Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том IV"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том IV" читать бесплатно онлайн.
Христианин – от веры, вера от Евангелия начинается, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно прежде всего вкратце предложить рассуждение о Евангелии и вере.
К приношению этой жертвы увещает и молит нас щедротами Божиими святой апостол, как мы видели. Итак, принесем и мы, христианин, эту жертву, и в прочих пунктах описанную, да не явимся пустыми и праздными перед Господом Богом нашим, как пророк говорит: Да не явишься пред Господом Богом твоим пуст (Втор. 16:16). Смирим и сокрушим сердца наши пред Ним, да и на нас призрит милосердными очами Своими. Воздадим Ему сердцем и устами благодарение за бесчисленные Его милости. Сотворим милость братии нашей, как и от Него сподобляемся милости, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13:16). Сотворим правду и возлюбим истину, как того требует от нас Бог. Умертвим члены наши земные (Кол. 3:5), и плоть распнем со страстями и похотями, если хотим Христовыми быть (Гал. 5:24). Ибо всего этого вера наша требует от нас. Итак, покажем плоды нашей веры, да без плодов и вера наша не будет суетна.
§ 319. Христиане, которые бесстрашно живут, истинного покаяния и плодов его не творят, приносят ли Богу жертву? Никак. Видел ты, в чем христианская жертва состоит. Они того не стараются делать, следовательно, и никакой жертвы не приносят Богу.
Скажут: многие из них храмы Божии созидают, делают серебряные и золотые оклады на Евангелие, ризы шьют в церковь, свечи и фимиам приносят? Никакой пользы им это не приносит, ибо сами пребывают неисправными и нераскаянными. Ибо Бог, как Дух (см. Ин. 4:24), ничем не благоугождается, как только духовной жертвой, то есть, верой, доброй волей, покорением своей воли Его воле и прочими плодами веры. А они, хотя и совершают вышеописанные дела, но не хотят принести Богу своей воли и послушания, без которого ничто Богу не угодно.
К тому же, многие из них храмы Божии каменные или деревянные созидают, но одушевленные оставляют, или, что горше того, разоряют. Евангелие украшают, но чему Евангелие учит, и перстом коснуться не хотят, и прочее. Многие ризы шьют и прочее делают, но нагих не одевают, и, что горше, других обнажают, и в прочем неправду делают.
Скажут: многие ходят в церковь на молитву, славословие, воспевают и благодарят Бога? И это для них бесполезно. Ибо устами воспевают и благодарят Бога, а сердцем отстоят от Него, как о них говорит Бог: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15:8), – и беззаконной жизнью бесчестят и хулят имя Божие.
В опасном ли состоянии они находятся? Подлинно, в опасном. Ибо, если чистосердечно не обратятся и не покаются, вечному осуждению подлежат с идолопоклонниками, которые в заблуждении находятся и Бога Единого не почитают, но греху и в грехе бесу волю и душу свою приносят в жертву.
Веруют ли они в Бога? Никак. Ибо истинная вера приносит добрый плод и от злых дел удаляется. А они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, – как говорит апостол (Тит. 1:14). О таких лучше познаешь из следующих параграфов. Однако ты на них, и на веру и дела их не смотри, а внимай, чему учит Слово Божие, и его толкователи – Отцы Святые и учителя церковные.
Глава 4.
О подражании Богу
Подражайте Богу, как чада возлюбленные.
(Еф. 5:1)По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят.
(1 Петр. 1:15-16; Лев. 11:44; 19:2)Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
(1 Ин. 4:11)§ 320. Христиане во святом Крещении верою во Христа, Сына Божия, от Бога родились. Ибо всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Ин. 5:1). Следовательно, Бога Отцом имеют, и сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:26). А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13). Потому и Христос, Сын Божий, повелел им Бога призывать как Отца, Бога Отцом своим называть, и молиться так: Отче наш, Иже еси на небесех, и прочее (Мф. 6:9).
Итак, долг христианский требует, чтобы христиане Богу, как Отцу своему, подражали, и Ему, как чада возлюбленные, уподоблялись своими нравами, как увещевает их к тому апостол: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5:1). Ибо в христианине, который рожден от воды и Духа (Ин. 3:5), должно быть начало образа Божия, по написанному: во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27). Образ же непременно должен быть подобен Первообразу, как образ, являющийся в зеркале, подобен первообразу, то есть тому, кто смотрит в зеркало. Иначе бы это не был образ, если бы не был подобен первообразу.
Отсюда следует, что в христианах, которые благодатью Божией и верой о Христе Иисусе сделались сынами Божиими и начало образа Божиего в себе имеют, должны быть богоподобные нравы, и воля, насколько возможно в веке сем, согласная с волей Божией. И чем лучше воля, чем более она согласна с волей Божией, и чем более богоподобные нравы в христианине имеются, тем более чистый и ясный в нем сияет образ Божий, как чем чище зеркало, тем яснее является образ смотрящего в него. Бог, как Отец, на сына своего, глядя на этот образ и видя в нем Самого Себя, веселится. И как в зеркале такое подобие изображается, каково лицо, смотрящее в него, и что делает первообраз, т. е. лицо, которое в зеркало смотрит, то и в зеркале видно, словом, являющийся в зеркале образ во всем уподобляется, во всем подражает смотрящему в зеркало лицу, так подобает и христианам во всем, что возможно силе их, подражать Отцу Небесному, как своему Первообразу. И как зеркало губит образ человеческого лица, когда от того, кто в него смотрел, отворачивается, и к чему обращается, такой и образ в себя принимает, так и человеческая душа образ Божий губит, когда от Бога отвращается, и то в ней изображается, к чему обращается и прилепляется.
Например, когда любит честь, славу, богатство и сласть мира сего, тогда в ней земной и бессловесный образ изображается. Так праотец Адам, когда отвратился от Бога, потерял образ Божий и облекся в образ земной и скотский. Поэтому христиан, как водой и Духом от Бога рожденных, Слово Божие отводит от любви мира сего: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15-16).
§ 321. Святое Божие Слово, как чистое зеркало, представляет нам, какой в человеке, рожденном водой и Духом, должен быть образ Божий, и в чем он состоит. Оно нас руководствует, чтобы в нас образ возобновился, который растлен по падении Адамовом. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16-17). Ибо как ветхого человека образ земной и скотский, так нового – образ небесный и Божий в нем описывается, и повелевается нам отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:22-24). Итак, это заповедует Слово Божие, когда повелевает нам быть милосердными, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36), быть совершенными, как Он совершен (Мф. 5:48), быть святыми, потому что Он Свят (Петр. 1:15-16), и прочее.
Потому, как в зеркало смотрим для того, чтобы очистить пороки, увиденные на лице, так христианам подобает чаще посматривать в ясное зеркало Святого Писания, в котором образ Божий описывается, чтобы, взирая в него, могли очищать покаянием и верою во Христа пороки, к их душам прилепившиеся. А чем более кто будет очищать свои душевные пороки, тем чище будет у него душа. Чем же чище будет душа, тем яснее в ней будет блистать образ Божий, прекрасная и любезная ее красота. Об этом, христианин, помышляй, об этом заботься. Ибо для того и Христос пришел в мир, чтобы восстановить и возобновить в нас образ Божий, который мы в Адаме потеряли.
Из этого видно:
1) Насколько нужно всякому христианину прилежное чтение или слушание Святого Писания.
2) Все христианское житие есть не что иное, как всегдашнее, до кончины жизни, покаяние. Ибо каждый, сравнивая себя с зеркалом Священного Писания, увидит, что во всякий день покаянием и верою во Христа должен себя очищать и исправлять, ибо все мы много согрешаем (Иак. 3:2). Потому во всякий день христиане имеют нужду просить отпущения грехов и молиться: Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:12).
§ 322. Святое Писание, как Божественное правило и ясное зеркало святого христианского жития, представляет нам, от чего мы должны уклоняться и что должны творить, если хотим подражать Небесному Отцу. Оно учит нас уклоняться от зла, и творить благое (Пс. 33:15), – да так сможем последовать Богу, Творцу и Отцу нашему. Учит, что всякое зло Богу противно и нас от Бога отводит, благообразие души нашей помрачает и растлевает, а всякое добро Богу сообразно и уподобляет нас Богу. Когда учит нас Богу подражать, то учит не мир созидать, не мертвых воскрешать, не по водам ходить, и прочие чудеса творить, ибо это есть дело единого Его всемогущества, хотя по вере и чудеса возможно творить верующему (Мк. 9:23). Но когда велит нам быть подражателями Божиими, то представляет нам к подражанию Его благость, милосердие, щедроты, правду, истину, святость, долготерпение и прочее, да взирая на эти Его Божественные свойства, и сами учимся делать то, что Он делает, как дети, видят, что отец делает, то и сами делать стараются.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том IV"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том IV" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том IV", комментарии и мнения людей о произведении.