» » » » Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.


Авторские права

Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЗАО Центрполиграф ООО «МиМ–Дельта», год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.
Рейтинг:
Название:
Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.
Издательство:
ЗАО Центрполиграф ООО «МиМ–Дельта»
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-9524-1612-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг."

Описание и краткое содержание "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг." читать бесплатно онлайн.



В книге Г.И. Зуева рассказывается об истории одного из старейших военных учебных заведений России – Морского кадетского корпуса. На основании литературных и архивных материалов, воспоминаний выпускников автор живо и увлекательно рассказывает о деятельности этого специального учебного заведения с момента его учреждения Петром I в 1701 году до официального закрытия в 1925 году во французской Бизерте.

Из незаслуженного забвения извлечены имена, судьбы и дела директоров, преподавателей корпуса разных лет – талантливых организаторов учебного процесса. Курьезы, анекдоты и трагедии, содержащиеся в приведенных автором извлечениях из малоизвестных мемуаров морских офицеров, характеризуют учебу и быт корпуса в разные эпохи. Подобные персональные свидетельства бывших кадет и гардемарин, занимательные детали и подробности не только чрезвычайно любопытны, но и придают историческим событиям особую живость и колорит.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей, а также на государственных и общественно-политических деятелей, ученых, причастных к формированию новых духовных ценностей возрождающейся России.






В 1769 году в Морском корпусе открыли библиотеку. Инициатива ее организации принадлежит директору учебного заведения И.Л. Голенищеву-Кутузову.

В просторном зале корпуса расставили шкафы и полки. На них разместили печатные издания по разнообразным отраслям знаний. Фонд корпусной библиотеки хранил книги на русском и иностранных языках, в том числе последние переводы известных кораблестроителей и специалистов морского дела. Естественно, учитывая специфику военно-морского училища, для библиотеки в первую очередь приобретались учебники и основные методические руководства, необходимые для успешного освоения воспитанниками основных разделов программы, утвержденной Адмиралтейств-коллегией. Особой популярностью у учащихся пользовался труд профессора французского военно-морского училища П. Госта «Искусство военных флотов, или Сочинение о морской эволюции» в переводе И.Л. Голенищева-Кутузова.

В годы его правления в учебном заведении значительно повысились требования к изучению кадетами и гардемаринами таких важных учебных дисциплин, как корабельная архитектура, такелажное дело, судовождение и история мореплавания. Одновременно с этим в Морском корпусе улучшилось качество преподавания воспитанникам иностранных языков.

Известный историк отечественного флота Ф.Ф. Веселаго писал: «С назначением в Морской шляхетный кадетский корпус Ивана Логиновича Голенищева – Кутузова все приняло другой вид; вместо прежней медлительности и робких отдельных распоряжений были приняты быстрые, решительные меры – следствия единого хорошо обдуманного плана. Милости Государыни сыпались на нового начальника Корпуса. В 1763 году он был произведен в капитаны 1-го ранга; в 1764 году – в генерал-майоры и уже официально назначен директором Корпуса, генерал-интендантом флота, членом Адмиралтейств-коллегии, и – особенно лестная доверенность – определен наставником по морской части к Государю-Наследнику Павлу Петровичу…

Лишним будет говорить, что его образование, ум и деятельность соответствовали этим милостям. Иван Логинович получил превосходное воспитание, знал совершенно французский и немецкий языки и страстно любил русскую литературу. В его гостиной собирались почти все наши русские и иностранные знаменитости: ученые, литераторы и художники… Прекрасны были первые донесения Голенищева-Кутузова о состоянии Корпуса, хотя в них, может быть, несколько сильно говорилось о бывших недостатках. Так и видно в них человека пылкого, умного, который попал в любимую среду деятельности и которому счастье улыбается со всех сторон… Какая разница между утомительной, бесплодной борьбой А.И. Нагаева и успешными действиями И.Л. Голенищева-Кутузова.

Но не станем судить по одним успехам, а обратим должное внимание и на средства: у Алексея Ивановича Нагаева не было ничего, кроме собственных сил; – Голенищеву-Кутузову все благоприятствовало».

Современники полностью подтверждали характеристику, данную Ф.Ф. Веселаго директору Морского корпуса. Он действительно был широко образованным человеком, обладающим глубокими познаниями не только в морском деле, но и в истории, литературе и искусстве. Иван Логинович в совершенстве владел несколькими европейскими языками и слыл среди издателей прекрасным переводчиком. С большой любовью и вниманием он относился к своим воспитанникам, подолгу с ними беседовал и полагал, что во вверенном ему Морском корпусе постановка учебно-воспитательной работы и получение учениками морского образования должны быть результатом усвоения совокупности систематизированных знаний и практических навыков, которые впоследствии помогут офицеру флота в любой обстановке самостоятельно и успешно решать боевые задачи.

Разобравшись в причинах основных пробелов в организации учебного процесса, Иван Логинович представил в Адмиралтейств-коллегию доклад с конкретными предложениями по проведению реформы учебного заведения. В итоге Голенищеву-Кутузову удалось включить в проект обновленного Устава Морского корпуса специальный параграф, четко регламентирующий юридические права и обязанности директора, штаби обер-офицеров.

Теперь руководитель корпуса практически освобождался от мелочной опеки Адмиралтейств-коллегии и мог оперативно принимать те или иные самостоятельные решения по руководству учебным заведением без предварительного соглашения с вышестоящей инстанцией. Согласно новому Уставу, все ротные оберофицеры должны были иметь не только необходимый опыт и знания морского дела, но и ориентироваться в науках и свободно владеть одним из европейских языков. Кроме того, все офицерывоспитатели теперь проводили свою работу и в летний период времени, совершая с воспитанниками регулярные учебные плавания на кораблях или находясь с младшими кадетами в летних лагерях.

В строевом отношении кадеты и гардемарины по-прежнему подразделялись на три корпусные роты. Согласно новому Уставу, теперь каждая учебная рота имела свои персональные знамена и музыку. Первой роте вручили белое знамя с изображением государственного герба, а на желтом штофном знамени второй и третьей рот был изображен герб Морского корпуса.

При окончательном редактировании обновленного Устава Голенищеву-Кутузову впервые удалось включить специальный параграф об учреждении при Морском корпусе собственной учебной флотилии. Согласившись с мнением Ивана Логиновича, Адмиралтейств-коллегия постановила: «За весьма полезное иметь при Корпусе трехмачтовую яхту, которая могла бы ходить в море до Красной горки, в том предположении, что гардемарины, которые за малым отправлением кораблей в кампанию на берегу остаться должны, а также кадеты, обучившиеся до навигацких наук, могли, не проводя втуне летнего времени, у пристани обучаться на этой яхте, на которой, кроме тяжелой работы, должны они сами все делать и парусами управлять под командою корпусных офицеров». Яхту Адмиралтейств-коллегия обещала построить и снабдить всем необходимым за свой счет и для «тяжелых работ» укомплектовать ее командой из опытных матросов.

Внутренний распорядок Морского шляхетного кадетского корпуса строго регламентировался. Жизнь кадетов и гардемаринов была сходна с четко отлаженным механизмом, действующим по сигналу барабана. Барабанный бой заставлял их просыпаться в 6 утра и против всякого желания оставлять зимой, ежась от холода, свои далеко не мягкие, но теплые постели. Барабанная дробь укладывала их поневоле в постели в 9 часов вечера. Этот же трескучий барабанный сигнал извещал в половине первого проголодавшихся воспитанников об обеде, а в 8 часов вечера – об ужине. Подобный режим, по мнению директора и офицеров-воспитателей, приучал будущих морских офицеров к безоговорочной воинской исполнительности и дисциплине.

Занятия в Морском корпусе проходили тогда в две смены: с 7 до 11 утром и от 2 до 6 пополудни. Причем в первой половине дня воспитанники, как правило, изучали наиболее сложные науки, требующие особого напряжения и внимания (математика и некоторые морские науки). Вечером учебное расписание обычно включало «словесные науки» и некоторые морские предметы. Подобный разумный принцип составления учебного расписания в корпусе просуществовал почти до начала XX века.

Офицеры-воспитатели, в зависимости от природных способностей и прилежания своих подопечных, делили кадетов на две группы. Входящие в первую группу – «теористы» – достигали значительных высот в обучении, осваивали высшую математику, астрономию, теоретическую механику и теорию кораблестроения. Лучшие из них пользовались в среде однокурсников уважением и наделялись кличкой «зейман» (морской человек). Они впоследствии нередко становились знаменитыми флотоводцами, адмиралами, мореплавателями и первооткрывателями неизвестных территорий, островов и морей.

Вторая группа воспитанников наделялась прозвищем «астрономы», ибо они были способны овладеть лишь основами морской навигации и астрономическими сведениями, необходимыми для кораблевождения. Эта более многочисленная категория выпускников Морского корпуса обычно составляла основу отечественного флота – опытных практиков и отличных командиров боевых судов.

Кадеты, достигшие в корпусе совершеннолетия, могли сократить период обучения и раньше своих товарищей получить офицерский чин. Для этого воспитанники обычно изъявляли желание стать корабельными артиллеристами – констапелями морской артиллерии. По личным просьбам их обычно охотно переводили в особый артиллерийский класс при Морском шляхетном кадетском корпусе. Получив довольно скромные научные сведения по новой избранной ими специальности, через год они производились в офицеры морской артиллерии.

Обязательные корпусные экзамены проводились через каждые 6 месяцев обучения. Их прием теперь осуществляла специальная комиссия в составе классного инспектора, его помощника, учителей и корпусных офицеров-воспитателей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг."

Книги похожие на "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Зуев

Георгий Зуев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг."

Отзывы читателей о книге "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.