Ярон Ядан - Запретный Талмуд

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Запретный Талмуд"
Описание и краткое содержание "Запретный Талмуд" читать бесплатно онлайн.
Трудно сказать, как эта книга читается на иврите, но на русском языке вышло и смешно, и одновременно глубоко. Автор выпукло и фотографически точно демонстрирует нам изнанку Талмуда, его сущность. Читателя ждут удивительные вещи: погружение в правила талмудической игры, интеллектуальная изобретательность соавторов основного иудейского текста и их средневековое мировоззрение, зависимость от эллинистической культуры и ксенофобские попытки от нее избавиться.
По большому счету — это сатира. Израильский исследователь и общественный деятель Ярон Ядан написал жесткую и объективную книгу, которая не потеряет актуальности и через десятилетия.
В одном старом еврейском анекдоте пожилой раввин говорит молодому поляку-портному: «Знаете, что такое Талмуд? Это когда двое вылезают из дымовой трубы и один из них чистый!»
Эта мудрая и смешная книга не имеет никакого отношения ни к сионизму, ни к антисемитизму. Это фрагмент фундаментального труда замечательного израильского исследователя Талмуда и общественного деятеля Ярона Ядана. Ему удалось с хирургической точностью препарировать Талмуд, продемонстрировать нам его внутреннее устройство, показать его в том виде, в каком он сформировался к VI–VII векам новой эры. Здесь есть все — и правила талмудической игры, и интеллектуальная изобретательность многочисленных соавторов главного иудейского текста, и убожество их мировоззрения, и их зависимость от эллинистической культуры, и ксенофобские попытки от этой зависимости избавиться. Книге Ярона Ядана суждено жить в веках. Отныне — и на русском языке
Ученики спросили: что имел в виду Хизкия, заявляя, что у кур нет легких? Ведь если он действительно полагал, что у петуха нет легких, его утверждение противоречит эмпирическим данным — мы всякий раз обнаруживаем легкие, вскрывая петуха! Поневоле приходится объяснять его слова следующим образом: разумеется, Хизкия знал, что у петуха есть легкие; он хотел лишь подчеркнуть, что даже если петушиные легкие будут ранены или воспалены, петух останется в живых и не перейдет в состояние трефа[24] в котором его мясо запрещено к употреблению в пищу. Кратко слова Хизкии могут быть сведены к формуле: «Курица не становится трефной из-за повреждения легких».
Ученики отвергли это объяснение, ибо принято считать, что повреждение легких делает курицу трефной точь-в-точь как любое домашнее животное. Раз так, решили ученики, Хизкия, утверждая, что у кур нет легких, имел в виду, что петушиные легкие остаются невредимыми даже в случае, если петух упадет с крыши или свалится в горячую печь, ибо ребра предохраняют их от повреждений; поэтому и в таких случаях петух не становится трефным. Это объяснение также было отвергнуто.
Наконец ученики спросили: если Хизкия считал, что у петуха есть легкие, отчего рабби Йоханан, споривший с ним, включил в свою отповедь такие детали, как местоположение легких и их цвет? Поневоле приходится признать, что, по мнению рабби Йоханана, Хизкия действительно считал, что у петуха нет легких. Ученики пришли к следующему выводу: Хизкия, вероятно, не употреблял кур в пищу, не разбирался в куриной анатомии и поэтому не знал, что у петуха есть легкие.
Вавилонский Талмуд, трактат Хулин 57а
24 ОСКВЕРНЯЕТ ЛИ ПРИКОСНОВЕНИЕ К МЫШИ, СОСТОЯЩЕЙ НАПОЛОВИНУ ИЗ ПЛОТИ, А НАПОЛОВИНУ ИЗ ЗЕМЛИ
Закон Торы устанавливает, что мертвые тела восьми видов животных являются источником ритуальной нечистоты: они оскверняют при прикосновении. Тот, кто стал ритуально нечистым, дотронувшись до них, может очиститься, окунувшись в микву (специальный бассейн для ритуальных омовений), как сказано: «А вот что нечисто для вас из мелких животных, ползающих по земле: слепыш, мышь и черепаха по роду каждого; варан, коах [вид варана], медяница и тиншемет [это не сова-сипуха, упомянутая в Левит 11,18 в числе других птиц, а мелкое млекопитающее, по мнению Раши — слепыш или крот]. Эти нечисты для вас из всех ползающих; всякий, прикоснувшийся к ним мертвым, нечист будет до вечера» (Левит 11,29–31).
Мудрецы Мишны установили, что мышь, зарождающаяся из земли и проходящая в процессе своего развития этап, когда половина ее тела состоит из плоти, а половина — из земли, также может стать источником ритуальной нечистоты в рамках приведенного выше закона. Однако они разошлись во мнениях по вопросу о том, оскверняет ли прикосновение к земляной части мыши. Иными словами, один из мудрецов полагал, что человек, коснувшийся земляной половины трупа такой мыши, остается чистым, а другой — что он становится нечистым. Третий мудрец, рабби Йеошуа бен Леви, утверждал в дополнение к этому, что развитие такой мыши (то есть ход превращения ее тела из земли в плоть) должно быть симметричным — происходить вдоль, а не поперек тела животного.
Мудрецы обсуждали еще один вопрос: следует ли включать морскую мышь в класс мышей, трупы которых являются источниками нечистоты. В чем тут сомнение? С одной стороны, бесспорно, что все животные, определенные текстом как слепыши, оскверняют — ведь все слепыши живут на суше, и спорных морских слепышей не существует. Отсюда можно заключить, что все животные, определенные текстом как мыши, в том числе морская мышь, также оскверняют. С другой стороны, поскольку все оскверняющие слепыши живут на суше (увы, морских слепышей не существует), можно предположить, что это правило относится и к мышам; стало быть, мышь, живущая на суше, оскверняет, а морская мышь — нет.
Это сомнение было разрешено указанием на слова Торы «ползающих по земле»: закон относится лишь к земным, а не морским тварям. Мудрецы спросили: раз так, слова Торы могут быть интерпретированы в том смысле, что сухопутная мышь, оказавшаяся в море, также не оскверняет — оскверняет лишь мышь, к которой прикоснулись, когда она была на суше. Им ответили: в Торе сказано «ползающих», следовательно, потенциально способные осквернять животные делают это везде, где обитают и передвигаются, — в том числе и в море.
Затем мудрецы углубились в следующий вопрос: откуда известно, что мышь, зародившаяся в земле (стало быть, не появившаяся на свет в результате полового размножения) и в ходе своего развития прошедшая этап, когда половина ее тела состоит из плоти, а половина — из земли, может стать источником ритуальной нечистоты? В чем тут сомнение? С одной стороны, следует сравнить происхождение мыши с происхождением слепыша: слепыш (который заведомо оскверняет) появляется на свет исключительно в результате полового размножения; следовательно, оскверняют лишь мыши, родившиеся сходным образом. С другой стороны, это сравнение может быть истолковано иначе, филологически: так же как все животные, носящие название «слепыш», оскверняют, должны осквернять и все животные, именуемые «мышами», — в том числе мышь, половина тела которой состоит из плоти, а половина — из земли.
Это сомнение также было разрешено ссылкой на слова Торы. Там сказано «ползающих» — следовательно, в число оскверняющих животных следует включить и мышь, зародившуюся в земле.
Вавилонский Талмуд, трактат Ху лип 126б- 127а
25 БАРДИЛАС — ЭТО ГИЕНА, ПРЕВРАЩАЮЩАЯСЯ В ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ
Мудрецы Мишны перечислили животных, которым от природы свойственно наносить ущерб, так что их хозяева во всех случаях обязаны оплачивать причиненные ими убытки. Это волк, лев, леопард, бардилас и змея — все они вредоносны по своей природе, и хозяева несут полную ответственность за содеянное ими.
Мудрецы Талмуда пытались установить, что за животное бардилас. Отвечая на этот вопрос, мудрец по имени рав Йосеф установил, что бардилас — это гиена.
Ему возразили: перечисляя различных животных, в том числе бардиласа, мудрецы Мишны упомянули и гиену, следовательно, гиена — не бардилас.
Мудрецы ответили: бардилас, упомянутый мудрецами Мишны, — это самец гиены, а гиена, упомянутая ими, — это самка.
Естественно задаться вопросом: отчего мудрецы дали самцу и самке гиены разные названия? Дело в том, что гиена — животное, изменяющее свою природу. Мудрецы Мишны утверждали, что самец гиены после семи лет жизни превращается в летучую мышь, летучая мышь после семи лет жизни превращается в вампира (вид летучей мыши, сосущий кровь), вампир после семи лет жизни превращается в растение, именуемое кимош, кимош после семи лет жизни превращается в колючий чертополох, чертополох после семи лет жизни становится демоном.
Вот еще один пример превращения: позвоночный столб человека через семь лет после смерти его хозяина становится змеей. Мудрецы позднейших поколений уточнили: в змею превращается только позвоночный столб еврея, который при жизни не молился так, как установлено Галахой, и не отдавал поклоны в соответствии с установлениями мудрецов (при произнесении формулы «мы благодарим Тебя»).
Попутно мудрецы обнаружили противоречие в словах древнего мудреца — своего предшественника. Мудрец Мишны рабби Элазар, перечисляя вредных животных, сказал: «А также и змея». Стало быть, перечислив животных, склонных по природе своей наносить ущерб, он добавил к ним змею, полагая, что она также вредоносна по своей природе. Однако из его слов в другом месте следует, что если перечисленные им животные одомашнены, то есть если у них есть хозяин, они уже не имеют вредных наклонностей.
Мудрецам ответили: в формуле рабби Элазара должно значиться не «а также и змея», а просто «змея». Отсюда следует, что, по его мнению, только змея склонна вредить и в одомашненном состоянии, в то время как одомашненные лев, леопард и бардилас такой склонности не имеют.
Вавилонский Талмуд, трактат Бава Кама 16а-16б
26 КОТЫ НЕ ПОДДАЮТСЯ ДРЕССИРОВКЕ, ПОТОМУ ЧТО ЕДЯТ МЫШЕЙ
Мудрецы спросили у рабби Элазара: отчего собака подчиняется приказам хозяина (иными словами, поддается дрессировке), а кот нет? Он ответил: тот, кто ест мышиную пищу, забывает все, чему его учили; это вдвойне относится к коту, который ест самих мышей, — он забывает и хозяина, и его приказы.
Мудрецы задали рабби Элазару еще один вопрос: почему все животные преследуют мышей? Он ответил: потому что мыши злобны, у них вредный характер и наглые повадки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Запретный Талмуд"
Книги похожие на "Запретный Талмуд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ярон Ядан - Запретный Талмуд"
Отзывы читателей о книге "Запретный Талмуд", комментарии и мнения людей о произведении.