» » » М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь


Авторские права

М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь

Здесь можно скачать бесплатно "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Республика, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь
Рейтинг:
Название:
Религии народов современной России. Словарь
Автор:
Издательство:
Республика
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-250-01818-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религии народов современной России. Словарь"

Описание и краткое содержание "Религии народов современной России. Словарь" читать бесплатно онлайн.



Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этиологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.

Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Объединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.). Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.






В советское время была предпринята попытка ввести в общественную жизнь ритуал гражданского имянаречения, или торжественной регистрации новорожденного. Однако по разным причинам он не вошел широко в общественный быт.

Л.А. Тульцева


Кришнаиты см. Общество сознания Кришны.


Кубачинцев верования см. Даргинцев верования.


Культ животных различные формы религиозно-магических действий, связанные с почитанием животных; комплекс обрядов и поверий, основанный на сакральном отношении к представителям фауны.

В чистом виде К. ж. проявляется в тотемизме, в производственной магии скотоводов и в почитании свящ. животных представителями разных религ. направлений. В верованиях славян-земледельцев К. ж. не был достаточно развит, хотя мн. обряды и поверья свидетельствуют о культовом отношении к нек-рым представителям фауны. Особая роль у языческих славян отводилась коню как атрибуту языческих небесных божеств, как существу, связанному с иным миром и способному воздействовать на плодородие. Конскими праздниками считались первая суббота Великого поста, Юрьев день и день памяти Флора и Лавра. Источники говорят о конях, предназначавшихся для обрядов гадания (храм Святовита у балтийских славян) и жертвоприношения (Конь-остров на Ладожском озере). Сакральная роль отводилась коню в погребальном ритуале как проводнику на тот свет, а также при «вождении кобылки» (обычай ряженья коней) в пережиточной традиционной обрядности святок, русальной недели и Ивана Купалы. Однако во всех случаях объектом культового почитания и ритуальных действий был не конь, как таковой, а символизировавшийся конем сакральный объект природы: солнечный небесный огонь. Это же значение закрепилось за фольклорным образом коня, к-рый наделялся одновременно и сверхъестественными, и человеческими свойствами. Известны случаи обрядового захоронения павшего коня. В дохрист. и двоеверную эпохи (8 —13 вв.) на круглые подвески ритуальных ожерелий наносили крестовидные знаки, обозначавшие солнечный огонь, или синонимичный им облик коня. Изображения солнечных коней входили в состав амулетов, с к-рыми связывались надежды на покровительство и благополучие. Образ коня в пластике тождествен обожествлявшемуся солнцу.

Культовое значение имели также козел, овца и баран.

Шкуры и маски этих, считавшихся чистыми, животных широко использовались в святочной обрядности, связанной с заклинанием благополучия. По народным представлениям овечья шерсть наделялась свойством оберега, способного предохранять от нечистой силы. Козлу из-за присущей ему плодовитости приписывалась сверхъестественная способность воздействия на плодородие. Однако и обряды вождения козы и козла («Где козел ходит, там жито родит») не имели прямого отношения к К. ж., а были лишь частью ритуального комплекса, связанного с почитанием обожествленной природы. Действия с козлом призваны были способствовать урожайности земли. Много поверий связано с собакой, к-рой приписывалось вещее знание о разного рода несчастьях, и кошке, черная масть к-рой воспринималась как олицетворение нечистой силы. Однако культового комплекса эти поверья и приметы не образуют. Иное дело волк.

Этот дикий зверь наделялся мн. мифическими функциями, с к-рыми у большинства европ. народов связывались представления о волколаках волках-оборотнях, людяхволках, в к-рых могут превращаться колдуны и чародеи. О прямом почитании волков, наделявшихся сверхъестественными, едва ли не божественными свойствами (по крайней мере очевидна связь волка с иным миром), свидетельствуют пережитки жертвоприношений им: на Рождество для волков специально оставляли на отдаленном перекрестке дорог козу; похищение волком овцы из стада воспринималось как благо для хозяина (ср. «Что у волка в зубах, то Егорий дал»); встреча с волком считалась добрым предзнаменованием.

У славян, но еще больше у соседних с ними финских и сибирских народов столетиями сохранялся взгляд на медведя как на свящ., наделенного многими мифическими свойствами зверя. К культу этого животного, получившего массу эвфемических названий (он, хозяин, косматый, сам, бурмило и т. д.), относится специальный праздник комоедица, крый приурочен к Благовещению. Медвежьими днями считаются также Воздвижение, Спиридон солнцеворот, Сретение (см. Православные праздники). К этим дням готовились ритуальные блюда из продуктов, к-рые ест медведь (кисель из овса, сушеная репа, горох). Участники комоедицы имитировали поворачивание медведя в берлоге, что, по мысли крестьян, должно было способствовать пробуждению от спячки. Отголосок сакрального отношения к медведю присутствие этого животного в ватагах скоморохов, крые были наследниками волхвов и по мере отмирания языческого ритуала превращались в организаторов зрелищных, игровых форм обрядности. Вождение медведя нередко продолжало преследовать и ритуальные цели: его водили как свящ. животное по дому и хозяйственным постройкам, обходили с поклоном домочадцев, кормили ритуальной пищей (маслом, сыром, медом) в красном углу под иконами. Считалось, что такие действия обеспечивают благополучие и ограждают от воздействия нечистой силы. Медведь был тесно связан с символикой плодородия и любовной магией. Ряжение медведем широко практиковалось в свадебной и святочной обрядности. Медведь был символом жениха. По реву медведя гадали о девственности невесты. С целью привораживания женщины мазались медвежьим салом. Охранительные свойства приписывались как медведю, так и его шкуре, особенно в отношении новобрачных и беременных женщин (сидение на шкуре и меховые одежды в свадебной и рожаничной обрядности). С целью исцеления от бесплодия и др. болезней медведя заставляли переступать через лежащего больного. Целебными свойствами наделялись отвар медвежьего мяса, его жир и шерсть. С охранительными же целями использовали амулеты из клыков и когтей медведя, известные как по археологическим (7 — 13 вв.), так и по этнографическим (18–19 вв.) материалам.

Говорить о самостоятельном культовом значении птиц не приходится, хотя они играли заметную роль в традиционных поверьях и обрядах. В ряде областей России сохранился запрет на убийство лебедя, как св. птицы. Нек-рыми сакральными свойствами наделялись орел, сокол, голубь, журавль, аист. Вещая птица кукушка стала символом печали. Недобрым вестником, имеющим отношение к злым силам, считали ворону. Из домашних птиц отношение к мифологическим воззрениям имел петух, символизировавший огненную стихию, плодородие и вещее знание. Образ петуха в фольклоре славян и на декоративных украшениях также связан с огненной и солнечной символикой. По поверьям, это чистое свящ. животное, приносящее счастье, опекающее хозяина и предназначавшееся для жертв и ритуальных блюд. Крик петуха знаменует восход солнца, нейтрализует действие злых сил.

Сакральную связь с солнцем присвоили божьей коровке (украинское название «сонечко»). С гаданием по ней связывались надежды на благополучие, на желанные перемены в погоде.

Как видим, у славянских народов обряды и верования, связанные с сакрализацией животных, не являются проявлением собственно К. ж., а относятся к культу обожествленной природы со свойственным ему почитанием небесных божеств, светил и плодоносящей земли. К наст. вр. отдельные сохранившиеся по традиции элементы К. ж. полностью утратили свой сакральный смысл.

В.В. Мильков


Культ Ошо (Раджнеша) — одна из неоориенталистских религий в совр. России. Основатель индус Раджнеш Чандра Мохан (1931–1990), имеющий титулы: Бхагаван Шри Раджнеш (тот благословенный, к-рый бог), Ошо (океанический, растворенный в океане). Известен также как Ачарья (учитель). Закончив в 1957 с золотой медалью ун-т и став магистром филос. наук, Раджнеш с кон. 60-х гг. 20 в. начал проповедь философии «тотального освобождения», называя ее санскритским термином «саньяс». В 1974 им было зарегистрировано Международное бюро саньясинов с центром в индийском г. Пуна. Учение Раджнеша это смесь элементов индуизма, даосизма, суфизма и т. п. Он отрицает все религии: «Я основатель единственной религии, другая религия обман. Иисус, Мухаммед, Будда просто совращали людей». Конечная цель религ. практики Раджнеша — достижение состояния просветления и тотального освобождения. Способы достижения этого состояния отбрасывание стереотипов культуры, воспитания, традиций, отказ от всего того, что навязывает об-во. Разрушение «социальных барьеров и стереотипов» должно происходить во время общения с «учителем», а обретение внутренней свободы через практику «динамической медитации» и сексуальные оргии, преподносимые под вывеской тантризма. На Западе Раджнеш назывался «сексгуру». В 1981 Раджнеш из Индии перебирается в США, где организует неподалеку от г. Энтелоуп (штат Орегон) свой новый центр. Энтелоуп был переименован в «Раджнеш-пурам»; в нем проживало 15 тыс. приверженцев данного учения. В 1984 ФБР возбудило против секты Раджнеша уголовное дело. На территории центра Раджнеша были обнаружены склады оружия, лаборатории по производству наркотиков. Раджнеш был арестован 27 окт. 1985. В сер. 1986 ему удалось вернуться в Индию, где он открыл центр психотерапевтических и медитативных программ. Во всем мире насчитывается ок. 200 центров Ошо. В России последователи Раджнеша появились в кон. 80-х гг. 20 в. и существуют ныне во мн. крупных городах. Большое внимание центры Ошо уделяют коммерческой деятельности: торгуют книгами Раджнеша, аудиои видеокассетами, организуют платные курсы динамической медитации, астрологии и психотренинга. Для привлечения молодежи организуются «Ошо-дискотеки».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религии народов современной России. Словарь"

Книги похожие на "Религии народов современной России. Словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Мчедлов

М Мчедлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь"

Отзывы читателей о книге "Религии народов современной России. Словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.