Вячеслав Козляков - Герои Смуты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Герои Смуты"
Описание и краткое содержание "Герои Смуты" читать бесплатно онлайн.
Смута, однажды случившись, стала матрицей русской истории. Каждый раз, когда потом наступало «междуцарствие», будь то 1917 или 1991 год, разрешение вопроса о новой власти сопровождалось таким же стихийным вовлечением в историю огромного числа людей, разрушением привычной картины мира, политическим разделением и ожесточением общества. Именно по этой причине Смутное время привлекает к себе неослабевающее внимание историков, писателей, публицистов, да и просто людей, размышляющих о судьбах Отечества.
Выбрав для своего рассказа три года, на которые пришелся пик политических потрясений первой русской Смуты, — с 1610 по 1612/13 год, — автор книги обратился к биографиям главных действующих лиц этого исторического отрезка. Каждая из биографий настолько необычна, что одно лишь беспристрастное изложение всего, что случилось с героем, может поспорить по занимательности сюжета с самым захватывающим авантюрным романом. Здесь и воеводы Первого ополчения Прокофий Петрович Ляпунов, Иван Мартынович Заруцкий и князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, и организаторы следующего по времени нижегородского ополчения Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, и подзабытые ныне исторические персонажи, без которых, однако, невозможно представить то время, — в частности, казанский дьяк Никанор Шульгин, ставший единоличным правителем и вершителем судеб громадного «Казанского царства».
325
См.: Савелов Л.М. Князья Пожарские… с. 18. Ундольский В.М. Новые разыскания о месте погребения Прокопия Ляпунова… с. 33—46. Рукопись Списка надгробий, опубликованная в 1846 году В.М. Ундольским, в настоящее время представлена в оцифрованном виде в Интернете на сайте Троицесергиевой лавры. См.: http://www.stsl.ru/manuscripts/ book.php?col= 1 &manuscript=820.
326
Публикаторы актов Спасоевфимиева монастыря в 1998 году впер вые издали один примечательный документ: данную княгини Анастасии Ивановны — жены князя Федора Ивановича Пожарского, передавшую в монастырь село Могучее с деревнями в 7095 (1586/1587) году. По данной 1586/87 года Спасоевфимиеву монастырю княгиня Анастасия Ивановна передала «вотчину свою в Стародубе Ряполовском село Могучее с деревнями». Она объяснила свое право распоряжения этой вотчиной необычно: тем, что «ту мне вотчину село Могучее з деревнями дал князь мой княж Федор Иванович за приданое за триста рублей». Распорядилась она ею как вкладом «по своей душе» и для поминания исключительно своих родителей: «князя инока Иосифа, княгиню иноку Софью, князя инока Деонисья, князя Петра, князя инока Афонасья, иноку Маремьяну». На выкуп вотчины был наложен запрет: «а нет дела до тое вотчины ни роду моему, ни племяни». Словом, создается впечатление какого-то семейного раздела, хотя речь не об этом. Удается восстановить, что княгиня Анастасия Ивановна Пожарская происходила из заметного рода ярославских князей Хворостининых. Инок Иосиф — это ее отец князь Иван Михайлович Хворостинин — тысячник по Коломне в 1550 году, носивший высокий думный чин окольничего. Он умер в 1571 году и принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Упомянутый в списке для поминания «князь Петр», возможно, князь Петр Иванович Хворостинин (другой брат Дмитрий Иванович в монашестве действительно носил имя Дионисий). И, наконец, в составленном В.Б. Кобриным родословии ярославских князей находится указание на сохранившуюся духовную князя Федора Ивановича Хворостинина, составленную в октябре 1602 года. Одним из душеприказчиков князя Ф.И. Хворостинина выступала его сестра «княгиня Настасья княж Федорова княгиня Пожарскаго». См.: Ундольский В.М. Новые разыскания… с. 37; Духовное завещание князя Ф.И. Хворостинина / Публ. с. Шереметева // Русский архив. № 4. 1896. с. 572; Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. с. 235; Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV—XVI вв. М., 1995. с. 63; Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 225. с. 424—426.
327
Погодин М. 77. О месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. с. 34.
328
Лихачев Н. Н. Двойные имена // Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1900. Вып. 1. с. 128.
329
Эскин Ю.М. Завещание князя Дмитрия Пожарского // Отечественная история. 2000. № 1. с. 150; он же. Опыт жизнеописания… с. 121.
330
См.: Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 125; Памятники истории русского служилого сословия. с. 69.
331
АСЗ. М., 1997. т. 1. № 218. с. 189-190.
332
Надгробные плиты с захоронений отца и матери князя Д.М. Пожарского были использованы монастырскими властями в середине XVIII века для ремонтных работ и укрепления западной стены монастыря. См.: Курганова Н.М. Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасоевфимиевом монастыре Суздаля // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1993. М., 1994. с. 396—405; она же. Страницы истории некрополя города Суздаля. М., 2007. с. 69.
333
См.: Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 230. с. 436; Эскин Ю.М. Опыт жизнеописания… с. 125.
334
Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 172. с. 333— 334.
335
Малиновский А.Ф. Биографические сведения о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. М., 1817. с. 3. Так как, по признанию исследователей, ввозная грамота 28 февраля 1588 года остается главным и единственным основанием для определения точного года рождения князя Дмитрия Пожарского, не лишены вероятия и другие расчеты, относящие дату рождения князя к 1577 году (с учетом его рождения около 1 ноября). Ведь вдова княгиня Мария Пожарская должна была подать свою челобитную не позднее конца 1587-го — начала 1588 года, то есть десятилетний возраст князя Дмитрия указан на эту дату? См.: Савелов Л.М. Князья Пожарские. с. 24; Эскин Ю.М. Завещание князя Дмитрия Пожарского. с. 149; он же. Опыт жизнеописания… с. 120, 125; Шматов В.Е. О дате рождения князя Дмитрия Пожарского // Нижегородская правда (16 июля 2005 г.). Текст статьи размещен в Интернете по адресу: http:// www.d-pozharskym/publikacii/o-date-rozhdenija-knjazja-dmitrija
336
АС З.Т. 1. № 219. с. 190-191.
337
В конце 1980-х годов были найдены надгробия с захоронений как отца, так и матери князя Д.М. Пожарского. Однако при публикации записи на надгробии княгини Евфросиньи-Марии Пожарской была допущена неточность, год ее смерти был прочтен как 1632, вместо правильного — 1640. Лишь недавно известный исследователь древнерусских некрополей Л.А. Беляев уточнил чтение: «Лета 7//148 апреля в 7 день преста//вися раба Божия княгиня Еу//фросиния Федоровнакняз//Михайлова жена Федоро//вича Пожарскава во иноцех // скимница Евъникея». См.: Курганова Н.М. Страницы истории некрополя города Суздаля. с. 69; Беляев Л.А. О датах смерти Е.Ф. Пожарской и В.П. Пожарского: эпиграфические заметки // Российская археология. 2009. № 1. с. 162— 165.
338
Князь Н.А. Хованский записан стольником в боярском списке 1588—1589 годов. См.: Савелов Л.М. Князья Пожарские… с. 27; Зимин А.А. Формирование боярской аристократии… с. 29—30; Станиславский А.Л. Труды по истории Государева двора в России… с. 206.
339
Сироткин С В. Заметки к биографии Дмитрия Михайловича Пожарского //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 1. с. 108— 110.
340
См. подробнее: Козляков В.Н. Борис Годунов. Трагедия о добром царе. М., 2011 (серия «ЖЗЛ»). с. 155-157.
341
Это выясняется из «сказки» Юрия Дмитриевича Хворостинина, по давшего в 1628 году челобитную о возвращении сестре Авдотье рязанской вотчины Годуновых, отобранной у них после ссылки Степана Годунова в Алатырь в 1605 году. См.: Корецкий В. И., Соловьева т. Б., Станиславский А.Л. Документы первой крестьянской войны в России // Советские архивы. 1982. № 1.С. 37.
342
Конечно, переход села Могучего в род князя Дмитрия Пожарского нарушал распоряжение княгини Анастасии Ивановны Пожарской, но, отдавая вотчину в монастырь в 1586/87 году, она и сама действовала вопреки соборному приговору 1580 года. Интересно, что князь Дмитрий Михайлович, кажется, включал «княгиню Анастасию» в поминание своего рода в синодике Спасоевфимиева монастыря. Хотя точно установить, действительно ли это была княгиня Анастасия Ивановна, трудно, ведь в своей родовой усыпальнице она была погребена с другим, видимо, крестильным именем как княгиня Мавра (умерла 17 февраля 1615 года). Село Могучее упоминалось в завещании самого князя Дмитрия Пожарского, составленном в начале 1640-х годов, как принадлежавшее ранее его «дяде» князю Федору Пожарскому и выкупленное из Спасоевфимиева монастыря: «Да что я вотчину взял ис Спасского монастыря с [ело] Могучее дяди своего князя Федора Пожарского, и з[а ту] вотчину дати детем моим в Спасской монастырь сто рублев [де]нег». Недавно исследователи суздальских вотчин князя Пожарского Г.Р. и М.М. Якушкины обратили внимание на запись в переписной книге 1646 года, в которой было сказано: «Да Спаса же Еуфимьева монастыря вотчина селцо Могучее з деревнями и пустошьми, что взял боярин князь Дмитрей Михайлович Пожарской по свой живот на строенье и на ту де вотчину в Спаском монастыре крепость есть, а ныне тою вотчиною боярина князь Дмитрея Михайловича дети стольники князь Петр да князь Иван монастырю владеть не дадут». См.: Акты Суздальского Спасоевфимьева монастыря… № 225. с. 424—426.: Погодин М.П. О месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского… с. 28—29, 31; Ундольский В.М. Новые разыскания. с. 37; Эскин Ю.М. Завещание князя Дмитрия Пожарского. с. 152—154; Якушкин Г. Р., Якушкина М.М. Страницы истории Мугреевских владений князя Дмитрия Михайловича Пожарского// Пожарский юбилейный альманах… Вып. 6. с. 30.
343
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Герои Смуты"
Книги похожие на "Герои Смуты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Козляков - Герои Смуты"
Отзывы читателей о книге "Герои Смуты", комментарии и мнения людей о произведении.