» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы

Здесь можно купить и скачать "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

Вторая часть целиком посвящена свадьбам во всем их разнообразии в связи с необъятностью государства Российского. Это поистине энциклопедия бракосочетания.

Печатается по изданию 1847–1848 годов.






После свадьбы царь с царицею посещал монастыри, где совершались молебны; там они кормили монахов и раздавали каждому из них подарки денежные, от 20 до 2 р., по два платка и полотенцу. Монашествующие же благословляли их окладными образами и хлебом. Потом молодые ходили по богадельням и тюрьмам, раздавали милостыню, наделяли нищих и убогих, давая каждому не менее полтины. По всем городам России выпускали из темниц преступников, исключая убийц[45].

III. СВАДЬБА ЦАРЕВНЫ АННЫ ПЕТРОВНЫ, СОВЕРШЕННАЯ В 1725 г. МАЯ 21

ИЗМЕНЕНИЕ СТАРИННЫХ ОБРЯДОВ

С наступлением XVIII столетия русские свадьбы стали изменяться в высшем сословии и дворянстве. Иноземные обычаи, которые во многом не соответствовали тогдашнему времени, быстро потрясли в самом основании древние обряды. 1 Свадьбы старинные часто осмеивались уже с намерением: тогда думали, что с введением новизны распространятся науки, поселится вкус и образованность, которая водворялась в Европе с умной медленностью, в течение многих веков. Преобразования нельзя вводить насильно: оно растет по мере счастливых успехов гражданственности. Благоразумное споспешествование и поощрение — суть необходимые условия для усиления народного образования, а не поспешное во всем изменение и подражание. От таковых действий народ делается подражательным и теряет свою самобытность. Время и потребность века — вот истинные путеводители благоразумных развитии, и при этом всегда надобно дорожить отечественным. Прадедовские обряды и предания старины не умирают в народе: они живут в нем и оживляют его душу пленительным воспоминанием.

Я сказал, что в начале XVIII века свадьбы изменились, и это видим в совершении свадьбы царевны Анны, дочери Петра В., которая праздновалась императрицей Екатериною I. С этого уже века дочери наших государей начали вступать в брачные союзы с иностранными владетелями. Вечное осуждение царевен оставаться в девушках и постригаться в монахини тогда же кончилось. Простой народ, крепко любящий отеческие нравы и обычаи, сохранил их если не во всей силе, то по крайней мере дорожит ими.

СВАДЕБНОЕ УСТРОЙСТВО И СВАДЕБНЫЕ ЧИНЫ

Царевна Анна при жизни своего отца, Петра Великого, была обручена им за Шлезвиг-Голштейн-Готторпского герцога Карла, а свадьба совершилась после уже смерти императора. В Летнем дворце, находящемся поныне в Летнем саду, был состроен великолепный зал длиною 20, а шириною 7 сажен, и в нем были поставлены два балдахина. Светлейший кн. Меншиков занимался сим устройством. Зал украсили богатыми обоями; балдахин невесты был украшен гербом и короною Российской империи, а балдахин жениха, поставленный насупротив невестиного, был украшен герцогским гербом. Вместо тысяцких были уже маршалы, коими были кн. Меншиков и генерал-прокурор Ягушинский, а вместо дружек было 24 шафера. Посажеными отцами были: генерал-адмирал гр. Апраксин и государственный канцлер гр. Головкин; посажеными матерями: цесаревна и герцогиня Мекленбургская Екатерина, дочь Иоанна I, и светлейшая кн. Меншикова. Места братьев занимали: генерал фельдцейгмейстер гр. Брюс и подполковник гвардии Бутурлин. Места сестер: канцлерша гр. Головкина и Бутурлина. В ближних девицах, заменивших дружек, были: цесаревна Елисавета, великая княжна Наталия, а кравчим был кн. Гессен-Гомбургский.

ИЗВЕЩЕНИЕ О СВАДЬБЕ И СОВЕРШЕНИЕ БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Мая 18 разъезжали по городу особые офицеры с трубачами и литаврщиками, возвещая жителей о предстоявшем бракосочетании; мая 21, в пятницу, в день самой свадьбы собирались в новосостроенную залу в седьмом часу утра приглашенные маршалы, шаферы, сенаторы, генералитет, знатные сановники и чужестранные министры, а дамы собирались в одиннадцатом часу. В полдень отправились маршалы в сопровождении особых чиновников в семи каретах во дворец жениха; впереди их ехали трубачи и литаврщики в богатых одеждах. Пробыв полчаса во дворце, они отправились в летний дворец императрицы в прежнем порядке; за ними уже ехали: прапорщик,

два гоф-курьера и несколько гренадеров; потом шел штат герцога, за ним ехал верхом двора обер-камергер и гофмаршал, после ехал в карете сам жених; по сторонам его кареты шли его кавалеры; за ними ехали его министры в особых каретах; между каретами шли лакеи, а возле карет пажи. В первом часу пополудни все прибыли в Летний дворец; тут встретили жениха посаженые родители и братья. Его отвели в комнаты императрицы. Отсюда герцог отправился с цесаревной в Троицкий собор[46] в уборной цветной барже (крытой линейке), в коей сидели: цесаревна Елизавета, герцогиня Екатерина и великая княжна Наталия. В прочих баржах ехали: маршалы, родители посаженые, братья и дамы в цветном богатом платье. Невеста была в императорской короне, украшенной бриллиантами и дорогими камнями и в порфире из пурпурового бархата, подбитой горностаями. По приближении к церкви зазвонили в колокола. Государыня вскоре поехала за ними в печальной барже, одетая в траурное платье; впереди ее несли штандарт. Псковский архиепископ Феофан, окруженный епископами: тверским и белогородским, архимандритами и многочисленным духовенством, совершил венчание. По окончании брачного обряда императрица надела на новобрачную орден Св. Екатерины с красным бантом и поздравила новобрачных, которые после принимали поздравление от всего двора. Потом все отправились в 4 часу пополудни в Летний дворец при пушечных выстрелах из Петропавловской крепости, адмиралтейской пристани и яхты.

Молодые прибыли в большую залу и сели кушать под устроенными балдахинами. Под первым балдахином сидела невеста с великими княжнами: Елизаветой, Екатериной, Наталией, княгиней Меншиковой, графиней Головкиной и Бутурлиной. Под вторым, устроенным противу невесты, сидел жених с гр. Апраксиным, гр. Головкиным и Бутурлиным. За прочими столами сидело до 400 званых гостей в богатых цветных одеждах. В продолжение обеда стреляли из яхты и играли на трубах с литаврным боем. В 7 часу императрица вышла на луг (ныне царский луг) к стоявшей в строю гвардии. Тогда открыли два фонтана, которые заструились красным и белым вином. Императрица остановилась посредине луга; гвардия приветствовала ее белым огнем из ружей. После стрельбы поили солдат вином, струившимся из фонтанов; угощали кушаньями, жареными быками и баранами, нарочно здесь расставленными на столах.

В 9 часу императрица отпустила молодых, которые поехали в свой дворец в императорской карете в прежнем порядке. Потом разъехались все гости. На другой день в субботу новобрачные прибыли в 4 часу пополудни в Летний дворец и обедали у императрицы. Молодые сидели уже вместе за одним столом. Их встречали маршалы. За обедом присутствовали придворные особы; в продолжение обеденного стола стреляли из пушек. После обеда все гуляли в саду. На третий день был обед у герцога. Императрица сидела за особым столом, окруженная молодыми, великими княжнами, в. к. Петром и герцогиней Мекленбургской; за прочими отдельными столами сидели знатные сановники, иностранные министры и придворные дамы. Во время обеда не было музыки; играли только на трубах и стреляли из пушек. Герцогским обедом заключилось трехдневное торжество[47].

IV. СВАДЬБЫ БЛАГОРОДНЫХ И ПРОСТОЛЮДИНОВ ПО ИЗВЕСТИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКА НАШЕГО КОШИХИНА, ЖИВШЕГО В XVII ВЕКЕ

Старинные свадьбы совершались единообразно во всех сословиях и отличались только богатством, ибо везде были одноименные свадебные чины и у княжеских, и у простых родов: тогда господствовала простота, и нарушить свадебный порядок считалось великим грехом. Небольшое отступление от невыполнения некоторых обыкновений было уже предметом осуждения и нарекания. Вот почему все наши древние свадьбы до начала XVIII в. были общие, народные.

До нас дошли известия о дворянских и простонародных свадьбах соотечественника нашего Кошихина, однако не ранее XVII в. Из его описаний видно, что они совершались единообразно, быть может, как было еще до него за триста лет или более.

СВАТОВСТВО

Боярин или дворянин, намеревавшийся вступить в брак, проведывал сначала невесту, и если она ему нравилась по одному даже слуху, то он посылал к ее родителям кого-либо из своих друзей, из мужчин или женщин — сватать за него и потом порасспросить: есть ли какое за нею приданое? И в чем оно состоит: в платье ли, деньгах, вотчинах или дворовых людях? Если предложение или сватовство не отвергалось, то отец отвечал, что он рад выдать свою дочь замуж, только подумает о том со своею женою, родственниками и, подумав, давал решительный ответ. Когда же он не соглашался на выдачу своей дочери, тогда прекращалось сватовство.

ПРИДАНОЕ

По совещании между собой родственников и родителей о выдаче дочери замуж составлялась роспись приданому, заключавшемуся в деньгах, серебряной посуде, платье, вотчинах и дворовых людях, и посылалась эта опись к жениху через доверенных от него. Невесте ничего не говорили об этом до самого замужества. Когда жениху нравилась невеста по приданому, то он просил дозволения видеть ее; но родители всегда отвечали, что они охотно ее покажут, только не ему, а ближним его родственникам: отцу, матери, сестре или сродственнице, и отправлявшаяся смотреть невесту называлась смотрельщицею.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.