» » » » Александр Черкасов - Записки охотника Восточной Сибири


Авторские права

Александр Черкасов - Записки охотника Восточной Сибири

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Черкасов - Записки охотника Восточной Сибири" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Физкультура и спорт, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Черкасов - Записки охотника Восточной Сибири
Рейтинг:
Название:
Записки охотника Восточной Сибири
Издательство:
неизвестно
Год:
1990
ISBN:
5-278-00259-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Записки охотника Восточной Сибири"

Описание и краткое содержание "Записки охотника Восточной Сибири" читать бесплатно онлайн.



Книга известного русского охотничьего писателя 19 века рассказывает об охотничьих животных и приемах охоты на них. Написанная живым своеобразным языком, книга является не только памятником литературы прошлого века, но и содержит немало полезных для охотника-любителя сведений.

Для широкого круга любителей охоты.






Орочоны, о которых я уже упоминал выше, живя постоянно в лесу и, следовательно, чаще других промышленников встречаясь с медведями, бьют их весьма просто, тоже в одиночку. Орочон, собравшись на медведя в берлоге или встретившись с ним в лесу нечаянно, старается раздразнить его до того, чтобы зверь вышел на поединок. Если медведь, раздраженный охотником, бросится на него, чтобы изломать его в своих лапах, то орочон тотчас прячется за какое-нибудь толстое дерево и, вертясь за ним, дождется того, что зверь схватит ртом за руку охотника, подставляемую им нарочно и в которой держится железная распорка. Она очень походит на обыкновенный якорь-кошку, с той только разницею, что лапы ее почти прямые и имеют зазубрины. Рукоятка распорки делается из крепкого дерева такой длины, чтобы ее можно было удобно держать рукою, то есть она не делается длиннее шести вершков, а самая распорка в поперечнике (в длину двух лап) не более 5 вершков. Конечно, распорка делается так прочно, чтобы она не могла сломаться от медвежьих зубов. Весь инструмент весит не свыше трех фунтов. К концу рукоятки привязывается крепкий кукуйный[29] ремень; охотник берет в руку (за рукоять) распорку и обертывает этим ремнем руку так, чтобы распорка только не могла выпасть; на самую распорку надевает какой-нибудь старый рукав и надвигает его по ней до самого рукава надетой одежды охотника. Это делается для того, чтобы не было видно распорки, а медведь, хватая за ложный рукав, в котором скрыта распорка, думает, что он схватывает охотника за руку. Между тем орочон, всунув распорку в пасть медведю, тотчас выдергивает руку и подхватывает зверя на пальму (это орочонское название рогатины, то есть ножа вершков шести длиною, крепко насаженного на черен длиною четвертей 7 или 8) или на ножик и докалывает зверя, как теленка, потому что медведь, схватив распорку ртом и размозжив себе пасть, всегда старается ее вытолкнуть лапами, сердится, но тем сильнее наносит себе страшные раны во рту, и в этом случае мало обращает внимания на охотника, который, пользуясь этим, орудует с медведем своей пальмой или ножом, нанося ему смертельные раны. Распорка эта носится некоторыми орочонами постоянно за поясом, с надвижным фальшивым рукавом и в случае надобности проворно исполняет свое назначение в руках сибирских немвродов. Главное в этой охоте — заставить медведя выйти на поединок и не упустить удобной минуты втолкнуть распорку в медвежью пасть. Но все это хорошо толковать сидя дома в кабинете, а не в лесу с медведем. Нельзя не удивляться смелости, навыку и проворству охотников, которые пускаются на такие проделки!.. Еще замечательнее, что некоторые промышленники из орочон не употребляют и распорки, а ходят на медведей с одной пальмой без всякой боязни и, убив на своем веку несколько десятков медведей, доживают до глубокой старости, не имея ни одной царапины от медвежьих когтей!.. Не думайте, чтобы орочонская пальма была такая же озойная (большая), как рогатина, употребляемая в России при медвежьей и кабаньей охоте. Нет! Пальма — это, как я уже сказал выше, нож, насаженный на палку, которая для большей прочности обвивается плотно вареной берестой; она не имеет под ножом крестообразной поперечины, как рогатина, и весит не более 4 или 5 фунтов, тогда как мне случалось видеть в России медвежьи рогатины аршина в четыре длиною и до 30 фунтов весом. Не могу не упомянуть при этом, что орочоны так ловко действуют пальмой, что, срубив ею небольшое деревцо с одного раза, успевают перерубить его пополам во время падения, не допустив коснуться земли. Кроме того, пальма у них заменяет топор в домашнем обиходе.

Вот все более известные способы истребления медведей, употребляемые в Забайкалье.

Здесь при медвежьей охоте собак берут только на случай и спускают их тогда, когда первая попытка неудачна, т. е. когда раненый медведь бросится на охотников или станет сам спасаться бегством; тогда необходима хорошая собака, чтобы не допустить медведя уйти. Но при одиночной охоте в лесу, где больше доводится случаев нечаянно встречаться с медведем, хорошая собака никогда не лишняя, напротив — скорее необходима.

Самые лучшие медвежьи шкуры здесь продают не дороже 12 и много по 15 руб. сер., а обыкновенная цена им от 5 до 8 рублей. Сало медвежье продается от 2 до 5 рублей сереб. пуд, жир этот очень бел, он никогда не горкнет и не твердеет, если только держать его в закрытом сосуде. Мясо их едят в Забайкалье только инородцы и некоторые гастрономы благородного сословия. Русские простолюдины в пищу его не употребляют. Но если орочон убьет медведя, это для него большой праздник. Кроме различных суеверных обрядов, которые совершаются не только дома, в юрте, но и на месте смерти зверя, тотчас после последнего вздоха, орочон приглашает своих знакомых и родных, стоящих юртами где-нибудь неподалеку в лесу, откушать лакомого блюда, и они едят медвежье мясо до последней возможности, то есть до тех пор, пока животы их не раздуются и кушавшие тут же около котла не упадут навзничь или на спину И заснут мертвецким сном. Действительно, нельзя не удивляться, что орочоны в состоянии переносить страшный голод и в случае добычливой охоты жрать, в полном смысле этого слова, так, что нужно хороших трех едоков против одного плюгавого орочона. Во время весны, когда загрубеет снег и орочону трудно изоблавить какого-нибудь зверя или по неимению огнестрельных припасов, что часто с ними случается, орочоны целыми семьями голодают недели по две, пропитываясь одной сосновой корой и различными гнилушками, как-то: чагой или шультой[30], варя их в воде; они доходят до того, что едва бывают в состоянии убить домашнего оленя — в случае самой крайности, чтобы не умереть голодной смертию. Орочоны говорят, что жирная медвежина чрезвычайно дородна для них, потому что имеет особенное свойство позывать человека на сон и согревает в холодное время; они уверяют, что, наевшись медвежины, ни в какую стужу не околеешь, то есть не озябнешь, и будто никакое другое мясо с ней в этом случае сравниться не может.

Здесь медвежий жир употребляют от многих болезней, как наружных, так и внутренних. Особенно он хорош в грудных болезнях. Я лично видел примеры выздоровления людей, сильно страдающих этими болезнями. Им хорошо мазать лошадиные садна; где бы они ни были, они скоро заживают и покрываются шерстью. Словом, медвежина в народном употреблении слывет как средство оживляющее, обновляющее, возрождающее и, наконец, как сила чарующая в прекрасном поле простого народа. В последнем случае в особенности отличается медвежий корень, о котором я упомянул выше: он употребляется у здешних волокит как средство присушивать тех прекрасных особ, которые, не внемля обыкновенным, избитым ласкам простолюдина, держат себя покрепче других и не соглашаются на их любезности. Вот тут-то волокиты и прибегают к различным чарующим силам, и, между прочим, к медвежьему корню, который, по народному говору, имеет особенную магическую силу. Корни эти всегда водятся у деревенских знахарок и знахарей, за них они платят довольно дорого промышленникам, которые их находят в лесу, и еще дороже берут с любителей прекрасного пола. Здесь рассказывают пропасть легенд относительно чарующей силы этого корня. Не нахожу возможности познакомить читателя печатно хотя с некоторыми, более занимательными и интересными. Так, например, если брачная чета живет между собою худо и не имеет детей, то знахари по просьбе той или другой половины или близких родственников прибегают обыкновенно к этому корню и дают его с различными суеверными обрядами в пище, питье или другим каким-нибудь образом, но так, чтобы об этом не знало то лицо, к которому это прямо относится, — и странное дело, а говорят, что этим помогают многим «и любовь и совет держать, и детей наживать». Еще забавнее говорит народное предание, что будто эту силу чаровать узнал нечаянно один промышленник, который во время медвежьей гоньбы скрадывал медведя. Вот что говорит легенда. Охотник заметил, что медведица при всем любезном заискивании самца никак не соглашалась на его ласки. Тогда медведь убежал от дражайшей половины на увал, порыл землю и прибежал назад с каким-то корешком, который он, покушав сам, дал отведать и медведице. Та попробовала и вскоре отдалась вполне медведю. Охотник все видел; убил медведя, сбегал на увал, отыскал этот корень и отправился домой. Приехав в деревню, он, никому не говоря, пошел с этим корешком на вечерку[31], чтобы испытать самому его действие, и заметил чудеса его чарующей силы; на другой день охотник отправился на какую-то свадьбу и удивился еще более… Вскоре этот промышленник прослыл по всему околодку за знахаря по делам любовным, стал ездить по свадьбам в дружках[32] и делал чудеса…

Медвежья жёлчь играет важную роль в народной медицине, особенно дорожат ею сибирские туземцы. Между тунгусскими ламами, братскими барётчинами и вообще монгольскими шаманами (колдунами) она ценится довольно дорого. Я видел примеры этой торговли на таежном золотом промысле (Урюмском): купец Першин взял из первых рук, от орочон, несколько желчей по рублю за штуку и просил их принести еще. Хитрые туземцы смекнули торговлю и во второй раз продали тому же купцу две желчи по 5 руб. каждую, а в третий раз одну за 7 рублей. Такое повышение цены меня крайне заинтересовало; я спросил Перши на, для чего он берет медвежьи желчи по такой дорогой цене? Купец усмехнулся и сказал мне по секрету, что «орочоны еще дураки, ибо если бы они знали суть, то взяли бы с меня не по 7, а по 15 руб. за каждую, и я бы дал им эту цену, потому что это снадобье имеет большой поход в орде; там мунгалы дают за каждую желчь по быку, а за желчь от медведицы — по два».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Записки охотника Восточной Сибири"

Книги похожие на "Записки охотника Восточной Сибири" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Черкасов

Александр Черкасов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Черкасов - Записки охотника Восточной Сибири"

Отзывы читателей о книге "Записки охотника Восточной Сибири", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.