Валерий Друзь - Этнопсихология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Этнопсихология"
Описание и краткое содержание "Этнопсихология" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии на основе последних достижений как отечественной, так и зарубежной науки систематически излагаются вопросы истории возникновения и развития этнической психологии; раскрываются основные понятия и анализируются их содержательное значение, методы исследования и их практическое применение в деятельности практических психологов в правоохранительных органах; подчеркивается необходимость развития социальной психологии в решении социальных проблем, которые возникают в процессе межэтнического общения; приводятся обширные этнографические сведения по истории славянского этноса и образования Древнерусского государства — Киевская Русь, а также рассматриваются современные социально-политические проблемы и этнические условия развития независимой Украины.
Для слушателей, курсантов и студентов юридических вузов, отделений, практических психологов и социологов, а также всех, кто интересуется проблемами современной этнопсихологии.
[отсутствуют примечания]
Все большую актуальность сегодня приобретает сравнительно-культурный подход. Интенсивное развитие этнографии, антропологии, лингвистики способствовало выявлению множества самобытных и неповторимых этнических культур, которые имеют существенные различия в сфере психологического и, в то же время много общего в природе формирования культурных ценностей. В первом случае акцент делается на высокую вариативность психических проявлений в условиях различных культур, а во втором — на универсализм единства психики и ее инвариантность в отношении многообразия культур. Крайности первого подхода использует расизм. Именно поэтому необходимо со всей глубиной показать научную обоснованность этнокультурных различий в сфере психического для исключения расовой предубежденности. Тем более, что расистская идеология и практика используют в своих целях самые разнообразные научные факты и открытия, равно как и факты надуманные. Сам феномен расизма является этнопсихологической проблемой и требует обоснованного психологического его раскрытия. Вторая крайность подчеркивает универсализм механизмов, не подверженных влиянию культурных факторов. В историческом плане вначале доминирующим оказалось первое направление, в настоящее время все шире получает свое развитие второе направление. Практически наиболее перспективным оказывается синтез обоих направлений.
Сегодня в связи с индустриальной и научно-технической интеграцией общества особую важность приобретают исследования в области «взаимодействия культур», которые могут составить самостоятельную этнопсихологическую направленность исследований.
Второй проблемой этого направления является проблема этнических стереотипов, предрассудков, этнических предубежденностей. Требуется ясное понимание психологических механизмов, лежащих в основе формирования стереотипов и обусловливающих их содержательные, структурные и динамические особенности. Этнографы, социологи много сделали в том, что касается качественного описания и распространения этнических стереотипов, однако необходимы специальные психологические, а не иные исследования этого вопроса с использованием психологических средств анализа.
В этом отношении важным является развитие направления «гипотезы контакта», в котором исследуются вопросы снижения этноцентризма и стереотипности в оценках и суждениях, создания климата взаимопонимания и доверия. Это особенно важно сегодня, когда в ряде случаев предшествующая напряженность в межэтнических отношениях, недостаток информации друг о друге, отрицательные установки, наполненные этноцентризмом и предубежденностью, приводят к усилению антагонизма и враждебности. Важно правильно понимать психологическую природу переноса поведения отдельной личности на представителей всей группы, и наоборот, характерные особенности всех ее представителей на отдельную личность.
К третьему перспективному направлению можно отнести и исследование проблемы идентичности личности в условиях взаимодействия и взаимопроникновения культур. Решение этой проблемы имеет огромное теоретическое и практическое значение. Требуют ответа вопросы: какая роль этнической идентичности в структуре самосознания личности? Как меняется этническое самосознание в условиях межэтнических контактов? Как адаптируется личность к новым этнокультурным условиям?
Человек, оказавшийся в иной этнической среде, поставлен перед необходимостью овладения не только новым языком, но и представлениями, нормами, ценностями, правилами, предписаниями, которые регламентируют все стороны его жизни. Эта проблема со всей остротой встает перед тысячами эмигрантов, лицами, несущими службу в интернациональных подразделениях международных сил, при обмене научными кадрами и трудовыми коллективами, обучении иностранных студентов.
Несмотря на большую предысторию этнопсихологии — психологии народов, психологии масс, — сегодня требуется развитие и совершенствование ее теоретической и методологической основы.
Вопросы для самоконтроля1. Объект исследования этнопсихологии.
2. Что определяет межпредметные связи этнопсихологии?
3. Методы этнопсихологических исследований.
4. Предмет исследования этнопсихологии.
5. Ошибки в анализе этнопсихологических исследований, проводимых в первой половине XX в.
6. Психология культуры как проблема этнопсихологических исследований.
7. «Сравнительно-культурный подход» как проблема этнопсихологических исследований.
8. «Гипотеза контактов» и идентичность личности в условиях взаимодействия культур.
9. Задачи, стоящие перед современной этнопсихологией.
Базовые понятия этнопсихологии
Сложность в дальнейшем развитии этнической психологии заключается в неопределенности ее базовых понятий, их свободной трактовке и замене одних на другие как идентичные, с последующим наполнением их иным содержанием. Такое положение приводит к необходимости их систематизации и конкретизации смыслового содержания.
В этнопсихологии, этнографии, демографии, социологии, истории широко используются термины: этнос, нация, народ, население, национальность, страна, государство, народность, род, племя, раса, популяция. Каждое из них настолько часто встречается в специальной литературе и в повседневном обиходе, что предполагается интуитивное их понимание. Однако научная терминология требует более строгого определения. С этой целью приводится интерпретация отмеченных терминов строго в научных изданиях с последующим их анализом. В силу неоднозначности их определения в различных источниках дается несколько существующих трактовок их смыслового содержания.
Род — коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды объединяются в племена.
Род — основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством.
Род — основная общественная организация в первобытном обществе, представляющая собой союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство.
Из определения рода следует, что предшествующим ему понятием является семья, а последующим — племя. В данном и в последующих случаях многозначность определения какого-либо понятия связана не с их правильностью или ошибочностью, а с тем, что различные авторы в многокомпонентном понятии, в силу конкретных причин придают большую или меньшую значимость отдельным составляющим характеристикам, подчеркивая их главенствующую роль.
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, моральной ответственностью. Семья имеет историю и этапы своего формирования. В специальной литературе, изучающей историю возникновения семьи, выделяют:
Орда — временные супружеские пары. Половые связи между родителями и детьми, сестрами и братьями.
Кровнородственная семья — исключались половые связи между родителями и детьми.
Пуналуальная семья — исключались половые связи между утробными братьями и сестрами, а на втором этапе и между боковыми линиями, т. е. двоюродными, троюродными. Сестры становились ядром одной общины и имели общих мужей из другого рода. Братья являлись ядром другой общины. Род материнский — матриархат.
Патриархальная семья — первая форма моногамии (единобрачие), наследование шло по отцу. Управление велось отцом, причем в его подчинении находились не только члены семьи, но и их потомки, а также домашние рабы. В основе преобразования семьи лежала частная собственность.
Индустриализация разрушила домашнее производство, сохранив за семьей организацию быта.
Нуклеальная семья — семья состоит из супругов и их детей.
В современном обществе действуют две противоположные тенденции:
1) Обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса, т. е. превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины.
2) Рост семейных коллизий, увеличение числа разводов, семейные отношения характеризуются равноправием. Одна и другая тенденция допускает многократность создания семьи с каждой из сторон.
Племя — совокупность людей, сходных по физическому типу, объединенных родовыми отношениями, общим языком, хозяйственной деятельностью и территорией.
Племя — этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.
Племя — тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородственные связи между его членами; деление на роды и фракции, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Этнопсихология"
Книги похожие на "Этнопсихология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Друзь - Этнопсихология"
Отзывы читателей о книге "Этнопсихология", комментарии и мнения людей о произведении.