М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Религии народов современной России. Словарь"
Описание и краткое содержание "Религии народов современной России. Словарь" читать бесплатно онлайн.
Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этиологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.
Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Объединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.). Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.
К великим праздникам относятся т. наз. двунадесятые праздники, 8 из к-рых являются Господними и 4 — Богородичными. Господние праздники, в последовательности событий, к-рым они посвящены, следующие:
Рождество Христово считается по своей значимости вторым после Пасхи праздником. Установлен в 4 в., приходится на 25 дек. день зимнего солнцестояния. РПЦ, придерживающаяся юлианского календаря, празднует его фактически позже — 7 янв. по григорианскому календарю. Празднику предшествует 40-дневный пост. В канун праздника, именуемый сочельником (или сочевником), принято полностью воздерживаться от пищи до появления на небе первой звезды. Вечером принимали в пищу сочиво, т. е. сушеные злаки, размоченные в воде. 12 дней, следующих за праздником, именуются «Святками». Это время, когда отменены пост, коленопреклонение во время молитвы, а также свадьбы. В народном традиционном быту на святках было принято устраивать массовые гуляния с ряжеными, гадания, сохранившиеся от дохрист. времен как элементы солярного культа. В наст. вр. церковь проводит в этот период различные релит. — просветительские мероприятия: рождественские чтения, фестивали духовной музыки и т. п.
Сретение Господне (15 февр.) христ. праздник, установленный в память встречи Симеоном Богоприимцем Св. Девы Марии, пришедшей в Иерусалимский храм с младенцем Иисусом в 40-й день после его рождения для принесения жертвы Богу за свое очищение и для выкупа первенца. В религ. — бытовом культе особое значение придается сретенской воде, т. е. воде, освященной во время праздничной службы: считается, что она лечит разные болезни, особенно помогает при сглазе. Согласно народному месяцеслову, «на Сретение зима с летом встречаются»; по фенологическим приметам этого дня предугадывают погоду на предстоящие весну и лето.
Крещение Господне. Богоявление (19 янв.) установлены в память о крещении Иисуса Предтечей Иоанном в реке Иордан. По евангельскому повествованию, во время крещения Иисуса произошло явление и двух др. ипостасей Божественной Троицы Духа Святого в виде голубя, нисходящего с небес, и Бога-Отца, возгласившего: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф. 3:16–17).
Преображение Господне (19 авг.) отмечается в память о преображении облика Иисуса Христа, произошедшем во время Его молитвы в присутствии ап. Петра, Иакова и Иоанна на горе близ Иерусалима: лицо его просияло как солнце и одежда его сделалась блистающе белой. В этот момент из облака раздался голос свыше: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; его слушайте» (Лк. 9:35). На Руси Преображение совпадало по времени со старинным земледельческим праздником, посвященным началу сбора плодов (яблок) нового урожая, поэтому в обиходе за Преображением закрепилось название «яблочный спас». В этот день по окончании литургии совершается освящение плодов.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) праздник переходящий, приходится на ближайшее перед Пасхой воскресенье. В основе праздника — евангельское повествование о торжественном прибытии Иисуса в Иерусалим в преддверии его страданий и смерти на кресте. Иисус был встречен приветственными возгласами народа: «Осанна сыну Давидову! Благословен грядый!», устилавшего его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. В России роль пальмовых ветвей выполняют веточки вербы, на к-рых ко времени праздника обычно успевают раскрыться почки. Вербу, освященную в храме в день праздника, принято хранить дома как своеобразный «оберег» от «злой силы».
Вознесение Господне праздник переходящий, падает на 40-й день после Пасхи. Посвящен вознесению Иисуса Христа на небо с горы Елеон (близ Иерусалима) в присутствии его учеников, о чем повествуют Евангелия.
Троицы Святой день. Пятидесятница двунадесятый переходящий праздник. Отмечается в воскресенье 8-й недели по Пасхе. Великий христ. праздник в память Сошествия Святого Духа на апостолов, к-рое произошло в 50-й день по Воскресении Христовом. Поэтому праздник называется также Пятидесятницей. Среди русских праздник Троицы стал особенно популярным благодаря тому, что по времени он совпадает с древними празднествами, посвящавшимися культу предков (в первую очередь умерших не своей смертью), растительному миру и природным стихиям земле, воде, лесу. До сих пор среди престарелых деревенских жителей сохраняется представление о том, что на Троицу земля бывает именинницей. На Троицкой неделе храмы и жилища украшаются ветками разных деревьев, большей частью березы, клена, дуба, липы, рябины. До недавнего времени на Троицу устраивались разнообразные обрядовые хороводы и игры, в т. ч. игра, во время к-рой девушки «кумились» с березой и между собой. Троица является праздником, глубоко укоренившимся в русском самосознании, приобретшем этнические самобытные черты.
Воздвижение креста Господня (27 сент.) праздник в ознаменование передаваемого церк. преданием обретения в 4 в. матерью римского имп. Константина Еленой креста, на к-ром был распят Иисус Христос, и установления его на прежнем месте, на Голгофе. Накануне праздника во время вечернего богослужения (всенощного бдения) из алтаря выносится крест и возлагается на аналое посередине храма для поклонения верующих. В самый день праздника пост.
Остальные 4 двунадесятые праздника посвящены Богородице:
Рождество Пресвятой Богородицы (21 сент.) установлен, вероятно, во вт. пол. 5 в. По церк. преданию родителями Девы Марии были благочестивые Иоаким, происходивший из царского рода, и Анна из рода первосвященников. Рождение единственного ребенка произошло у них в преклонные годы. О предстоящем рождении, а также об имени, к-рое должно быть дано младенцу, Мария Иоакиму и Анне было сообщено ангелом.
Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 дек.) праздник установлен в 8 в. и посвящен событию, к-рое произошло, согласно апокрифическим евангелиям, по достижении будущей матерью Иисуса 3-летнего возраста. Родители Марии в благодарность за дарование им ребенка в престарелом возрасте решают посвятить ее Богу и отдают на воспитание и служение в Иерусалимский храм. Предзнаменованием особого призвания Марии явилось то, что в храме она вошла в Святая Святых, где хранился Ковчег Завета, заключавший в себе скрижали Закона, и куда имел право войти лишь первосвященник один раз в году.
Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апр.) посвящен воспоминанию о благой вести, сообщенной Деве Марии архангелом Г авриилом о том, что она родит Сына Божия (Лк. 1:2638). Благовещение отстоит от праздника Рождества Христова ровно на 9 месяцев. По учению церкви, Благовещение знаменует собой начало («главизну») человеческого спасения. Значимость празднуемого события подчеркивается тем, что хотя Благовещение часто приходится на время Великого поста, а иногда даже на Страстную неделю, тем не менее богослужение совершается по праздничному чину, степень строгости поста смягчается. В этот день считаются предосудительными всякий физический труд и бытовые заботы.
Успение Пресвятой Богородицы (28 авг.) в православии один из великих богородичных праздников. Согласно церк. преданию, после кончины не только душа, но и тело Богоматери было «принято в небесную славу»: тело Богоматери, объятое светлым облаком, было поднято и находилось между небом и землей. Очевидцем вознесения был ап. Фома: Богоматерь сбросила ему пояс, к-рым Ее опоясали в гробе, как «материальное» свидетельство о свершении ее вознесения. Храмы во имя Успения Богородицы появляются на Руси в числе первых. Они сыграли значительную роль в становлении русской государственности и формировании национального самосознания. Не случайно князь Дмитрий Донской строит Дубенский Успенский монастырь (в Тверской губ.) после победы на Куликовом поле. В Успенском соборе Московского Кремля венчались на царство все московские государи со времен Ивана Грозного. И в наши дни образ Успенского собора Московского Кремля по-прежнему несет функции национального и религ. единения. На Успение устраивали складчины, братчины, сообща варили пиво; в семьях угощали хорошим обедом с отжиночным пирогом, т. е. пирогом, испеченным из муки нового урожая. Этого обычая по деревням придерживаются и по сей день.
Кроме двунадесятых к великим церковь относит следующие праздники:
Обрезание Господне (14 янв.) — установлен в память совершенного над младенцем Иисусом на 8-й день после его рождения иудейского обряда с наречением ему имени Иисус (древнеевр. — Иегова спасает).
Рождество Иоанна Предтечи (7 июля) последнего пророка Ветхого Завета, возвестившего скорое наступление Царства Божия и приход Мессии, выступившего в кач-ве его предшественника («предтечи»), крестившего Иисуса в водах Иордана. На Руси этот христ. праздник в традиционном праздничном быту наложился на языческий праздник летнего солнцестояния Купалы и в простонародье получил название Ивана Купалы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Религии народов современной России. Словарь"
Книги похожие на "Религии народов современной России. Словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь"
Отзывы читателей о книге "Религии народов современной России. Словарь", комментарии и мнения людей о произведении.