» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть 7. Святки
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. В свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

В настоящее издание вошли часть шестая этой книги, посвященная обрядным праздникам: неделе Ваий (Вербной неделе), Пасхе, Русальной неделе, Семику, Троице, Первому апреля, Первому мая, и заключительная, седьмая часть, в которой дано подробное описание Святок и широкой Масленицы.






Родители любят дочерей своих, а еще более любят видеть их счастливыми. С какою радостью поют они согласие и любовь молодых!

Летит сокол из улицы,
Слава!
Голубушка из другой,
Слава!
Сизыми крыльями обнималися,
Слава!
Уж и им добрые люди дивовалися,
Слава!
Как сокол с голубкой уживалися,
Слава!
Кому мы спели, тому добро,
Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.

Во время пения держащая блюдо девушка дает кому-нибудь из загадавших положить под платок руку и потом велит вынуть вещь наудачу. Чья вещь вынется, тому спетая песнь служит предвещанием.

Другие поют эту песнь иначе:

Летит сокол из улицы,
Слава!
Голубушка из другой,
Слава!
Слеталися, целовалися,
Слава!
Сизыми крыльями обнималися,
Слава!
Кому мы спели, тому добро,
Слава!
Кому вынется, тому сбудется,
Слава!
Тому сбудется, не минуется.
Слава!

ЗАМУЖЕСТВО

Девушкам не суждено вечно жить в родительском доме. Грустно! но грустнее быть одинокой.

Ласточка, ласточка!
Слава!
Не вей гнезда в высоком терему,
Слава!
Ведь не жить тебе здесь и не летывати.
Слава!
Сердце девушки вещун — оно не обманулось, ожидая суженого.
Ты, мати, мати, порода моя!
Слава!
И ты выгляни, мати, в окошечко,
Слава!
И ты выкини, мати, опутинку,
Слава!
Чтобы было чем опутать ясна сокола,
Слава!
Что ясна сокола, то мово жениха.
Слава!

ЗАМУЖЕСТВО ЗА МИЛЫМ

Ах ты, гнутое деревцо, черемушка,
Слава!
Куда клонишься, туда склонишься,
Слава!

СУЖЕНЫЙ

Сердце девушки грустит: оно ищет суженого, мысленно готовит ему полотенце и постель:

По огороду хожу, полотенца стелю,
Слава!
Я еще похожу, я еще постелю.
Слава!
Снимает колечко, катает его и идет за ним:
Покачу я колечко кругом города,
Слава!
А за тем колечком я сама пойду,
Слава!
Я сама пойду, мила друга найду,
Слава!
Мила друга, суженого.
Слава!

Под первой песнью разумеют замужество с милым, а под другою отъезд.

Красные девушки сидели как на иголках, когда им пели про будущую их долю; они переставали играть в переборочки и не смели поднять своих глаз. Не одни они терпели, но и сами суженые:

ИСКАНИЕ БОЯРЫШНИ

Скачет груздочек по ельничку,
Слава!
Ищет груздочек беляночку,
Слава!
Не груздочек то скачет, дворянский сын,
Слава!
Не беляночку ищет, боярышню,
Слава!

Суженые посматривали на своих красавиц, не смея говорить; но разгулье поющих вызывало новые песни:

ОТРОК С ОТРОЧИЦЕЮ

Я брошу подушечку через ворота,
Слава!
Ты поди, моя подушечка, через ворота,
Слава!
Что через ворота во высок терем,
Слава!
Из высокого терема на тесовую кровать,
Слава!
Да кому на той подушечке спать, почивать,
Слава!
Спать отроку с отрочицею,
Слава!
Еще молодцу с девицею.
Слава!

ПОТЧЕВАНИЕ

Хозяин радовался, что его гости веселились, и снова подносил по чарке вина. Если он не догадывался, то пели:

Чарочка-поплывушечка,
Слава!
До чего тебе доплывати?
Слава!
Князьям и боярам вино подносить.
Слава!

Подобным образом поются, со словом «слава», все нижеследующие песни:

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ

Стоят санки снаряженные,
И полостью они подернуты.
Только сесть в сани, да поехати.

ОТЪЕЗД

Саночки, самокаточки!
И сами катят, сами ехать хотят.

По огороду хожу, полотенца стелю,
Я еще похожу, я еще постелю.

БУДУЩАЯ ПРИБЫЛЬ

Растворю я квашонку на донышке,
Я поставлю квашонку на столбушке,
Я покрою квашонку черным соболем,
Опояшу квашонку красным золотом.
Ты выйди, моя квашонка, полным-полна,
Полным-полна, со краями ровна.

БОГАТСТВО

Щука шла из Новгорода,
Она хвост волокла из Бела озера.
Как на щуке чешуйка серебряная.
Что серебряная, позолоченная,
А головка у щучки унизанная.

ЗАМУЖ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ

Я на корыте сижу, я корысти гляжу;
Я еще посижу и еще погляжу.
И я глядь-поглядь, корысть на двор,
Корысть на двор, сто рублей на стол.

ЗАМУЖЕСТВО С ДВОРЯНИНОМ

Ах, сей, мати, мучицу, пеки пироги!
Как к тебе будут гости нечаянные,
Как нечаянные и неведанные,
К тебе будут гости, ко мне женихи;
К тебе будут в лаптях, ко мне в сапогах.

ЗАМУЖЕСТВО С ЧИНОВНИКОМ

Вился, вился ярый хмель,
Около тычинки серебряныя!
Так вилися князья и бояре
Около девицы, красной души.

СВАДЬБА

Уж как на небе две радуги,
У богатого мужика две радости:
И он сына-то женит,
Дочь замуж отдает.

ДЕВУШКАМ ЗАМУЖЕСТВО, А ХОЛОСТЫМ ЖЕНИТЬБА

Уж как кличет кот кошурку в печурку спать:
Ты поди, моя кошурка, в печурку спать.
У меня, у кота, есть скляница вина,
Есть скляница вина и конец пирога;
У меня, у кота, и постеля мягка.

ЗАМУЖЕСТВО С БОГАТЫМ

У Спаса в Чигасах за Яузою
Живут мужики все богатые,
Гребут золото лопатами,
Чисто серебро лукошками.

Иные разумеют под сею песнью смерть пожилым, а не замужним брак, но это неправильно: само содержание выражает богатство, а не смерть. Значение же золота и серебра употребляется в гадании вместо богатых женихов.

НЕСЧАСТЬЕ

Жемчужина окатная!
До чего тебе докатитися?
Пора тебе выкатитися
Князьям и боярам на шапочку.

ВЕЛИКОЕ БОГАТСТВО И СЧАСТЬЕ

Идет кузнец из кузницы,
Шубенка на нем худенькая;
Одна-то пола во сто рублей,
А другая пола в тысячу,
А всей шубенки цены нету:
Цена-то ей у царя в казне,
У царя в казне, в золотом дворце.

ЗАБАВЫ И РАССТАВАНИЯ

Подблюдные песни пели по произволу: иногда прежде девичьих игр и гаданий, а иногда после потех, которые состояли в плясках, рассказах, прибаутках, сказочках и наряжанье. Не было правила для веселья: все зависело от расположения духа гостей; но хозяин, чтобы более развеселить их, вводил в комнату наряженных шутов. Скоморохи выдумывали забавные наряды, чтобы порассмешить. Узкие брюки, треугольная бумажная шляпа с гусиным пером, длиннополый с широкими фалдами до пядей фрак, долгий нос, сухощавое лицо, ноги тонкие и высокие и брюхо, вдавшееся во внутрь тела, были изображением немцев. «Моя твоя ходили с низкими поклонами и ели траву». Другие шуты представляли в смешном виде и боярскую спесь, не в бровь, а прямо в глаз. В числе наряженных находились часто сами суженые, которые принимали на себя разнообразные виды. Слепые лазари, одетые в оборванное платье и с кием в руке, были суженые; они подходили к девушкам просить милостыню, стараясь рассмотреть их поближе; с намерением вступали с ними в сердечный разговор; жаловались на тягостную судьбу, бездомную жизнь. «Лазарь, бедный Лазарь, чего ты ищешь?» — спрашивала суженая. «Судьбы своей», — отвечал он. Сердце девушки сильно билось, когда она узнавала знакомый голос; гости старались открыть его, но приличие не допускало. Суженому дозволялось тешить гостей, а невестам отгадывать. Иногда неожиданно вбегала в комнату толпа переряженных мужчин и женщин: лица их окрашивались кирпичом и охрою, а иногда вымазывались сажею; на голове торчал предлинный бумажный колпак, разрисованный произвольными изображениями. Толпа начинала плясать и скакать. К ней принадлежали и неприглашенные гости.

Судя по разнообразию переряживаний, нельзя утвердительно сказать, какие из них были употребительнейшие. Говорят, что бука, коза, медведь, яга-баба, плясуны и дорожные люди употреблялись всего чаще. Бука наряжался всех забавнее: лицо его было обмазано сажею, голова обставлена рогами, уши обернуты лохмотьями, руки из соломы, ноги толстые и кривые, тело обвивалось чем-нибудь косматым, с привешенными бубенчиками; во рту он держал раскаленные уголья и из оного выпускал он дым. Коза шла за букою, одетая в вывороченный тулуп, и кричала «бя»; за нею неповоротливый, в лаптях медведь с палкою и ревел. Его вел литвин в своем народном платье; по его требованию медведь плясал и делал разные кривлянья. Яга-баба ехала в ступе, с костяными ногами, помелом заметала свой след и правила костылем. Зубы имела она черные и открытые, лицо старое, морщинистое; делала загадки и сама отгадывала. «Загадаю я загадку, красная девушка, отгадаешь — сбудется. Двое идут и двое несут, а сам треть поет». Или: «Два кольца водит один отец; кому на руку, тому всему конец. Не отгадала, красная девица! Венчание, красавица-душа, венчание!» Загадаю еще загадку: «Под лесом, лесом, пестрые колеса висят; девиц украшают, молодцов дразнят. — Не отгадала? Серьги. Еще загадаю загадку:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 7. Святки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 7. Святки"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 7. Святки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.