Александр Бурцев - Народный быт Великого Севера. Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Народный быт Великого Севера. Том II"
Описание и краткое содержание "Народный быт Великого Севера. Том II" читать бесплатно онлайн.
Выпуская в свет настоящую книгу, и таким образом – выступая на суд пред русской читающей публикой, – я считаю уместным и даже отчасти необходимым объяснить моим читателям о тех целях и задачах, каковые имел я в виду, предпринимая издание этой книги, озаглавленной мною: «Быт народа великого севера».
Не желая утруждать читателя моими пространными пояснениями о всех деталях составления настоящей книги, я постараюсь по возможности кратко, но толково объяснить – почему и зачем я остановился на мысли об выпуске в свет предлагаемого издания.
«Быт народа великого севера», как видно уже из самого оглавления, есть нечто собирательное и потому состоящее из многих разновидностей, объединенных в одно целое. Удалась ли мне моя задача вполне или хотя бы отчасти – об этом, конечно, судить не мне – это дело моих любезных читателей, – но, что я употребил все зависящие от меня меры и средства для достижения более или менее удачного результата, не останавливаясь ни пред какими препятствиями, – об этом я считаю себя имеющим право сказать открыто, никого и нисколько не стесняясь. Впрочем, полагаю, что и для самих читателей, при более близком ознакомлении их с моим настоящим трудом, будет вполне понятным, насколько прав я, говоря об этом.
В книгу включены два тома, составленные русским книголюбом и собирателем XIX века А.Е.Бурцевым. В них вошли прежде всего малоизвестные сказки, поверья, приметы и другие сокровища народной мудрости, собранные на Русском Севере. Первое издание книги вышло тиражом 100 экземпляров в 1898 году и с тех пор не переиздавалось.
Для специалистов в области народной культуры и широкого круга читателей, которые интересуются устным народным творчеством. Может быть использовано как дополнительный материал по краеведению, истории языка и культуры.
В незапамятную старину двое любимских поселян собрались покататься на маслянице. Заложили лошадь в сани. У обоих были одни сапоги; вот они надели их, кто с права сидел на правую ногу, а кто с лева — на левую. Тех двух ног, что внутри саней и не видать, что оне в лаптях, а все же питерщиной нужно побахвалить.
Выехал экипаж: дуга золоченая, сбруя ременная, лошадь три дня некормленая. Едут да остановятся, будто конь их до того заелся и горячится, что лезет из хомута вон; а конь из-за голода ни с места и без хомута. Принялись мужики за кнутья, под гору бьют в четыре кнута, а с горы — в десять, конь стоит все тут же.
ЛАДОЖАНЕ
Щуку с яиц согнали.
ЛУГОВЦЫ
Разнощики.
ЛИФЛЯНДЦЫ
Железные рыцари.
МАЛОРОССЫ
(или мароссияне)
Мозенинцы.
Хохлы.
Чубы.
Хохол глупее вороны, а хитрее чорта.
Москаль продал с хохла пояс на ярмарке за три деньги, а хохол в придачу пошел ни за калач, ни за денежку.
Цап (козел) ведет сто баранов на базаре, а татарин сто хохлов в Крым. — Что это за люди? — Мы бо не люди, а малороссы.
Казак коли не пье, та воши бье, а все-таки не гуляе.
Чубы. Это прозвание происходит от обычая у малороссиян оставлять на маковке головы чуб или клок волос; между тем как у запорожцев отпускался один лишь длинный клок волос на голове — от макушки — и назывался оселедец; этот клок завертывался за правое ухо.
Сказывают, будто бы, когда императрица Елизавета Петровна, увидав малороссиян, пришедших в Питер с волами, спросила их: «Что вы за люди?» — Они гордо отвечали: «Мы бо не люди (т. н. не рабы), а малороссияне».
МОЖАЙЦЫ
Можайский ветер.
Такое название вероятно дано можайцам из-стари по той причине, что они легко переходили от одного властителя к другому, например: от москвичей к Шемяке, потом к полякам против князя Василия Васильевича Темнаго.
МОСАЛИ
Гуторы гуторили, гуторили да и загуторили воеводу.
Матушка Заугра, не потопи нашего города Масальска и нашего старосту Гаврюшку.
Когда-то мосальцы отправили своего старосту Гаврюшку проведать в Москву, почем там православные принимают людей на заработки?
Староста выехал в санях прямо по реке Угре, дело было во время ростепели. Река Угра поднималась из берегов. Староста долго не думал, сел в сани, махнул кнутом по лошади, и взъехал прямо на льдину, а масальцы провожали его всем миром. Вдруг вода поднялась из берегов, икры пошли за икрами, старосту затерло во льдинах. Изахались мосали, припали к берегу и стали голосить: «Матушка Заугра! Не потопи нашего города Мосальска и нашего старосту Гаврюшку!»
МЕЦНЯНЕ
Амчинина быте во двор.
Бабы кружевницы — мужья лежебоки.
Когда-то мецняне, обиженные летом проезжими, вздумали зимой отыскивать виноватых. Летом было не до того им: то сенокос, то жатва. Зимой другое дело: с печи да на палати, с палатей да на печь. Собрались миром и стали толковать: где же искать проезжих? Известное дело, на постоялых дворах. Долго не думали, собрались всем миром на одних санях, да отправились в дорогу. Куда ни приедут, везде находят виноватых. Расправа коротка: в кнуты да в дубины. С тех пор мценские дворники не могут равнодушно слушать, когда им говорят: «Амчинина быте во двор!»
МОСКВИЧИ
Рака со звоном встречали.
Московский час — подожди.
С москалем дружи, а камень за пазухой держи.
Москаль не велик человек, а опасен.
Правда московская.
Москаля верти (обманывай).
Вид москаля, полы срижи, да втекай (беги).
От чорта открестишься, а от москаля дубиной не отобьешься.
В Москве толсто звонят, да тонко едят.
Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенскаго едят.
Вин как на-москалися, що из-под живаго пьяты режит.
Видно велик город, что семь воевод.
В Москве недороду хлеба не бывает.
Живет в Москве, не в милой тоске.
Два брата с Арбата, а оба горбаты.
С Москвы с посада с овощнаго ряда.
Многия московския присловия принадлежат временам историческим. Так, присловье: «Правда московская» — вышло от псковичей, когда москвичи взяли Псков, когда они на Москве били челом в своей покорности. «Видно велик город, что семь воевод» — указывает прямо на «Семибоярщину». Другия же выдумаы малороссиянами. Так присловье: «Московский час — подожди» — произошло от медленности в делах. Поговорка москвичей: сей час! — надоела малороссиянам.
У малороссиян ведутся между чернью поговорки о привязчивости и хитрости москалей, что «От черта отхреститься, а от москаля и не отобьешься; что москаль не велик человек, да ба (т. е. опасен)».
МИНЦЫ
Дай Бог тебе в Вильну ходить, горы копать.
МУКОБРЯНЫ
Так называли их вероятно потому, что они мукою брали.
МУРОМЦЫ
Кадошники.
Вертячия бабы.
Святогоны.
Последнее присловие осталось за Муромцами с того времени, когда они выгоняли из своего города епископа Василия ы XIII веке.
НЕРЕХОТЦЫ
Село Лупино, Арменки глупые, а Нерехта на ум поставит.
Не бойся по Арменской дороге воров, а бойся в Нерехте каменных домов.
Нерехотские бегуны.
Нерехотские поселяне получили прозвание бегунов от того, что они зимою ходят с безменом по селам покупать пряжу.
НИЖЕГОРОДЦЫ
Дома каменные, люди железные.
Татинец да Слатинец — ворам кормилец.
Нижегородцы не уродцы.
Нужно заметить, что селения Татинец и Слатинец, находящиеся от Нижняго Новгорода в 60 верстах, были в старь опасными местами для путешественников, так как в этих двух селениях часто имели пребывание волжские разбойники, о которых и сейчас можно слышать от старожилов.
Бородка-Нижегородка — ус Макарьевский.
НОВГОРОДЦЫ
Шильники, долбежники.
Долбежниками называли новгородцев потому, что победители бросали мятежных граждан в Волхов, отбивая их железными долбнями от берегов.
Долбежники.
Гущееды, плотники.
Упрям — как новгородец.
Ты ведь не новгородский дворянин.
Сига в Волхов столкнули.
Долбежниками москвичи называли новгородцев по их дубинкам, с которыми они в старину ходили на бой. — Гущеедами прозвали новгородцев за постное кушанье во время поста, приготовляемого из обожженного ячменя, сваренного в простой воде.
В старину хлебосольные москвичи, выговаривая спесивому гостю, что он не приезжал к обеду, говорили: ты ведь не новгородский дворянин.
НОВОТОРЫ
Город Коростень, владение Ольгино, народ Кривичи.
Новоторы — воры.
В Новоторжске есть близ города городище, а жители, желая оставить за собою старшинство, говорят: «Мы люди старые, прежде были посадские города Коростеня, владение Ольгино, народ Кривичи».
«Новоторы — воры» — так с незапамятных времен новоторов величают осташи, а новоторы отвечают им тогда на этот попрек: «И осташи хороши!»
ОЛОНЧАНЕ
Олонцы — добры молодцы.
Наши молодцы не бьются, не дерутся, а кто больше съест, тот и староста.
У нас один молодец съел тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Один молодец ел хлеба мягка, ножа был востра, а как шапка свалилась на пол, покатилась, до реки пихал ногой, а войдя в реку, почуял, что-то лопнуло. «Не брюхо и лопнуло?» — подумал; глядит: брюхо цело, а ремень лопнул, голову нагнул и шапку надел.
Любезный Олонец — белые берега.
Кайваны в Олонце не бывали.
Все эти старинныя присловия остались только в народных преданиях москвичей. Ныне только за олончанами осталось одно присловье — добры молодцы.
ОНЕЖАНЕ
На рогах онучи сушили.
Прохорята.
Прохоровы дети.
Прохор письмо прислал и любодырному велел деньги сбирать.
Во всей Онеге нет телеги.
Летом воеводу возили на санях по городу.
ОРЛОВЦЫ
Проломленныя головы.
Орел да Кромы — первые воры, да и Карачи на поддачу.
ОДОЕВЦЫ
Молодеч, молодеч! Продай за грош постных яич.
Раз одоевцы привезли товар в Москву, пришло время обеда; вот вощики послали одного из своих купить провизию к обеду. Молодец впервые Москву видит. Подходит парень к лотку с огурцами и спрашивает: «Что это за товар?» Москвич смекнул, что это за птица и отвечает: «Постныя яйца». Одоевец призарясь на огурцы и слыша, что яйца эти постныя, а дело было в Петровки, начал торговаться: «Молодеч, молодеч! Продай за грош постныя яича».
ОСТАШИ
Волчьи объедки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Народный быт Великого Севера. Том II"
Книги похожие на "Народный быт Великого Севера. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Бурцев - Народный быт Великого Севера. Том II"
Отзывы читателей о книге "Народный быт Великого Севера. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.