Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том V"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том V" читать бесплатно онлайн.
Друг мой и брат о Христе!
Опять звенит в ушах моих песнь Давидова: Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле, Боже (Пс 72:25)? И вопрошаю внутри себя, что она значит? Но дух мой ответ подает такой: душа благочестивая не только на земле, но и на небесах ничего не хочет, кроме Бога. Ей и небо без Бога ничто, как и земля.
Имеют на земле нечестивые и беззаконники свои удовольствия, имеют золото, серебро, каменья, алмазы, яхонты, коней, кареты, украшенные дома и платье из виссона, и прочее тому подобное имеют, и тем утешаются. Но душа боголюбивая все это, как сор и грязь, с презрением ниспровергает и попирает, и не только землю с ее сокровищем, но и небо оставляет, чтобы Бога единого, в Котором все свое сокровище и удовольствие полагает, обрести.
Ничто ее не веселит, ни небо, ни земля, ни земное, ни небесное не может утешить, если не видит Того, Кого любит. Как другу ничто не приятно: что ни видит, и с кем ни общается, и чем ни утешается — ничто то не приятно, если любимого своего друга не видит, так Бога любящей душе ничто не может подать утешения, если Любимого своего не видит: Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земли, Боже?
Пусть утешаются земными о земном помышляющие (см. Кол 3:2), пусть довольствуются иные золотом и серебром, иные честью и славой, иные мудростью века сего, иные роскошью и сластями, иные иным своим сокровищем. Пусть будет им то утешением, чего желают, что сокровищем для себя считают. Меня ничто это не веселит, от всего этого отвращается сердце мое; и не только того, как земного, но и на небе ничего не ищу и не желаю, кроме Тебя, Боже мой и Создатель Мой! Ты один для меня — все. В Тебе едином нахожу все, чего во всех Твоих созданиях не нахожу. Я тогда удовольствуюсь, когда Тебя увижу, тогда перестану желать, когда Тебя найду; тогда утешусь, когда к Тебе приду; тогда насыщусь, когда явлюсь Лицу Твоему. О, когда приду и явлюсь Лицу Божию (Пс 41:3)!
Пожелай и ты, душа моя, Того единого, и желаемого возлюби, и возлюбленного поищи; и поищи, пока найдешь; поищи, пока ищется и обретается. Нет тебе части с землею, тебе, небесной. Ты образ Божий, ищи Первообразного. Ибо подобное к подобному стремится: воды в море текут, земля к земле возвращается; птицы с птицами, и звери со зверями, и скоты со скотами, и рыбы с рыбами, и человек с подобным себе человеком, то есть добрый с добрым и злой со злым, водится; и всякое подобного себе ищет. Ищи и ты Того, Кому подобна, и стремись к Нему, как огонь в высоту.
Там твой покой, а здесь не найдешь покоя. Весь свет обойди — ничего не найдешь, что тебе удовлетворит. Всякая вещь в центре своем обретает покой: рыба — в воде; огонь в высоту, к центру своему, стремится; скот и зверь на земле упокоевается; воздух к воздуху идет; странствующий в отечестве своем и доме своем обретает покой.
Ты, душа моя, не найдешь здесь, в мире сем, покоя себе. Вся красота мира сего есть тленное вещество, суета, гной; земля — вся драгоценность его. Ты дух невещественный, бессмертный, и нет тебе никакого покоя в них. Ибо дух в веществе не упокоевается, но дух в духе покой находит. Земля со всей своей красотой, небо со всем его благоустроением — это тела, телу служат, тело довольствуют и его упокоевают. И с ними нет тебе участия, и в них не найдешь покоя, так как ты — дух.
Небо и весь свет не удовлетворят тебя, так как нет подобия между тобой и светом. Обратись же к Создателю твоему, Который тебя по образу Своему сотворил. В Нем едином покой твой найдешь, как в центре своем. Скажи с пророком: прильнула душа моя к Тебе, Боже! Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя (Пс 62:9; 114:6). И хорошо, душа моя, примечай, что там же поет Давид: все удаляющие себя от Тебя, Боже, погибнут (Пс 72:27). Ибо надобно тому погибнуть, кто от жизни удаляется.
Вот тебе, брат, другая песнь, которую я услышал от сладкопевца Давида. Ею и ты утешайся, и меня, грешного, при ней поминай, да и я от сердца воспою: Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле, Боже?
Письмо восемнадцатоеЛюбезный друг и брат о Христе!
Написано: и ближние мои вдали от меня встали (Пс 37:13). Ибо белое с черным не ладит, тьма со светом не согласуется. И у благочестия с нечестием непрестанная брань. Какому быть там согласию, когда один на гору стремится и понуждает себя взойти, а другой под гору катится?
Итак, встали же от тебя вдали ближние, потому что ты далеко от них встал, встал же далеко, потому что не нашел в них сходного себе. От сажи и смолы удаляемся, чтоб не очерниться; и заразной болезни избегаем, чтоб не заразиться; и от прокаженных уклоняемся, чтоб и самим так же не пострадать. Потому и сказано: выйдите из среды их и не прикасайтесь к нечистому их (Ис 52:11; 2 Кор 6:17; Откр 18:4).
Кто от таких удаляется, тот приближается к Богу, и чем ближе приближается, тем более люди от него удаляются, а чем люди более удаляются от него, тем более Бог к нему, как людьми оставленному, приближается. Тебе предоставлен нищий; сироте Ты будь Помощник, Господи Боже мой (Пс 9:35)! Должен быть нищим тот, кого люди оставляют.
О Боже, в Котором все! Пусть меня оставят все до единого, только Ты меня не оставь! Я в Тебе все буду иметь: Ты помощь, защита, укрепление, покров, прибежище, совет мой и утешение мое.
Итак, оставленный людьми, к Богу, как должно и как пишешь, прибегай. Потому что Он там находит действие Свое производить, где людей действия нет. И это первое.
Второе: надобно нам скорбеть, когда Бога оскорбляем; эта рана таким пластырем лечится. Оскорбление Божие (о Боже! Кто мы такие? Черви, земля, прах и пепел, Твое величество оскорбляем! Не допусти впредь до сего Твоею благодатью!), оскорбление, говорю, Божие, скорбью по Богу исцеляется. Грех соделывает скорбь, и этой скорбью врачуется. Горькое исчадие — скорбь, но лютого своего родителя — грех — истребляет. Такова-то дивная Божия премудрость: язва язвой лечится! Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, — говорит апостол (2 Кор 7:10).
Милость Твоя, Боже, да предварит нас во все дни жизни нашей (Пс 22:6)! Спаси, Христе Боже, тех, кого Ты пришел спасти, и Кровь Свою пролил! Сим закончив отдавая себя милости Божией, остаюсь…
Письмо девятнадцатоеПо просьбе твоей посылаю тебе сочинение, в котором показывается, сколь великое зло есть грех, и которое слышал ты, будучи у нас в монастыре. Читай его и рассуждай.
Для человека нет ничего полезнее, чем поучаться в том, как бы грех свой узнать и признать, и за содеянные грехи, оставив их, истинное сожаление, жертву Богу — дух сокрушенный (Пс 50:19), приносить, а впредь против всякого греха подвизаться, и его силой и помощью Божией побеждать, и волю свою воле Божией покорять. Ибо этого от нас особенно Бог в Слове Своем требует. Без этого ни молитва, ни пение, ни приношение не может быть Богу приятно. Ибо человек, пока находится во грехах, пребывает во гневе у Бога, потому все, что он ни делает, единою есть мерзость пред Богом, и так от молитвы, пения и приношения его Бог отвращается (Ис 1:13, 15; Мих 3:4).
Итак, надобно человеку оставить грехи, и жалеть, что грешил, и впредь против всякого греха подвизаться, и не допускать, чтобы им грех обладал. Обладает же грех человеком, когда человек повинуется ему в похотях своих (Рим 6:12). Итак, если кто блудодействует, или крадет, похищает чужое каким-нибудь образом, или на ближнего злобится и ему мстит, или льстит, обманывает, хитрит, коварствует, или проклинает, клевещет, осуждает ближнего, или иную какую неправду делает, то это знак, что таковой грехом побеждается и грех им обладает. Ибо кто кого слушает и кому повинуется, тот им и обладает, как апостол говорит: кто кем побежден, тот тому и раб (2 Петр 2:19). Так кто слушает грех и повинуется ему, тот им и обладает, и он ему служит, по слову Господнему: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34).
Спросишь: как слушает человек грех и повинуется ему?
Ответ. Из сердца человеческого исходят злые помышления (Мф 15:18), и побуждают человека или к блуду, или к злобе и к мщению, или к похищению и прочее; и когда человек соизволяет на это — слушает грех и повинуется ему.
Как против греха подвизаться?
Ответ. Не соизволять на злое помышление, и как только оно восстает, пресекать его и умерщвлять. В этом состоит весь христианский подвиг. А поскольку сами по себе не можем этого делать, так как весьма немощны и растленное сердце имеем, и против греха подвизаться и побеждать его — это не что иное, как собственное свое сердце, естество и самого себя побеждать, что для каждого весьма неудобно, как каждый может видеть, — и потому непременно нужна в этом помощь Божия. А чтобы помощь Божия пришла к нам и всегда нам помогала и укрепляла нас в подвиге том, нужна частая и смиренная молитва, прошение и воздыхание.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том V"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том V" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том V", комментарии и мнения людей о произведении.