить радость людям. Постарайтесь эмоционально согреть того из гостей, кто явно в этом нуждается. Постарайтесь вести себя так, чтобы людям в вашем присутствии было тепло и хорошо.
Я думаю, что можно воспользоваться этими рекомендациями, а можно придумать свои собственные упражнения, расширяющие наш кругозор и делающие общение с нами радостным.
Замечено, что вовремя сказанное доброе слово возвышает человеческую душу и располагает к добрым делам. Умение не растрачивать себя по мелочам, не раздражаться по каждому поводу дается непросто. Как его воспитывать? Стараться больше хорошего видеть вокруг себя, чаще отмечать положительные стороны в поведении других, быть внимательным к проявлениям доброты и уважения.
Нести людям хорошее настроение — наша взаимная обязанность. Вежливость, вытекающая из уважения, — естественное правило общежития. Прекрасные стихи о добром слове написал Виктор Боков:
— А вы седой! — сказали мне при встрече. —
А были черный!
— Был, — ответил я.
И что-то мне тотчас легло на плечи
И придавило камнем бытия.
— А ты не старый! — как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как будто крылья развязали,
И туго свистнул воздух под крылом.
И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.
Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: — Добрый день!
И следуйте хорошему примеру —
Продляйте добрым словом жизнь людей!
Беседа седьмая
Речевой этикет
Как начать разговор? Как вежливо обратиться к другому человеку? Эти, казалось бы, простые вопросы часто ставят нас в тупик. Ведь от первых фраз часто зависит контакт с другим человеком. Мы мучительно перебираем в памяти: «Товарищ? Гражданка? Девушка?» Как лучше обратиться, чтобы не получилось слишком официально или слишком фамильярно?
Безусловно, мы отметаем такие, с позволения сказать, «формулы обращения», как «Эй, вы!», «Ты, в шляпе», «Эй, друг!» и тому подобные. Они вульгарны.
Бытуют обращения, которые, на первый взгляд, как будто не грубы, но коробят. «Мамаша, вы платок обронили!», «Папаша, дверь-то закрывать надо!», «Хозяйка, здесь выходить-то?», «Ты куда, подруга?» Эти слова, свойственные просторечию, далеко не всеми воспринимаются, и частенько мы слышим: «Какая я тебе мамаша?», «Хозяйка! Как на базаре!»
Однако редко вызывает отрицательную реакцию вневозрастное обращение «Девушка!», свойственное челябинцам. У нас оно звучит в приемных пунктах предприятий бытового обслуживания, в магазинах, на телеграфе. Телефонисток, которых мы не имеем возможности видеть, дружно именуем «девушками». Обращаясь к продавщице, приемщице обуви, мы чаще говорим «девушка», даже если это и немолодая женщина. Такое употребление слова имеет сниженный характер.
Большое, обстоятельное письмо пришло в редакцию от И. Криушина: «С некоторых пор я стал слишком часто слышать напоминание о том, что я мужчина. Не то, чтобы взывали к моему мужскому достоинству, чести, не то, чтобы подчеркивали, что вот именно я имею несчастье или счастье принадлежать к сильному полу, а просто так.
Например, в троллейбусе мне говорят: «Передайте, пожалуйста, на билет, мужчина!» В магазине сообщают: «Обуви вашего размера нет, мужчина!» Вот так наряду с полезной информацией мне постоянно напоминают о том, что усвоил давно. Заметим, что в приведенных примерах слово «мужчина», как обращение, просто лишнее. Впрочем, не менее часто слышат о своей принадлежности к противоположному полу и наши дорогие женщины.
Употребление слов «мужчина» и «женщина» в качестве обращения стало распространенным сравнительно недавно. Оно пришло с юга, где подобным образом разговаривали люди невысокой культуры, завсегдатаи шумных южных базаров, порождавших свою лексику.
По-видимому, не вязалось с обстановкой в этих местах обращаться со словом, которое вошло в наш быт после Октября и стало, как поется в известной песне, «нам дороже всех красивых слов…» Исчезновение слова «товарищ» из лексики людей определенного круга вызвано серьезными причинами. Мещанину, обывателю никак не подходит это слово, не хочет он обращаться с ним к другому, не хочет, чтобы так называли его».
Серьезные вопросы поставлены в письме, остро они решаются. А в самом деле, ведь нам не безразлично принятое в коллективе, обществе обращение.
Совокупность словесных форм учтивости, вежливости, принятых форм обхождения называется р е ч е в ы м э т и к е т о м. Само слово «этикет», как определяет «Словарь по этике», обозначает «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Значит, речевой этикет — часть принятых правил поведения в обществе, включающая речевые формы обхождения. Главное содержание этикета — регулирование поведения граждан или ориентировка в коллективе.
Пойми, читатель, силу этикета:
Король и мещанин, мудрец и плут
Его законы знают и блюдут! —
писал Дж. Г. Байрон в «Дон Жуане».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Как слово отзовется"
Книги похожие на "Как слово отзовется" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Шкатова - Как слово отзовется"
Отзывы читателей о книге "Как слово отзовется", комментарии и мнения людей о произведении.