Ларс Кеплер - Призраки не лгут

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Призраки не лгут"
Описание и краткое содержание "Призраки не лгут" читать бесплатно онлайн.
Ларс Кеплер — псевдоним шведской супружеской пары, Александра и Александры Коэльо Андорил. Их первый остросюжетный роман «Гипнотизер» стал мировым бестселлером и положил начало захватывающей детективной серии. За «Гипнотизером», переведенным на четыре десятка языков, последовал не менее успешный «Контракт Паганини», а за ним «Призраки не лгут» — третий по счету роман о загадочном красавце сыщике по имени Йона Линна.
В интернате для трудновоспитуемых девочек-подростков происходят кровавые убийства. Найдены мертвыми одна из воспитанниц и медсестра — у обеих руки плотно прижаты к лицу, словно они пытаются спрятать глаза от убийцы. В интернате воцаряются страх и подозрительность. К расследованию привлечен комиссар Йона Линна, правда лишь в качестве наблюдателя — он сам находится под служебным расследованием. Но разве может это остановить настоящего супермена, когда речь идет о жизни детей?
— Йона, такая беда с этим служебным расследованием! Не надо мне было вести тебя к Бригаде.[10]
— Это было мое решение. — Йона уселся. Натан медленно покачал головой:
— Ты бы знал, как я поругался с Карлосом из-за того, что тебя оставили не у дел.
— Это тогда тебе сломали ногу? — спросил комиссар.
— Нет. Виновата сердитая медведица, которая вломилась в мой сад. — Натан улыбнулся так, что сверкнул золотой зуб.
— Или лестница, с которой он свалился, когда собирал яблоки, — прозвучало у них за спиной.
— Матильда! — Йона поднялся и обнял женщину с густыми каштановыми волосами и веснушчатой кожей.
— Господин комиссар! — улыбнулась женщина и тоже села. — Надеюсь, ты привез немного работы моему дражайшему, а то он примется за судоку.
— Может быть, и привез, — медленно проговорил Йона.
— Правда? — улыбнулся Натан и поскреб гипс.
— Я видел место преступления, видел тела, но мне не дали посмотреть ни протоколы, ни результаты анализов…
— Из-за того, что ты под следствием?
— Предварительное расследование веду не я, но мне хотелось бы услышать твое мнение.
— Ну, теперь Натан будет счастлив. — Матильда, улыбаясь, погладила мужа по щеке.
— Как приятно, что ты вспомнил про меня, мелкую сошку, — отозвался Поллок.
— Ты в своем деле лучший из всех, кого я знаю. — Йона снова сел и стал не спеша рассказывать все, что знал об убийствах в Бригиттагордене; Матильда почти сразу ушла. Поллок сосредоточенно слушал, иногда задавал вопросы, кивал и просил продолжать.
Серая пятнистая кошка терлась о ноги Натана. Птицы пели в ветвях, а Йона описывал комнату и расположение трупов, кровавые пятна, лужи, брызги крови, отпечатки ног и корку засохшей крови. Натан закрыл глаза, сосредоточенно следя за рассказом комиссара: молоток под подушкой, окровавленное одеяло, открытое окно.
— Ну посмотрим, — прошептал Поллок. — Речь идет об очень жестоком убийстве, но ни укусов, ни отсеченных «для разгона» частей тела…
Йона ничего не говорил, предоставив Поллоку рассуждать про себя.
Натан Поллок составил множество профилей преступников — и еще ни разу не ошибся.
Составление психологического профиля преступника — метод, позволяющий вычислить убийцу, толкуя преступление как выражение его психических склонностей. Основная логическая предпосылка метода такова: внутренняя жизнь человека до известной степени отражается в жизни внешней. Если убийство выглядит хаотичным, то хаос царит и в душе преступника, и этот хаос можно скрыть, только если убийца живет отшельником.
Натан Поллок размышлял; его губы беззвучно шевелились. Время от времени он шептал что-то самому себе или бессознательно подергивал «хвост».
— Я как будто вижу тела перед собой… Вижу, какой узор образуют брызги крови, — сказал он. — Ты же знаешь… что большинство убийств совершается в минуты помутнения рассудка. Потом человек, видя кровь и хаос, впадает в панику. И хватается за болгарку и мешки для мусора… или, оскальзываясь в крови, носится со шваброй и повсюду оставляет свои следы.
— Но не в этом случае.
— А этот убийца и не пытался ничего скрыть.
— Я тоже так думаю, — согласился Йона.
— Убийства — жестокие и продуманные. Это не наказание, которое зашло слишком далеко, а в обоих случаях — намерение убить… именно убить. Обе жертвы заперты в тесных помещениях, бежать не могут… Насилие не вызвано ненавистью, а напоминает скорее казнь или забой скота.
— Мы полагаем, что убийца — девочка.
— Девочка?
Йона, встретив изумленный взгляд Натана, показал ему фотографию Викки Беннет.
Натан рассмеялся и пожал плечами:
— Прости, но я в этом сильно сомневаюсь.
Вернулась Матильда; она принесла чай и пончики с вареньем и села за стол. Натан разлил чай по трем чашкам.
— Тебе кажется, что ни одна девочка не способна на такое? — спросил Йона.
— Никогда с подобным не сталкивался, — улыбнулся Натан.
— Не все девочки такие уж лапочки, — заметила Матильда.
Натан ткнул пальцем в фотографию:
— Про нее известно, что она подвержена вспышкам ярости?
— Нет. Совсем наоборот.
— Тогда вы ловите не того человека.
— Мы уверены, что вчера она похитила ребенка.
— Но она не избила его до смерти?
— Насколько нам известно, нет. — Комиссар взял пончик.
Натан откинулся на спинку стула и прищурился, глядя в небо.
— Если девочка не производит впечатления буйной психопатки, если ее не привлекали к уголовной ответственности, если она не бывала объектом подобного расследования раньше, то я полагаю, что это не она. — Натан жестко взглянул комиссару в глаза.
— А если все-таки она? — настаивал Йона.
Натан покачал головой, подул на чай и сказал:
— Не сходится. Я как раз перечитывал одну работу Дэвида Кентера… Тебе известно, что он, составляя профиль, концентрировался на том, какую роль преступник отводит жертве. Я и сам о таком думал… Убийца использует жертву как партнера в своей пьесе.
— Да… можно и так сформулировать, — согласился Йона.
— И тогда, если рассуждать по Кентеру, закрытое руками лицо означает, что убийца хотел отнять лицо у жертвы, окончательно превратить ее в объект… Люди, принадлежащие к этой группе, часто склонны к чрезмерной жестокости…
— А если они просто играли в прятки? — перебил Йона.
— Это как? — Натан взглянул в серые глаза комиссара.
— Жертва считала до ста, а убийца прятался.
Натан улыбнулся — ему понравилась эта мысль:
— Тогда есть смысл искать…
— Да, но где?
— Могу только посоветовать обернуться и посмотреть назад, — сказал Поллок. — В прошлом, как в зеркале, отражается будущее…
Глава 48
Государственная уголовная полиция — централизованная оперативная служба, отвечающая за борьбу с тяжкими преступлениями и в Швеции, и на международном уровне.
Шеф Государственной уголовной полиции Карлос Элиассон стоял у невысокого окна на восьмом этаже; из окна открывался вид на крутые склоны Крунубергспаркена.
Элиассон не знал, что в эти минуты Йона Линна идет по дорожке через парк, а до этого ненадолго заходил на старое еврейское кладбище.
Карлос снова сел за стол и потому не видел, как лохматый комиссар пересекает Польхемсгатан и неторопливо направляется к стеклянным дверям Главного полицейского управления.
Йона прошел мимо плаката о роли полицейских в изменившемся мире. Бенни Рубин горбился за своим компьютером, из кабинета Магдалены Рунандер слышались обрывки разговора о сотрудничестве с Интерполом.
Йона вернулся в Стокгольм, поскольку его вызвали на встречу со следователями, ведущими служебное расследование; встречу назначили на вторую половину дня. Комиссар забрал почту из своего бокса, сел за рабочий стол; перебирая письма, он понял, что согласен с Поллоком.
Трудно совместить образ Викки Беннет — и эти убийства.
Даже если у полиции нет доступа к заключениям психиатров, ничто не свидетельствует о том, что Викки Беннет опасна. Ее нет ни в одной полицейской базе, а люди, знающие ее лично, отзываются о ней как о девочке застенчивой и милой.
Но технически все улики указывают на нее.
И на то, что малыша похитила она.
Может быть, он уже лежит где-нибудь в канаве с размозженной головой.
Но если он еще жив, надо поторопиться.
Может, он сидит вместе с Викки в машине в каком-нибудь темном гараже, может, она как раз в эту минуту кричит на него и в ней поднимаются гнев и ярость.
Натан Поллок дал свой обычный совет — обернись и посмотри назад, ищи там.
Он сказал это просто, как нечто само собой разумеющееся. В прошлом, как в зеркале, всегда отражается будущее.
За свои пятнадцать лет Викки Беннет успела много где пожить. От своей бездомной мамаши она уезжала в разные места: в приемную семью, на станцию «скорой помощи» или в интернат.
Где-то она находится и сейчас.
Ответ мог ждать в любой из семей, где Викки случалось жить, он мог таиться в беседе с ее бывшим опекуном или воспитателем, сопровождающим или приемными родителями.
Должны быть люди, на которых она полагается, которым доверяет.
Йона собрался было сходить к Анье, спросить, нашлись ли какие-нибудь имена и адреса, но Анья уже сама стояла в дверях. Могучее тело втиснуто в узкую черную юбку и ангорскую кофточку. Хитро уложенные светлые волосы, кроваво-красная помада.
— Прежде чем я отвечу, скажу, что больше пятнадцати тысяч детей ежегодно попадают в разные детские учреждения, — начала Анья. — Это называется «реформа, которая позволит человеку выбирать», она произошла, когда политики допустили в эту систему частных предпринимателей. Так что теперь хозяевами интернатов и других подобных учреждений являются почти повсеместно владельцы солидных капиталов. Это все равно что продавать детей на аукционе: кто попросит меньше всего денег на их содержание, тот и получает право опеки… Экономят на персонале, на преподавателях, на терапии и стоматологии, лишь бы заработать…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Призраки не лгут"
Книги похожие на "Призраки не лгут" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ларс Кеплер - Призраки не лгут"
Отзывы читателей о книге "Призраки не лгут", комментарии и мнения людей о произведении.