Сократ Схоластик - Церковная история
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Церковная история"
Описание и краткое содержание "Церковная история" читать бесплатно онлайн.
76 Сарацин - араб, житель Аравийского полуострова.
77 Монтан - ересиарх II в. /он был перешедшим в христианство жрецом Кибелы/, проповедовавший близость Второго Пришествия и конца света.
78 Будучи осужденным на Никейском соборе, арианство сосредоточило свои атаки против исходного в Никейском символе термина "единосущный", спровоцировав тем самым раскол христиан на "единосущников" и "неединосущников". "Неединосущники" /умеренные ариане/ утверждали, что Бог-Слово имеет не равную, но подобную Богу-Отцу субстанцию. Различия между этими двумя партиями сводились к одной букве - иоте: homousios /единосущный/ и homoiousios /подобосущный/. "Единосущники" стремились подчеркнуть единство двух первых лиц Троицы и абсолютную божественность Слова. "Неединосущники" сохранили от первоначального арианства отрицание идеи равенства сущностей Отца и Сына, но приняли никейскую концепцию Христа несотворенного и совечного Богу-Отцу. Лидерами "единосущников" были Евстафий Антиохийский и Афанасий Александрийский, лидерами "неединосущников" - Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомидийский.
79 Эмеса - город в южной Сирии.
80 Имя его было Евтокий.
81 Флавия Юлия Констанция умерла в 330 г. {330}
82 Календы в римском календаре - первые числа месяцев, приходившиеся на время, близкое новолунию.
83 в 321 г. на Александрийском синоде.
84 Хорошо видно, что изложенный Арием символ веры не содержал упоминания о "единосущии", но, судя по реакции императора, этого от него и не требовали. Константин считал, что Арий сделал достаточно уступок, теперь же шаг навстречу должен сделать и Афанасий. Именно поэтому император отправил Ария в Александрию, надеясь на примирение его с вождем ортодоксов. Это доказывает и приведенный ниже /I.27/ отрывок из послания Константина Афанасию.
85 Сократ умалчивает о роли в этих событиях весьма уважаемого им Евсевия Кесарийского, одного из главных врагов Афанасия. Верхняя Мизия - римская провинция на северо-западе Балканского полуострова, к югу от совр. г. Белград. Паннония - римская провинция к северо-западу от Верхней Мизии /совр. северная Сербия, восточная Хорватия и западная Венгрия/.
86 Участие мелетиан в кампании против Афанасия вполне естественно, так как он являлся одним из главных их врагов в Египте.
87 Речь идет, очевидно, об организаторе какого-то заговора против императора.
88 Мареотида - область в Нижнем Египте к западу от Дельты.
89 Потир - литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия.
90 Речь идет о цезаре Далмации Младшем, правителе Македонии, Греции и Фракии /убит в 337 г./. Цензор - должностное лицо, надзиравшее, за финансами, общественным строительством и нравами.
91 Имеется в виду храм Св. Гроба Господня. Его освящение произошло 13 сентября 335 г.
92 - Сократ не говорит, что председателем Собора был Евсевий Кесарийский.
93 Ахаав - восьмой царь Израиля, известный идолопоклонством и враждой к Богу и его пророкам.
94 Послание к Тирскому собору показывает, что в тот момент Константин решил поддержать Афанасия.
95 С ними также находился и Евсевий Кесарийский.
96 Египет являлся житницей Империи - он обеспечивал хлебом огромное население столицы.
97 Афанасий был сослан в 335 г.
98 Речь идет о Константинопольском соборе 336 г., осудившем учение Маркелла Анкирского. Маркелл проповедовал, что Бог-Сын получил бытие от Марии и что его бытие прекратится с концом мира. Оправдан на Сердикском соборе.
99 Умеренный арианин Василий Анкирский, врач по образованию, был рукоположен по инициативе доминировавшей в церкви группы Евсевия Кесарийского. Василий будет низложен Сердикским собором и заменен Маркеллом по настоянию императора Запада Константа, но затем вернется на епископский стол в 350 г. Однако через десять лет он вновь будет смещен /на этот раз акакианами/.
100 Имеется в виду трактат "Против Маркелла".
101 Афедрон - отхожее место.
102 Арий умер в 336 г. {331}
103 Константин II /Младший/ был объявлен цезарем 1 марта 317 г., Константин II - 8 ноября 324 г., Констант - 25 декабря 333 г. Константин получил Британию, Галлию и Испанию, Констанций - весь Восток, а Констант Италию, Африку и Иллирию.
104 Второй год двести семьдесят восьмой олимпиады - 333 г. Константин же умер 22 мая 337 г.
КНИГА ВТОРАЯ
1 "Апология о бегстве", "О соборах Ариминском и Селевкийском" и некоторые другие.
2 Императрице Евсевии.
3 Вмешательство Константина II было естественным, ибо Афанасий был сослан в его владения. В истории с Афанасием он выступил как выразитель интересов тех ортодоксальных областей, которыми он правил /Британии, Галлии и Испании/.
4 Осенью 338 г.
5 Евсевий Кесарийский умер в 339 г. на пороге своего восьмидесятилетия.
6 В апреле 340 г. недалеко от Аквилеи Константин II попал в засаду и был убит. Его владения перешли под управление его младшего брата Константа.
7 Александр Константинопольский умер в 340 г. Он занимал епископский престол с 325 г.
8 Юлий был римским епископом в 337-352 гг. Феодорит называет его преемником Сильвестра /V.40/. Однако между ними правил в течение девяти месяцев /начиная с 18 января 336 г./ Марк. Созомен /IV. 11 / также не упоминает о Марке.
9 По свидетельству Феодорита /V.40/, Плакид был третьим из череды арианских епископов Антиохии после Евлалия и Евфрония. По мнению же Сократа и Созомена /II. 19/ - вторым после Евфрония.
10 Скифополис - город в Самарии /центральная Палестина/.
11 См. прим. 9.
12 Математикой в то время назывались астрономия и астрология.
13 Григорий был умеренным арианином.
14 Антиохийское изложение веры знаменовало начало ревизии Никейского символа в направлении умеренного арианства. Соборные отцы анафематствуют тех, кто называет Сына творением, и признают, что он существовал с Отцом прежде других. В то же время избегают говорить о его "совечности и единосущности Отцу". Соборные отцы стремились устранить все, что вызывало споры, предлагая использовать лишь новозаветные определения.
15 Франки - группа германских племен, живших на Нижнем и Среднем Рейне. Их вторжение в Галлию относится к 341-342 гг.
16 "Житие Св. Афанасия" относит это событие к событиям, излагаемым Сократом в II.15.
17 Мера - 8,754 л.
18 По версии Феодорита /II. 12; V.40/ Георгий стал александрийским епископом лишь после третьего изгнания Афанасия в 356 г. и после убийства Григория александрийцами. Это также подтверждает "Житие Св. Афанасия".
19 Газа - приморский город в южной Палестине.
20 Адрианополь - крупнейший город Фракии. {332}
21 Юлий Римский как глава первой из епархии Империи решил сыграть роль арбитра между ортодоксальным Западом и охваченным арианством Востоком. Однако его усилия привели лишь к новому витку напряженности в отношениях между враждующим церковными партиями.
22 В послании Юлию участники нового Антиохийского собора также оспаривали особые права римского епископа в имперской церкви.
23 Об этой смуте не упоминают ни Созомен, ни Феодорит.
24 Коринф - город на Коринфском перешейке, который соединяет Пелопонесс и Среднюю Грецию.
25 Констант, ставший после гибели Константина в 340 г. императором всего Запада.
26 Констанция II.
27 Ошибка - речь идет о Константе.
28 Это изложение веры практически повторяет, хотя и в более сжатой форме, Антиохийский символ. Главное отличие - здесь Христос уже не называется "непреложным и неизменяемым, совершенным образом божественности, силы, воли и славы Отца".
29 "Пространное изложение веры" более подробно, чем предыдущее, освещает позицию умеренных ариан. Оно ничего не говорит о единосущии Христа и Бога-Отца, но в то же время отвергает идею, что Сын произошел не от Бога, а из не-сущего или из какой-либо другой ипостаси.
30 То есть в 347 г. По другим данным Сердикский собор состоялся в 343 или 344 г. Согласно Феодориту, в нем участвовало 250 епископов /II.7/. Сократ же называет другую цифру /около 376 членов/. На Сердикском соборе, где преобладали западные ортодоксальные епископы и где был подтвержден Никейский символ веры, потерпела неудачу политика примирения противоборствующих религиозных партий, и восточные епископы впервые открыто отделились от западных.
31 Филиппопольский собор заявил, что не присоединится к Сердикскому, пока там будет присутствовать Афанасий вместе с другими низложенными епископами /Созомен. III.11/.
32 Аквилея - город в северо-восточной Италии /в Истрии/ на побережье Адриатического моря.
33 В 348 г. По другим данным - в 346 г.
34 См. прим. 90 к Первой книге. Отцом Далмация Младшего был Далмаций Старший, сводный брат Константина Великого, убитый в 337 г. вместе с сыном.
35 Война Констанция с Шапуром II продолжалась до 350 г. Она вновь возобновилась в 359 г. и шла до 361 г.
36 Легковооруженные воины Шапура II, окопавшегося на высотах у Сингары, атаковали римлян, однако были отбиты. Но римляне, увлекшиеся преследованием персов, были вынуждены стать лагерем в низине и были разгромлены атакой лучших сил шаха. Римляне понесли огромные потери.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Церковная история"
Книги похожие на "Церковная история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сократ Схоластик - Церковная история"
Отзывы читателей о книге "Церковная история", комментарии и мнения людей о произведении.