Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Быт русского народа. Часть I"
Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть I" читать бесплатно онлайн.
Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.
В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.
Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.
В первой части, которую мы предлагаем вниманию читателя, раскрывается понятие народности, дается подробное описание жилищ наших предков, повествуется об образе их жизни, домоводстве, одежде и музыкальной культуре.
На кашу с молоком:
Немцем зелина,
Угром сланина;
А словаком
Каша с млеком.
А та наша Катаринка,
А та наша Ганка,
Наварилм каши с млеком,
Накрисилы янка.
Недобре есть вино детом,
Лепша есть им каша с млеком.
На кашу с медом:
Гостя наша, гостя, цо вам предложите
Каши наварыме, медом осладим
На мучную кашу, или хамулю:
Шла варити мучницу,
Преврела си повницу,
Мать вареху хытила,
Дёвку варить учыла.
Хамулю варила, а гричок забила;
И масло зожрала, на мачку рептала.
На свадебную кашу:
Отварайте руку вашу,
Кухарка проси за кашу.
На кашу и куляш (густую кашицу):
Нехцела каше,
А ни куляше
С олёем:
Побрала гандры,
Та шла на вандры
С Ондреем.
На остуживание каши:
Ез кашу, не духай,
Под облочком не бухай;
Як же бы сам не бухав,
Кед сом дёвча занухав.
На кашу с жиром:
Научи те жена морес,
Будем глады мрет, яко пес.
Сама буде есть белуше,
А тебе да с лоем каше.
Упражи ее, праженицу,
Ты будешь хлептать жентицу.
Она буде курецину,
Ты даку запаренину.
Собе упече печену,
Тобе да звару смуденю.
Она буде есть пироги,
Ты бухты жебрак убогы.
Она буде пить паленку,
А ты си ходь на студенку.
На кашу с свежим мослом:
Мамичка! кде са бола? — Во млыне.
Чос там робила? — Мучку сом млела.
На чо ти е та мука? — Кашичку варити.
Пре кого? — Пре теба. —
Чим ю осолишь? Белой осолишкой.
Чим ю омастишь? — Младым масельцом.
На кашицу:
В паклину пенызе,
Не бойме се нузе, нии?
Дам грош на кашичку,
Ах, Боже, в покличку ниц?
На неупревшую кашу:
Нагневай са стары на свою жену,
Же му дала кашу недоварену.
На упревшую:
Рад сей бы си жены кашу доварили.
Яко небозятка девки овравали.
На пироги:
Пан патер са дива, чи со дожне нива?
Дожне, ак да женцом пирогов а пива.
Дожне ай повяже ай, ай сносы до крыжов,
Ак слюбы вязаном винечка а слижов.
На маковые галушки (клецки):
Едла бы я, едла,
Перемажане едла,
Акове, такове,
Галушки макове.
Кебы мы донесли
Хлапцы суседове.
Галушка са не гневаю,
Кед их маслом облеваю,
А зузаки небожятка
Лежя в маку, як просятка.
На горох:
Не ведала, что ма робит од страху.
Насыпала шошовиче да граху.
На чечевицу и кисель:
Яко будем господарить,
Так ти будешь ести варить:
На полудня шошовицу,
А на вечер кыселицу.
Кыселица кысела,
Чтыри роки висела,
А в пяты ю дол зала,
Висецци за ной плакали.
На кисель:
На рыбнику заказали,
А бы кысель не варили.
Лен голушки пытловане,
Пре те дёвки цифроване.
На капусту:
Яздина, яздина, зле са яздовала.
Капуста ти зшила, кедьс ги не змывала.
На лапшу:
На вяносе опеканце, па новы рок локше:
Уж та дёвча занеховам,
Hex та везме кдо хце.
На репу:
Рядком хлопцы, рядком,
долу нашим садком,
Там е мила гладка, ако репа сладка.
На печение хлеба:
Поведав ми едан хлопец,
Же я не вем хлеба напечь.
Злигав хлопец, ако шелма,
Напечем го ако земла.
Полевые занятия, уборка, молочение хлеба, сенокос, жатва, шитье, пряжа, беление холста, одним словом, все домашние работы имеют свои особые причитания — Kollar Narod. zpiew. Ч. I. с. 313–318.
ВВОЗ ВИН И ПЛОДОВ ИЗ ЦАРЬГРАДАОлег по возвращении его из похода константинопольского (907 г.) привез с собою в Киев золото, ткани, овощи и вина[116]; следовательно, мы уже были тогда знакомы с винами греческими. Какие же именно вывозили? — Неизвестно. В конце XV ст. упоминается белое и красное. Новгородский архиепископ Феофил при прощании с в. к. Иоанном III (1476 г.) подарил ему три бочки вина белого, две красного и две меду старого[117]. Нет сомнения, что эти вина были известны гораздо прежде. — В начале XVI века мы узнали бургонское, называвшееся романеею; его привозили немецкие купцы. — Романеею, по словам Карамзина, называется еще в питейных домах красная наливка, настоянная на водке с медом, также на чернике и клюкве. — Канарское вино, или бастр, и мальвазию[118] пили за столом одни богатые, и этими винами потчевали отличных гостей — особенно маль-вазиею: ее давали понемногу и принимали вместо лекарства. — Красное греческое вино, называемое иначе церковным от употребления при богослужении, также давалось больным вместо лекарства[119].
ХЛЕБНОЕ ВИНО ИЛИ ВОДКАУпоминаемое вино в нач. XII века, которым в. к. Всеволод угощал народ, не было хлебное. — Водка есть собственно аравийское произведение; в Европу перешла не ранее конца XIII, а к нам в конце XIV века. — Раймунд Луллий, находясь на острове Майорке, бывшей тогда в руках аравитян, узнал там от одного ученого мужа способ приготовления водки, именовавшейся жизненной водою (aqua vitae), и привез ее в Европу (1290 г.). — Весь свет считал эту воду за извлечение из философского камня. Ее предписывали принимать каплями, и она производила целебное действие. Генуэзские купцы, узнав способ приготовления этого напитка от Арнольда де Виллана, который выведал от Луллия, продавали в склянках за дорогую цену как целительный бальзам под именем жизненной воды. Они производили ее посредством взгонки из винных дрожжей, сочных плодов и хлебного зерна. — После падения генуэзской торговли в XV веке тайна выделывания сделалась всем известною, за всем тем водка долго еще продавалась в аптеках как лекарство. — Весьма вероятно, что по найдении способа генуэзцами курить вино оно вскоре перешло на юг России, а тогда генуэзцы, владея приморскими местами Таврического полуострова, имели с нами сношение по торговле. Правдоподобнее полагать можно, что водка появилась у нас не ранее 1398 года: тогда уже генуэзцы доставляли водку в Литву[120] и ознакомили нас с пагубным напитком.
Продажа горячего вина и всех хмельных напитков была у нас сперва вольная, но как излишнее их употребление причиняло бедность и разорение бесчисленным семействам, то это побудило великих князей ограничить неумеренное потребление. В. к. Иоанн III совершенно запретил приготовлять крепкие напитки. В бытность в Москве посла бар. Герберштейна (нач. XVI века) позволялось народу пить крепкие напитки только в некоторые праздничные дни. Царь Иоанн IV, построив первый для своей опричнины кабак в Москве на Балчуге, дозволил им пить сколько угодно. За всем тем он не любил пьянствующих; он позволил народу веселиться в кабаках только на Святой неделе, Рождество Христово и в Дмитриевскую субботу; во всякое другое время велел сажать в тюрьму[121].
Царь Федор приказал разломать кабак, но Борис Годунов, думая о доходах, а не о сохранении нравственности, приказал вновь выстроить и отдал все крепкие напитки на откуп. В начале XVII в. находились во всех городах и селениях кабаки, называвшиеся кружечными дворами, от слова кружка, коею мерилось и продавалось вино. В Сибири такие же дворы заведены в 1617 г. со стороны казны: но как многие перестали заниматься работами, проводя жизнь в пьянстве и приходя в нищету, то царь Михаил, уничтожив все кабаки, учредил одни питейные дома, в коих продавалось вино только в большом количестве. Царь Алексей отдал опять на откуп и повелел завести кабаки во всех городах по одному, а в Москве три; впоследствии их размножилось до чрезмерности[122].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Быт русского народа. Часть I"
Книги похожие на "Быт русского народа. Часть I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть I"
Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть I", комментарии и мнения людей о произведении.