Дмитрий Володихин - Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок"
Описание и краткое содержание "Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок" читать бесплатно онлайн.
Личность третьего русского царя из династии Романовых нечасто привлекала к себе внимание историков. Царь Федор Алексеевич (1676—1682) взошел на трон в возрасте четырнадцати лет, а умер, не дожив до двадцати одного года. При этом большую часть своего недолгого правления он проболел (еще в отроческом возрасте царевич получил тяжелую травму позвоночника). Наследника по себе он не оставил, а смерть его была ознаменована страшным стрелецким восстанием, в результате которого власть в стране взяла его сестра царевна Софья. Но вот что удивительно: за шесть лет его царствования было сделано очень многое: уничтожено местничество, начались важнейшие реформы в области образования и культуры. Россия жизненно нуждалась в переменах, и царь отчетливо понимал это, начиная «мягкую», постепенную европеизацию страны. Как показывает автор книги, известный историк Дмитрий Володихин, это была реальная альтернатива оглушительной, страшной, «костоломной» европеизации России, проведенной впоследствии младшим братом Федора Петром Великим. Кто знает, проживи Федор Алексеевич подольше — и страна избежала бы одной из тяжелейших страниц в своей истории.
179
Явное свидетельство — здесь: документальное подтверждение службы представителей данных родов на высоких должностях в армии, в Думе, при посольском деле или в «дворовой» должности.
180
Там же. С. 44.
181
Десятня — список местной служилой корпорации дворян, предназначенный для нужд военной службы. В «первой статье» там указывались наиболее значительные дворяне данной местности.
182
Там же. С. 45.
183
Антонов А. В. Родословные росписи конца XVII в. М., 1996. С. 9.
184
За первые пять лет своего существования Палата родословных дел собрала родословные «росписи» с сопутствующими документами примерно у 560 дворянских семейств. А пожар 1812 года пощадил лишь полторы сотни росписей… См.: Антонов А. В. Родословные росписи конца XVII в. С. 13-14.
185
Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 406—410.
186
Там же. С. 406.
187
Демидова Н. Ф. Федор Алексеевич. С. 194.
188
Речь идет о документах, подтверждающих местнические «случаи» — пребывание думных чинов, воевод и воинских голов в какой-либо службе, когда фиксируются имена и должности всех начальствующих лиц и видно, кто кому равен, кто выше кого поставлен.
189
Товарищ — понятие из государственного быта дореволюционной России. Товарищем называли заместителя или помощника начальствующего лица. Татищев имеет в виду, что Голицын поставил иные знатные роды в подчиненное, приниженное по отношению к нему положение.
190
Татищев В. Н. История Российская. Т. 7. С. 176.
191
Созерцание краткое лет 7190—92 Сильвестра Медведева по списку Григоровичевскому // Козловский И. Сильвестр Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце XVII века. Киев, 1895. С. 14.
192
Повествование о московских происшествиях по кончине царя Алексея Михайловича… С. 76—77.
193
Богданов А. П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. С. 250.
194
Маркевич А. И. История местничества в Московском государстве… С. 597.
195
Там же. С. 600-601.
196
Талина Г. В. Выбор пути… С. 214.
197
Местнических дел, разумеется, было намного больше. Речь идет лишь о сохранившихся полностью или хотя бы частично документальных комплексах. Многие местнические тяжбы известны лишь в кратком описании, занесенном в разрядные книги и другие документы. Но поскольку за весь период с 1630-х по 1690-е годы русские государственные архивы имеют приблизительно равномерную сохранность, то, думается, можно считать, что количество не дошедших до нашего дня «дел» прямо пропорционально количеству дошедших.
198
Щербатов М. М. О повреждении нравов в России // Русская старина. 1870. Т. 2. С. 24, 35-36.
199
См. Приложение 2 этой книги.
200
Подробнее см. в главе «Типографская школа».
201
Свод законов, введенный Алексеем Михайловичем в 1649 году. 164
202
Впрочем, сыграло свою роль и тяжелое финансовое положение греческих иерархов, подвигавшее их к тому, чтобы всячески угождать государю Алексею Михайловичу.
203
Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. М., 1995. Ч. 2. С. 245—246. Сохранена орфография оригинала.
204
Часть книг, принадлежавших Никону, уже после его кончины перешла в библиотеку Типографской школы иеромонаха Тимофея.
205
Каким образом решат ее как раз в царствование Федора Алексеевича, см. в главе «Типографская школа».
206
Татищев В. Н. История Российская. Т. 7. С. 177.
207
Исключение составлял лишь неподсудный Монастырскому приказу патриарх, а также «Патриарший дом» — чиновники и прочие люди, служившие на «великого господина Святейшего патриарха».
208
Келарь — монастырское должностное лицо, своего рода «завхоз». Иоаким долгое время занимал место келаря в московском Новоспасском монастыре.
209
Богданов А. П. Русские патриархи (1589—1700). М., 1999. Т. 2. С. 64.
210
Демидова Н. Ф. Федор Алексеевич. С. 196.
211
Снегирев И. М. Архангельский собор в Московском Кремле // Русские достопамятности. М., 1865. Вып. 12—13. С. 29.
212
«Венец веры» и «Обед душевный» — богословские сочинения Симеона Полоцкого, причем сборник проповедей «Обед душевный» был напечатан после смерти автора в царствование Федора Ивановича (1681).
213
Собрание государственных грамот и договоров.. Т. 4. С. 352—356.
214
Там же. № 128 от 27 ноября 1681 года.
215
«Сброками» и «соборами» в средневековой России называли территориальные объединения приходского духовенства, куда входило по нескольку десятков церквей.
216
Высость — здесь: высокомерие. Обычное же значение — высота.
217
Акты исторические. Т. 5. № 75. СПб., 1843. С. 10.
218
Речь идет о староверах.
219
Собрание государственных грамот и договоров. Т. 4. С. 411.
220
Симеон Полоцкий не учил Петра Алексеевича, но мог оказывать влияние на процесс его воспитания.
221
Кошелева О. Е. Обучение в русской средневековой православной традиции // Одиссей: человек в истории. 2010/11. М., 2012. С. 61—64.
222
Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М., 2009. С. 115.
223
Действительно, как свидетельствуют архивные документы, Патриарший Казенный приказ («министерство финансов» патриарха) на протяжении нескольких лет регулярно выделял средства на тимофеевскую школу.
224
Судя по составу школьной библиотеки, о чем см. ниже.
225
Греческие имена даны в русской записи — по документам 1680-х годов.
226
Володихин Д. М. Греческая Типографская школа иеромонаха Тимофея // Володихин Д. М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. М., 1993. С. 48-54.
227
Там же. С. 29-32.
228
[Поликарпов Ф.] Историческое известие о Московской Академии // Древняя Российская Вивлиофика. М., 1791. Ч. XVI. 2-е изд. С. 296—297.
229
Сведения взяты из списка книг, относящегося к 1689 году, когда в Заиконоспасском монастыре заправляли уже Лихуды, а не Медведев. Но ядро собрания сформировалось явно до них: книг на греческом тут не много, латынь явно преобладает.
230
Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 4. № 135. Курсив мой.
231
Может быть, речь идет не только о книжном собрании самого Федора Алексеевича, но и о библиотеке, накопленной государями из рода Романовых за 60 лет со времен Смуты. Тогда это поистине царский дар. Но текст не позволяет однозначного толкования.
232
В новом варианте «Привилегии», относящемся уже к 1685 году.
233
Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. С. 167— 168.
234
Древнейшее название Заиконоспасского монастыря — «Спас Старый на Песках». Так его именуют в документах второй половины XVII столетия.
235
Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 235 (Патриарший Казенный приказ). Оп. 2. № 122. Л. 279 об.; № 147. Л. 309 об. Славяно-греко-латинская — позднее название академии, относящееся к 1775 году. В первые годы ее существования устоявшегося названия не было; в документах, как было сказано, ее просто звали «Акедемия». Историки используют наименования «Эллино-греческая академия» или «Эллино- славянская академия», говоря о первых полутора десятилетиях ее истории.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок"
Книги похожие на "Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Володихин - Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок"
Отзывы читателей о книге "Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок", комментарии и мнения людей о произведении.