Г. Севастьянов - Хрестоматия альтернативного разрешения споров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Описание и краткое содержание "Хрестоматия альтернативного разрешения споров" читать бесплатно онлайн.
«Хрестоматия альтернативного разрешения споров» — первый в России сборник систематизированных материалов по методике преподавания и практического применения альтернативного разрешения споров (в целом) и его отдельных способов — третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража и посредничества (медиации).
Издание подготовлено на основе апробированных знаний и опыта как отдельных специалистов, так и российских юридических вузов и факультетов, а также выработанных в рамках Первой Всероссийской (международной) научно-методической конференции «Альтернативное разрешение споров в программах высшего и дополнительного профессионального образования» модельных программ преподавания способов АРС в качестве дисциплин (курсов).
Модельные образовательные программы могут быть использованы непосредственно для преподавания, а также в качестве основы для авторских курсов в области АРС. Учебно-методический комплекс удачно дополняется практическими рекомендациями и примерами использования указанных способов АРС.
Издание предназначено, в первую очередь, для преподавателей юридических вузов и факультетов, а также может быть успешно использовано для выработки программ дополнительного образования и повышения квалификации.
Но прежде, чем сделать первый шаг в освоении технологии, остановимся кратко на определении и основных принципах медиации, в случае невыполнения которых вряд ли она имеет смысл.
УРОК 1
Итак, что же такое медиация? Медиацию часто называют королевой переговоров!
Медиация — это особые переговоры, к которым прибегают стороны, когда по каким-либо причинам не могут договориться сами. Тогда они и приглашают посредника, или медиатора.
Иными словами, медиация — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для обеих (всех) сторон.
Медиация опирается, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества и ориентацию на результат «выигрыш — выигрыш».
В качестве примера можно привести следующие ситуации.
Перед офисом компании очень маленькая стоянка для автомашин. Тот, кто приезжал первым, удачно успевал поставить машину перед офисом. Те же, кто запаздывал, уже не имели такой возможности. Они вынуждены были искать место для стоянки на близлежащей территории, а это часто приводило к опозданию на 10–15 минут, что, соответственно, раздражало руководителя компании. Сотрудники стали бороться за место на стоянке, используя свой статус, связи с охранником и другие, менее приемлемые методы.
Такая пустяковая ситуация привела к напряжению во взаимодействии сотрудников, что стало сказываться и на эффективности их работы. Руководитель потребовал решить эту проблему. После переговоров между владельцами автомобилей и администрацией были предложены два решения:
1) тот, кто не может ставить машины перед офисом, получает возможность приходить на работу на 15 минут позже. Это не рассматривается руководителем как опоздание;
2) сотрудники договариваются с администрацией, что в выходные дни они расчистят территорию двора и расширят стоянку перед офисом так, чтобы все владельцы машин могли спокойно ставить свои автомобили.
После развода супруги по решению суда должны были разменять двухкомнатную квартиру. Процедура размена длилась уже год.
При этом жена очень не хотела уезжать из старой квартиры, так как она жила там, с сыном и вложила много сил в ее благоустройство и комфорт. Муж же требовал размена, так как ему негде было жить.
После переговоров в присутствии медиатора жена согласилась купить мужу комнату и сама осталась в старой квартире.
При первоначальном предложении мужа так сделать жена не могла даже допустить возможности покупки комнаты мужу, поскольку считала, что он ее обидел и она должна ему «отомстить». Однако после осознания своих интересов такое решение стало самым выигрышным для жены. А для мужа тем более, так как он был избавлен от необходимости искать размен квартиры, который устроил бы всех участников: мужа, жену и 19-летнего сына.
Если же дать развернутое определение медиации, оно будет звучать так: медиация — это процесс переговоров, в котором медиатор (посредник) является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих (всех) сторон соглашению, в результате выполнения которого конфликт между сторонами будет урегулирован.
Медиация, как известно, является альтернативным судебной процедуре методом и имеет ряд отличий от нее.[1]
Принципы посредничества (медиации)
Как уже говорилось, медиация не может состояться и быть успешной без наличия и выполнения ряда принципов.
К ним относятся:
— добровольность;
— нейтральность (беспристрастность) медиатора;
— равноправие сторон;
— конфиденциальность.
Рассмотрим их специфику.
Первый принцип медиации — добровольность. В отличие от судебной тяжбы вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным (в этом отношении медиация сходна с третейским судом). Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры.
Например: К вам на медиацию пришли супруги по делу о разделе имущества при разводе. Муж хотел бы, чтобы они договорились об этом мирным путем, и приглашает жену на медиацию, но жена может считать, что по суду она получит больше, так как остается с детьми: она будет стараться избежать медиации или придет, но все время будет сопротивляться предложениям мужа. Вы как медиатор должны тщательно проверить, является ли для сторон желательным, т. е. добровольным, процесс посредничества, готовы ли они оба в этом участвовать.
Важно отметить, что если одна из сторон пришла добровольно, а вторая — под давлением или она не верит в эффективность предстоящего процесса и т. п., ведение медиации может стать пустой тратой времени. Сторона, которая не подтвердила свое добровольное участие в самом начале, в любой момент может сказать: «А я и не хочу решать нашу проблему, вы просто меня заставили, и поэтому я здесь сижу».
Второй принцип, который обязательно должен соблюдаться в процессе медиации, — принцип нейтральности медиатора. Важно, чтобы вы как медиатор сохраняли независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивали им равное право участия в переговорах. Естественно, вы — человек, у вас могут возникать свои чувства и оценки по поводу правильности или справедливости поведения какой-либо из сторон, симпатии или предубеждения в отношении конфликтующих сторон. Однако все свои чувства и оценки вы обязаны оставить за пределами процесса медиации.
У профессионалов есть такое правило: на медиацию идти «пустым», т. е. без каких-либо предубеждений. Если вы чувствуете, что вам трудно сохранить нейтральность, не удается избавиться от возникающих эмоциональных оценок, вы должны отказаться от ведения процесса.
Например: Одна из сторон в индивидуальной беседе сказала вам как медиатору, что изменила, а для вас это является важным нравственным принципом, и внутренне вы начинаете осуждать сторону… Стоп! вы либо не должны осуждать ее, несмотря на ваши принципы, либо, если не можете этого сделать, откажитесь от продолжения медиации. В противная случае вы не сможете далее быть нейтральным, беспристрастным. Подсознательно вы начнете подыгрывать «пострадавшей», с вашей точки зрения, стороне.
Третий принцип — равноправие сторон. Ни одна из сторон не имеет никаких процедурных преимуществ. Им предоставляется равное право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и иметь одинаковое время для индивидуальной работы с медиатором.
Например: ваши клиенты имеют разный статус или одна сторона более разговорчива. Вы как медиатор должны предоставлять специальные возможности стороне проявить себя, задавая дополнительные открытые вопросы для молчаливого клиента, и выдерживать паузу, чтобы обеспечить возможность говорить стороне с более низким статусом, выравнивая таким образом баланс их сил.
Четвертый принцип медиации — конфиденциальность. Следование этому принципу предполагает, что все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Этим медиация тоже весьма отличается от суда, где конфиденциальность противоречила бы принципу публичности судебного разбирательства. (Стоит оговорить, что полученная в процессе медиации информация о совершенных или готовящихся уголовных преступлениях, разумеется, не может быть скрыта медиатором от правосудия.)
Все записи, которые вы ведете для заметок в процессе работы как медиатор, уничтожаются. Вы не можете выступать в качестве свидетеля, если дело будет все-таки передано в суд. Вы не имеете права сообщать одной стороне информацию, которую получили от другой стороны в процессе индивидуальной беседы, если не получили на это специального разрешения или просьбы сообщившего информацию.
Следует заметить, что принцип конфиденциальности абсолютно обязателен для медиатора. Что же касается сторон, то они имеют возможность не соблюдать конфиденциальность, если для них в этом нет необходимости. Однако вы должны обязательно обсудить этот вопрос, чтобы сделать переговоры более открытыми и безопасными для сторон.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Книги похожие на "Хрестоматия альтернативного разрешения споров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Севастьянов - Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Отзывы читателей о книге "Хрестоматия альтернативного разрешения споров", комментарии и мнения людей о произведении.