Имре Лакатос - Фаллибилизм против фальсификационизма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фаллибилизм против фальсификационизма"
Описание и краткое содержание "Фаллибилизм против фальсификационизма" читать бесплатно онлайн.
Вторая глава из главного труда Имре Лакатоса "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ", опубликованного в 1968 г. как доклад, представленный “Аристотелевскому обществу”. Настоящий перевод сделан с самой известной публикации И. Лакатоса: обширной статьи, помещенной в сборнике “Критицизм и рост знания” (1970 г.), ставшим важной вехой в эволюции философии и методологии науки нашего времени.
Кстати, мы могли бы убедить догматического фальсификациониста в том, что его критерий демаркации был очень наивным заблуждением. Отказавшись от него, но сохранив свои основные посылки, он должен был бы изгнать теории из науки и рассматривать рост научного знания как накопление доказательно обоснованных базисных предложений. Это действительно было бы последней фазой классического эмпиризма после того, как испарилась надежда доказывать или по крайней мере опровергать теории фактами.
25
См. [161], разд. 8.
26
Ниже, в III разделе будут приведены еще более убедительные примеры.
27
Это разделение и соответствующая терминология заимствована у Поппера; см. [161], гл. 19, [русск. пер., с. 105-107]; [157], гл. 23, прим. 3 к гл. 25 [русск. пер., т. 2, с. 247, 433].
28
Какой ни возьми вариант консервативного активизма, он не может объяснить, почему теория тяготения Ньютона должна быть неуязвимой для критики; кантианцы ограничивались объяснением прочности геометрии Евклида и механики Ньютона. Что же касается ньютоновской гравитационной теории и его оптики (или других областей науки), то они занимали неясную и временами индуктивистскую позицию.
29
Я не отношу Гегеля к “революционным активистам” Он и его последователи рассматривали изменение концептуальных каркасов как предопределенный, неизбежный процесс, в котором индивидуальное творчество или рациональная критика не играют существенной роли. По этой “диалектике” получается, что те, кто устремляются вперед, поступают так же неверно, как и те, кто плетется позади. Умно поступает не тот, кто строит лучшую “тюрьму” или разрушает своей критикой старую, а тот, кто всегда идет в ногу с историей. Эта диалектика рассматривает изменение вне связи с критикой.
30
См.. [204], [203], [205]
31
См., в частности [149], [150] [русск. перев, с. 5-152], [127], [106], [107]. Быть может, одной из главных философских заслуг конвенционалистов было то, что они высветили этот факт: любая теория может быть спасена от опровержений “конвенционалистскими уловками”. (Последний термин введен Поппером. См критическое обсуждение конвенционализма Пуанкаре в [161], особенно гл. 19 и 20, [русск. перев. , с 105- 112])
32
Пуанкаре вначале разработал свой конвенционализм по отношению к геометрии [149]. Затем Мильо [127] и Леруа обобщили идею Пуанкаре, распространив ее на все разветвления современной физики. Пуанкаре [150] с самого начала подвергает строгой критике бергсонианца Леруа, взглядам которого он противопоставляет аргументы, защищающие эмпирический (фальсифицируемый или “индуктивный”) характер всей физики, исключая геометрию и теоретическую механику. Дюгем, в свою очередь, критиковал Пуанкаре: по его мнению, и ньютоновская механика могла быть опровергнута.
33
Loci classici (здесь: самые характерные примеры (лат.) ― Прим перев) этих концепции ― [40] и [154]. Дюгем не был последовательным революционным конвенционалистом. Во многом следуя Уэвеллу, он полагал, будто концептуальные изменения суть лишь приготовления к заключительной, хотя, быть может, неблизкой, “естественной классификации”. “Чем совершенней теория, ― писал он, ― тем в большей степени мы осознаем, что логический порядок, в который она выстраивает экспериментально установленные законы, есть отражение некоторого порядка бытия”. В частности, он отказывался признать, что механика Ньютона действительно “рухнула” и называл теорию тяготения Эйнштейна проявлением “безумной и лихорадочной погони за новыми идеями”, которая ввергла физику в настоящий хаос, где уже логика сама блуждает в потемках, а здравый смысл в ужасе бежит прочь” (Из предисловия ко II-му изданию (1914) его книги [40].)
34
[40]. гл VI, § 10
35
[161], гл 30, [русск. перев., с. 145].
36
В этом разделе я обсуждаю “наивный” вариант попперовского методологического фальсификационизма. Поэтому всюду, где в этой главе стоит термин “методологический фальсификационизм”, его можно читать как “наивный методологический фальсификационизм”.
37
[161], гл. 27, [русск. перев., с. 132].
38
Там же, гл. 28, [русск. перев., с 136-138].
39
[161], гл 30 [русск. пер., с. 143], [166], рр 2191-292
40
См [163], р. 390 [русск. перев., с 360].
41
Обратим внимание, что Поппер весьма тщательно берет термин “наблюдательный” в кавычки, см [161], гл 28 [русск. пер., с 136-137].
42
Такое разграничение играет какую-то роль в первом и в четвертом типах решений методологического фальсификациониста
43
Интересное обсуждение этой темы можно найти у Фейерабенда [57]
44
Можно спросить не лучше ли было бы отказаться от терминологии натуралистического фальсификационизма и окрестить “наблюдательные” теории “пробными теориями”?
45
См. [161], гл. 22. Многие философы как-то просмотрели важное замечание Поппера о том, что базисное предложение не может ничего опровергнуть без помощи хорошо подкрепленной фальсифицирующей гипотезы.
46
См. [161], гл. 30; [русск. перев., с 145].
47
См. [161], р. 387
48
[161], гл. 30, 29, [русск. перев., с. 148]
49
[159], р. 134; [русск. перев. № 10, с. 44]. В других работах Поппер подчеркивает, что его метод не может «гарантировать» выживание сильнейшим. Естественный отбор может ошибаться: сильнейшие могут гибнуть, а монстры — выживать.
50
См. [155].
51
[161], гл. 82; [русск. перев., с. 213].
52
Там же, с. 214.
53
В отличие от догматической фальсификации (опровержения), эта “фальсификация” представляет собой прагматическую, методологическую идею. Но что же она означает? Ответ Поппера, с которым я не согласен, заключается в следующем: методологическая “фальсификация” указывает на “необходимость замены фальсифицированных гипотез лучшими гипотезами” ([161], р. 87; [русск. перев., с. 116]). Это хорошо иллюстрирует тот процесс, который описан мной в [92], когда критическая дискуссия изменяет исходную проблему, но оставляет старую терминологию. Побочным результатом оказывается изменение значений терминов.
54
Критерий демаркации догматического фальсификациониста: теория “научна”, если она имеет эмпирический базис.
55
Между прочим, Поппер [161] не совсем четко фиксирует этот момент. Он пишет: “Конечно, можно интерпретировать понятие наблюдаемое событие в психологическом смысле. Однако я использую это понятие в таком смысле, который позволяет заменить его на понятие “событие, характеризующееся положением и движением макроскопических физических тел” ([161], гл. 28; [русск. перев., с. 137]). Например, мы можем признать позитрон, проходящий через камеру Вильсона в момент t0, наблюдаемым событием, хотя сам позитрон имеет отнюдь не макроскопическую природу.
56
См. [161], гл. 68. Действительно, методологический фальсификационизм является философской основой некоторых из наиболее интересных направлений в современной статистике. Подход Неймана – Пирсона полностью основывается на методологическом фальсификационизме. См. также [27], гл. VI. (К сожалению, Брейсуэйт истолковывает попперовский критерий демаркации как водораздел между осмысленными и неосмысленными, а не между научными и не-научными высказываниями.)
57
[153] [русск. перев., с. 237].
58
Там же, с. 238.
59
[159], р. 133; [русск. перев. № 10, с. 44].
60
Обсуждение этого важного понятия попперовской методологии см. в [93], р. 397 и далее.
61
[161], гл. 9; [русск. перев., с. 74].
62
Там же.
63
Там же.
64
О проблеме «управляемого эксперимента» можно сказать только то, что это проблема такой организации экспериментальных условий, при которой сводится к минимуму риск отучиться в зависимости от такого рода решений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фаллибилизм против фальсификационизма"
Книги похожие на "Фаллибилизм против фальсификационизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Имре Лакатос - Фаллибилизм против фальсификационизма"
Отзывы читателей о книге "Фаллибилизм против фальсификационизма", комментарии и мнения людей о произведении.