» » » » Александр Вигилев - История отечественной почты. Часть 1.


Авторские права

Александр Вигилев - История отечественной почты. Часть 1.

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Вигилев - История отечественной почты. Часть 1." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Связь, год 1977. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Вигилев - История отечественной почты. Часть 1.
Рейтинг:
Название:
История отечественной почты. Часть 1.
Издательство:
Связь
Жанр:
Год:
1977
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История отечественной почты. Часть 1."

Описание и краткое содержание "История отечественной почты. Часть 1." читать бесплатно онлайн.



Александр Николаевич Вигилев. История отечественной почты. Часть 1. М., «Связь». 1977.


Книга посвящена истории развития средств связи в России с древнейших времен. Охватывает период от первого летописного упоминания о посылке вести на Руси в 885 г. до середины XVII в Автор подробно останавливается на процессе зарождения регулярной почтовой гоньбы и на деятельности А. Л. Ордин-Нащокина, создателя «правильных почт». Основное внимание уделяется организации внутригосударственных почтовых линии.

Книга предназначена для лиц, изучающих русскую историю. Она может быть также полезной широкому кругу филателистов, интересующихся историей почтового дела в России.






К читателям

Что может быть сегодня привычнее почты? Повседневно мы сталкиваемся с ее деятельностью. Она приносит нам письма, газеты, посылки. И все-таки такое обыденное явление, как почтовая связь, полно неожиданностей, а в ее истории немало загадок, необычного и увлекательного. Книгу, которую вы сегодня открыли, написал не историк, а инженер, увлеченный собиранием почтовых марок, конвертов, карточек и сведений по истории русской почты.

Прежде чем написать эту книгу, автор просмотрел большое количество книг и статей, тысячи листов архивных дел. Источниковедческий материал, привлеченный им, обширен и весьма многообразен. Тщательно учтены опубликованные ранее сведения о почте. Привлечен архивный материал, до сего времени неизвестный широкому кругу читателей.

В дореволюционное и советское время в нашей стране было выпущено несколько книг по истории русской почтовой связи, среди которых были исследования таких авторов, как И. Я. Гурлянд, И. П. Козловский и М. Н. Виташевская. Но все эти работы рассматривают только отдельные отрезки пути, пройденного отечественной связью.

Книга А. Н. Вигилева — обобщающая работа. В ней последовательно рассмотрены этапы развития русской почты, начиная с IX в. В книге много авторских открытий. Описаны адреса берестяных грамоток новгородцев, обнаружены первые упоминания о плате прогонов и правила проезда гонцов 1266 г. Автор доказал, что уже в первой четверти XVII в. ямская гоньба с письмами в города засечной черты — Тулу, Мценск и другие, была регулярной в летнее время.

Редко публикуемые материалы позволили А. Вигилеву рассказать о почтовой деятельности таких видных государственных и общественных деятелей, как Д. М. Пожарский, А. Л. Ордин-Нащокин, А. А. Виниус.

Историю почты нельзя рассматривать в отрыве от истории государства в целом. Поэтому монография написана на фоне социально-экономического развития общества, в ней есть отступления при освещении вопросов, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к почте. Например, закрепощение ямщиков и др. Одновременно для определения уровня развития русской службы связи проводится сравнение ее деятельности с почтой наиболее развитых зарубежных стран.

Первая часть работы охватывает период развития почтовой связи с начала IX до конца XVII вв.

Книга не претендует на полноту изложения темы, но она, несомненно, представляет большой интерес для читателя.



Отдел печати и пропаганды

Правления Всесоюзного общества филателистов

Предисловие

Представьте, что в один не очень прекрасный день на земле исчезнут все средства связи. Вам не приносят больше писем и газет, остановились поезда и теплоходы, в небе не сверкают серебристые крылья воздушных лайнеров. Отправителям приходится самим относить письма адресатам.

Совсем, как в каменном веке.

С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, сигнальными барабанами и трубами. Посылались гонцы с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а потом пересказывал его адресату. Память об этом осталась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано».

Своим появлением почта обязана государству. Нет почты без государства, так же как нет и государства без почты. Один из первых шагов, которые делает молодая держава, это — создание средств связи, инструмента, способного сообщить миру о ее рождении. И совершенно неважно, как передана новость. Помчал ли ее сверхзвуковой самолет, повез гонец или разнес гром барабанов. Существенно лишь то, что известие шло по каким-то каналам связи.

Конечно, посылку одного гонца, который сотни километров едет без дорог, не меняя лошадей и ночуя где придется, нельзя назвать почтой. В этом случае отсутствует то, что мы привыкли считать средствами связи: нет дорог, нет пунктов отдыха, нет смены средств передвижения. Только система доставки корреспонденции, пускай даже самая примитивная, является почтой. В старину обязательным условием для создания почты было наличие дорог, станций для отдыха и смены средств передвижения и самих средств передвижения.

Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую почту. По мощеным дорогам и караванным тропам курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения «mancio pozita…» — «станция в пункте…» и пошло слово «почта». 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. В большинстве государств древности почта передавала только правительственную корреспонденцию. Сохранились свидетельства того, что в Греции гонцы доставляли и частные письма, особенно во время Олимпийских игр. Но были ли такие посылки регулярные или нет сказать невозможно — никаких сведений на этот счет не сохранилось[1].

Пересылка вестей на территории нашей Родины известна с древнейших времен. Еще в первом тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов Северного Причерноморья и Средней Азии — скифов, сарматов, саков и массагетов.

В середине IX в., в первые дни существования Киевской Руси, были заложены основы русской почты — одной из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании.

Первые сведения об английской почте относятся к 1100 г. Это была служба конных гонцов, доставлявших лишь королевскую корреспонденцию. Известно, что, кроме писем, посыльные передавали и устные сообщения. Спустя 200 лет при короле Эдуарде I появились первые почтовые станции, а еще через несколько лет (в 1307–1327 гг.), как предполагают, почта была открыта для общего пользования. В таком виде английская служба связи просуществовала до начала XVII в., когда была введена регулярная так называемая «сквозная почта»; верховые почтальоны разъезжали по всей линии, сменяя в определенных местах лошадей. Время прибытия гонцов на станции отмечалось на обороте письма.

В Испании «гонцы, выполняющие поручения посредством писем», впервые упоминаются в законах кастильского короля Альфонса X (1252–1284 гг.). Тогда же в Каталонии существовал цех гонцов, куда входили «correos» (спешные гонцы). Сейчас это слово обозначает в странах, говорящих на испанском языке, почту. Доставка писем была наиболее развита в Барселоне. Там с 1338 г. действовали почтовые правила, были введены уведомления о вручении корреспонденции и отправления, похожие на современные курьерские письма.

Средневековая Германия была разделена на мелкие государства и вольные города. Но и в этих условиях там существовала служба связи. Ряд документов подтверждает наличие городских посыльных в Германии уже в XIV в. Например, гонцы города Нордхаузена с 1358 г. отправлялись в Эрфурт, Франкенхаузен, Хильдесхейм, Кельбру, обслуживали расположенные вблизи замки и аббатства. Первая регулярная почтовая линия была создана в 1646 г. в Бранденбурге.

Она называлась драгунской и проходила между Берлином и Клеве через Мюнстер. До февраля 1649 г. почту обслуживали исключительно драгуны, они перевозили только правительственную корреспонденцию и письма иноземных послов.

Сохранились сведения и о скоростях передвижения зарубежной почты. В середине XV в. во Франции она составляла почти 150 километров в сутки, а в Германии конца XVII в. — около двухсот.

В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии — стране с наиболее развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала необходимым звеном государственной административной машины и средством связи между образованными людьми.

Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI–XV вв. Находка в последние годы десятков берестяных писем, доставленных по каналам связи, позволяет говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и существовании в республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.

Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у пришельцев, так это новое название почты — ямская гоньба.

С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет системы ямской гоньбы. Появляются первые почтовые учреждения, улучшается доставка судебных повесток. Иностранцы, посещавшие Московию еще в первой четверти XVI в., называли русскую систему доставки сообщений почтой, хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История отечественной почты. Часть 1."

Книги похожие на "История отечественной почты. Часть 1." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Вигилев

Александр Вигилев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Вигилев - История отечественной почты. Часть 1."

Отзывы читателей о книге "История отечественной почты. Часть 1.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.