Леонтий Иерусалимский - Полемические сочинения против монофизитов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Полемические сочинения против монофизитов"
Описание и краткое содержание "Полемические сочинения против монофизитов" читать бесплатно онлайн.
В книге собраны полемические сочинения, направленные против монофизитов и написанные православными халкидонитами: Леонтием Иерусалимским (VI‑VII вв.) и Феодором Абу-Куррой (VIII‑IX вв.), а также догматико-ересеологический трактат Леонтия, схоластика Византийского (вторая половина VI в.) «О сектах». Публикация данных сочинений, впервые переведенных на русский язык (трактат Абу-Курры впервые переводится и на современный европейский язык), существенно уточняет и расширяет представление российских читателей о характере и существе полемики с монофизитами и некоторыми другими еретиками по вопросам христологии и церковной истории как в самой Византийской империи, так и за ее пределами.
Книга предназначена для богословов, философов, историков и всех, интересующихся судьбами Церкви.
Мы полагаем, что этот отрывок, если только читающие исследуют его внимательно, не нуждается ни в изобличении [его] подложности, ни в ниспровержении [его] неосновательности.
Легко увидеть, что это подделка — недавнего происхождения, поскольку она не приводится ни Диоскором, ни Севиром, ни ранними 1869А ересиархами этого нечестия. Ведь ясно, что или по причине подложности [имени] сказавшего, или из‑за избытка нечестия, этим [отрывком] пренебрегли даже эти (т. е. Диоскор, Севир) особо приверженные [еретическому] учению, ибо они многократно и тщательно изучили все писания Юлия и остальных отцов, чтобы извлечь что‑либо [полезное] в защиту своего мнения.
Кроме того, для читавшего, хотя бы немного, ранние писания Аполлинария о Домостроительстве, то, что текст этот подлинно его, не оставит никаких сомнений. От начала и до конца он говорит о двух частях природы Христа — одном [только] теле и Божестве; воспринятой плоти (именно как теле, а не человечестве) и Слове — и характеризует единение Христово как "человекоподобное" (avGoamoabr)); а это учение было характерно для Аполлинария, [который ввел его] первым: 1869В сначала он говорил, что Божество водворилось в человеческом теле на месте души, и что Христос восполнил одну Божественную природу, которая не имела души; но позднее до некоторой степени оставил свое нечестие и стал учить, что Божество во Христе было на месте ума души, но наряду с неразумной частью души. Итак, легко изобличить клевету на отца [нашего Юлия], связанную с ложным приписыванием [ему этого текста].
Далее же следует рассмотреть нечестие в отношении Господа, обнаруживаемое в этих высказываниях, испытывая большинство [содержащихся там] нелепостей [отдельно], одну за другой.
"Есть одна природа, — говорит Аполлинарий, — поскольку есть одно Лицо". Отсюда следует, что там, где больше чем одно лицо, будет и больше, чем одна природа. Между тем, Божественных Лиц — Три, но природа — одна. 1869С Что же касается понимания домостроительства, то здесь обстоит обратным образом, как говорит Григорий Богослов[275]. И еще, поскольку есть одна ипостась, то есть лицо, раскаленного докрасна металла, то тогда есть одна природа огня и железа — иначе наши суждения об этом будут противоречить общим принципам. Далее он продолжает: "не приемлющее разделения на двух, поскольку… Божество — не особая (L5ia) природа по Воплощению". Он употребляет здесь слово: "особая". Если [он употребляет это слово] по отношению к месту, то одно действительно не находится особливо от другого; для них ведь нет разделения по месту, поскольку в человечестве Христа "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2, 9). Если же он употребляет это слово в отношении определения[276] [природы], то нет [у него] одной природы, отличающейся от другой; он вскоре разъяснил это, говоря: "мы исповедуем одной природу бесстрастного Божества и страстной плоти", и не являются [чем‑то] особым ни бесстрастность Слова, 1869D ни страстность плоти. [Это значит], как всем ясно, что и Логос (Слово) этой природы страдал в своем собственном определении[277], и плоть в своем собственном определении не страдала, и не только Слово животворила плоть, но и плоть, то есть человечество, животворила Слово, или, как он говорит: "тело" [животворило] "Божество". Существует ли нечестие большее, чем это?
Однако необходимо еще исследовать смуту, сопровождающую нечестивые идеи по причине немощи лжи, в том, что там еще сказано: "Тело не является само по себе природой, — он говорит, — не является оно само по себе и животворящим, не может оно и быть рассечено". 1872А Отсюда следует, что тело по причине своего определения[278] не может быть рассечено так же, как оно не может животворить по своему определению, или же, что оно имеет одну из этих способностей по определению[279] своей природы, а другой не имеет, а обе [эти способности] получило от единения, с тем, что животворяще и нерассекаемо по природе. Иначе, если нет особенных [свойств], а природа тела действительно не проявляла свою рассекаемость во Христе, то тогда, — поскольку и Слово, и плоть нерассекаемы — кто же был тем, кто был обрезан, был пробит гвоздями, пронзен копьем, если только это не было некоей фантазией или призраком?
Следует обратить внимание, какого неразумия исполнено приводимое им [учение], ибо он говорит: 1872В "Не отделяется и Слово, становясь отдельной природой, которую Оно имеет в отношении бесплотного [начала]". Итак, о премудрые, Слово имеет "отдельную природу", [которую Оно имеет] "в отношении бесплотного [начала]", еще и "придя" во плоти. Почему вы не обращаете внимания на ваши собственные [утверждения]? А как вы ответите нам на еще один заданный вопрос: имеет ли Господень человек (ки — ouxkos avGoomos) особую природу в отношении плотского начала, или же сохраняется только бесплотная природа Слова, в то время как явление Господней плоти было кажимостью? Если это было [явление] поистине, обе [эти реальности] сводят две природы, сведенные в Его одну общую ипостась.
Какой ответ он даст на эти обвинения? Если "каждое — едино по… схождению", человече, 1872 С если имеет место "единое", как может быть "каждое [из]"? Если же есть "каждое", то как получится "единое", по отношению к одному и тому же? Ясно, таким образом, что "единое" относится к Лицу, а "каждое" — к природам. Но он не говорит [этого], а говорит: "по… человеческому сочетанию". Что же, хотя природа души сохраняется, как и природа тела, признаем ли мы, что есть иная природа, "человек", помимо этих природ, или мы [этого] не признаем? Если нет, то и у Господа, при том что еще сохраняется и Божество, и человечество, нет какой‑либо одной более общей природы. Если же, при том что эти природы сохраняются, мы признаем, что возникла более общая природа человека, иная по сравнению с этими двумя природами, то какой будет природа, которая возникнет во Христе — [природа], которая не является ни Божественной, ни человеческой? И скажите нам, каков ее природный эйдос, пребожественный [эйдос]? Но хватит об этом! 1872D.
А о каком вы говорите "одном имени, прилагаемом к составленному"? Если это [имя, которое прилагается] к ипостаси, то утверждение бесспорно, но, если это [имя, прилагаемое] к природе, то какова природа, подлежащая ему и этим [именем] называемая? Если это иная природа, нежели Божество и человечество, то какой же природой она может быть? Если это природа Божества, то это, собственно, не имя "прилагаемое к составленному" как составленному, ибо и природа [Божества], и имя существовали и до составления. Если же это человеческая природа, 1873А то это так же — не именования для составного, ибо эта природа и именование были и до единения, как всеми исповедуется. Но с тем, чтобы мы могли учесть все: как это так, что вы, говорящие, что необходимо признать одно имя для составленного целого, [сами] утверждаете два противоположные имени, называя его: "тварным" и "нетварным"; и, что еще удивительнее, хотя вы говорите, что только "нетварное" и "бесстрастное" у Него — "от Божества", а "тварное" и "страстное" — "от тела", вы утверждали, что "вы не слышите" и "не говорите" этих [выражений] о Христе, прилагаемых к отдельной части, но лишь по отношению к целому Христу!
Допуская что вы захотите повторить все снова, мы должны лишь заметить вашим сторонникам, что, если вы действительно полагаете противоположное относительно каждой [из составляющих] Христа, воздавая им равную честь, и если вы признаете целостность Христа по природе таковой — что говорится о Его целой ипостаси, исходя из природ, которые в Нем 1873В, — то тогда, поскольку Его плоть воистину страстная и тварная, то таково и Его Божество, а поскольку Его Божество бесстрастно и нетварно, то такова и Его плоть. Подобные утверждения не только исполнены нечестия, но они, очевидно, невозможны. Никогда не было возможно утверждать противоположное о чем‑то в одном и том же смысле, в одном и том же отношении и тем же образом.
Того же, из [сочинения] "О единстве во Христе": "Исповедуется в Нем то, что тварное в единении с нетварным, ибо одна природа составляется из каждой части, при том что Слово доставляет частичное действие целому с божественным совершенством. Именно это происходит в отношении 1873 С обычного человека, который [состоит] из двух несовершенных частей, частей, которые восполняют одну природу и обозначаются одним именем"[280]. Итак, ясно, что "божественное совершенство" [у него] относится к природе общего целого, то есть к единой [природе] Христа. Таким образом, есть природа Логоса, которая является естественной частью и низшей, и она считается ниже Христа, и не потому, что лишена плоти. Пусть желающий исследует, говорил ли это Юлий в действительности.
Из Григория Чудотворца (как они утверждают), из "Подробного изложения веры": "Верить, что один Христос — две природы", — говорят они, — "значит делать Святую Троицу четверицей, ибо [Григорий] сказал так: "Он истинный Бог, Который, будучи бесплотен, 'явился во плоти' (1 Тим. 3, 16), совершенный истинным и Божественным совершенством. Мы не говорим о двух лицах, [не говорим мы] о двух природах, [не говорим мы] и того, что нужно поклоняться четырем: Богу, Сыну Божию, человеку и Святому Духу""[281].1873D.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полемические сочинения против монофизитов"
Книги похожие на "Полемические сочинения против монофизитов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонтий Иерусалимский - Полемические сочинения против монофизитов"
Отзывы читателей о книге "Полемические сочинения против монофизитов", комментарии и мнения людей о произведении.