» » » » Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль


Авторские права

Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль

Здесь можно скачать бесплатно "Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1980. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль
Рейтинг:
Название:
Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль
Издательство:
Искусство
Год:
1980
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"

Описание и краткое содержание "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" читать бесплатно онлайн.



Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль — древнейшие города нашей Родины в земле северян, о которых на заре нашей истории летописец говорил, что они «седоша на Десне и по Семи и по Суле».






Развитие города в послевоенное время вызвало необходимость упорядочить планировку и застройку города, зонирование территории. В 1958 г. группой архитекторов во главе с Н. Панчук был разработан генеральный план города и развернулось новое строительство жилых домов, а также сооружение общественных зданий.

Село Пироговка

Недалеко от Новгорода-Северского, на левом песчаном берегу Десны, раскинулось село Пироговка, где на одиноком холмике стоит маленькая одноглавая пятисрубная деревянная церковь Иоанна Богослова XVIII в. (ил. 122). Несмотря на небольшие размеры, она производит монументальное впечатление благодаря хорошо найденному масштабному соотношению совсем маленьких боковых срубов, завершенных двускатными кровлями, с центральным, превышающим их размеры вдвое. Средний сруб увенчан двухъярусной барочной баней-верхом с изящной маковкой. В пироговском храме, как и в ново-белоусовском, в композиции масс доминирует объем центрального сруба и его завершение — баня. Плотник, возводивший здание, обладал большим художественным даром, чувством масштаба и тонким ощущением связи архитектуры с природным окружением. Он прекрасно группирует массы церкви в цельную композицию, обладающую изящным силуэтом, чем выгодно выделяет свое произведение на фоне равнинного монотонного ландшафта.


124. Купол собора Рождества богородицы Гамалеевского монастыря

Село Гамалеевка

За Пироговкой дорога идет полями и вскоре подходит к селу Гамалеевка с известным когда-то Гамалеевским монастырем (ил. 123), основанным в 1702 г. как небольшой скит. Там на средства генерального есаула Антона Гамалеи была построена небольшая каменная церковь Харлампия. Позже село перешло в собственность гетмана Скоропадского, который и основал на месте скита в 1713 г. свой фамильный монастырь.

В скором времени после учреждения монастыря гетман начинает строить здесь собор Рождества богородицы, оконченный и освященный в 1735 г. Существующие стены и башни были, вероятно, сооружены вскоре после окончания главного храма.

Собор Рождества богородицы является оригинальным сооружением, в котором иначе, чем в Троицком соборе в Чернигове, зодчий видоизменяет тип древнерусского трехнефного шестистолпного храма. Различие состоит в том, что здесь центральный неф и трансепт сильнее выявлены не в плане, а в объемах, ибо боковые нефы вполовину ниже их. Кроме того, на ветвях нефа и трансепта поставлены четыре купола. Поэтому в его внешнем облике получилось как бы соединение двух типов храмов — крестового, пятикупольного, и трехнефного. Собор впечатляет своими выразительными расчлененными массами, яркими контрастами объемов, игрой светотени. Вместе с тем его облик суровее и строже, чем Троицкого собора в Чернигове, благодаря тому, что в нем отсутствуют горизонтальные членения объемов здания, оконные проемы лишены каких-либо украшений, они воспринимаются, скорее, как громадные амбразуры.

Но еще более монументален и выразителен интерьер храма Рождества богородицы. Подобно Троицкому собору, здесь поражаешься грандиозным размахом его внутреннего пространства, открытого в глубину, в направлении центрального подкупольного квадрата. Глубинное раскрытие внутреннего пространства, движение линий и масс, достигнув средокрестия, сменяется мощным порывом ввысь. В борьбе двух тенденций, в контрасте глубинности и высотности и заключена захватывающая сила впечатления от этого интерьера (ил. 124). Лаконизм его оформления усилен еще и тем, что формы арок и опорных столбов здесь очень просты, лишены мелких деталей. Хоры не трехъярусные, как в Троицком соборе, а двухъярусные. Благодаря этому ритм арок оказывается еще более мощным.

Существовавший когда-то в храме иконостас целиком подчинялся интерьеру. Он занимал всю ширину собора. Цокольный этаж был украшен гербами Скоропадских. Над цоколем возвышались резные колонки, увитые резными виноградными лозами с пышными листьями и гроздьями. Они казались вылитыми из червонного золота. Это впечатление усиливал интенсивный красный фон резьбы. В обрамлении золотого резного кружева ярко выделялись крупные иконы в тяжелых серебряных ризах. Семь ярусов икон ряд за рядом поднимались до самого барабана купола. Возможно, иконостас Гамалеевского монастыря имел какую-то связь с иконостасом Преображенской церкви в Сорочинцах, к которому он ближе всего как общей композицией, так и характером резьбы.


125. Михайловская церковь в поселке Воронеж. 1776


В северо-западном углу монастырского двора находятся жилой и хозяйственный корпуса, трапезная и домовая церковь, где похоронены гетман Скоропадский и его жена. Длинное здание имеет над алтарем церкви невысокий купол.

Поселок Воронеж

Из Гамалеевки путь лежит через Шостку в Глухов. Но по дороге в Глухов следует посетить поселок Воронеж, где расположен интересный памятник XVIII в. — двухъярусная Михайловская церковь. В 1654 г. Воронеж был сотенным городом нежинского казачьего полка с системой сильных укреплений. В 1664 г. он выдержал нападение польских шляхетских войск. Поврежденные во время военных действий, эти укрепления в 1669–1672 гг. были возобновлены и расширены. В крепости было двое ворот-Клишковские и Глуховские. В конце XVII в. Воронеж был передан на «армату», ибо на налоги с города содержалась казацкая артиллерия. Источники сообщают о том, что здесь существовали ткацкий, гончарный, кузнечный, портняжный цехи, объединявшие 109 ремесленников. В середине XVII в. Воронеж принадлежал сотнику Чернишу, сподвижнику гетмана Богдана Хмельницкого.

В 1776 г. здесь была построена Михайловская церковь (ил. 125), вероятно, по проекту киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского. По плану она напоминала его Покровскую церковь на Подоле в Киеве. Как и в Покровской церкви, в Михайловской к центральному квадратному помещению с севера и юга примыкают небольшие выступы-ризалиты, заканчивающиеся полукруглыми в плане апсидами. По сторонам алтарного помещения расположены ризница и дьяконник. Восточный выступ более вытянут и также имеет полукруглую апсиду; с запада к церкви примыкает квадратный в плане бабинец.

Михайловская церковь двухъярусная, и ее верхний этаж полностью повторяет план нижнего. Внизу находится теплая церковь, наверху-холодная. Нижние помещения перекрыты полуциркульными сводами с распалубками, а в закругленных частях — конховыми.

Верхний ярус храма перекрыт одним куполом и системой полуциркульных и конховых сводов. Если нижнюю церковь освещает небольшое число окон, то верхнюю заливает свет, льющийся через окна двухъярусного купола, расположенные в два ряда. Интерьер верхнего храма очень своеобразен, в нем гармонически объединены две тенденции — глубинного и высотного раскрытия внутреннего пространства, так характерного для чернигово-северских памятников архитектуры (храм Спаса XI в, и Троицкий собор в Чернигове, церковь Рождества богородицы в Гамалеевке).

Торжественная и возвышенная архитектура Михайловской церкви достигнута благодаря хорошо найденным пропорциям, композиции масс и гармоничному единству архитектурного и скульптурного декора. Двухъярусное внутреннее пространство здания на фасадах выявлено нешироким фризом. Но вместе с тем во внешней архитектуре церкви главным является преобладание вертикалей-пилястр, которые членят как стены, так и барабан купола. На углах пилястры раскрепованы и имеют, кроме того, заглубленные панели, что создает дополнительную светотеневую игру. Боковые помещения в углах между выступами с севера и юга значительно понижены в объемах, что увеличивает живописную игру расчлененного массива храма. Причудливые барочные фронтончики с высоко поднятыми лучковыми завершениями, типичными для архитектуры Растрелли, сочный декор в виде коринфских пилястр, фигурные наличники и многочисленные лепные рельефы сюжетного и орнаментального характера придают Михайловской церкви яркий, жизнерадостный характер. Лепные украшения, по-видимому, выполнены киевскими мастерами, так как они имеют много общего с декором Софийской колокольни в Киеве, исполненным в 1746–1747 гг.

Ясная центрическая композиция масс храма была нарушена объемом высокой колокольни, пристроенной к церкви в начале XX в.

Глухов


Дорога в Глухов идет среди равнины, вдали иногда виднеются большие леса. Но вот за огромным прудом показывается Глухов — одно из древнейших поселений на Украине, ныне районный центр Сумской области. Впервые в летописи он упоминается в 1152 г.; в том же году Юрий Долгорукий призвал себе на помощь «всю половецкую землю». Половцы пошли на Мценск, а оттуда «на Глухов, ту и сташа». Во второй половине XIII в. и в XIV в. Глухов был центром удельного княжества, находившегося в зависимости от Новгорода-Северского. Позже он разделил судьбу северских земель, захваченных Литвой в 1350-х гг., а потом Польшей. Во время освободительной войны 1648–1654 гг. поляки были изгнаны, и Глухов стал сотенным городом Нежинского казацкого полка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"

Книги похожие на "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Григорий Логвин

Григорий Логвин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Григорий Логвин - Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль"

Отзывы читателей о книге "Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.