Вера Морозова - Мастерская пряток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мастерская пряток"
Описание и краткое содержание "Мастерская пряток" читать бесплатно онлайн.
Книга о большевиках, перевозивших и распространивших газету «Искра» в России, о хитроумных способах, к которым им приходилось дли этого прибегать, о подстерегавших их опасностях.
— Зачем им Шарик? Собак в Саратове предостаточно! — недоверчиво заметила Мария Петровна.
— Зачем? За лютость его хотели украсть! — торжествующе выпалил Воеводин, и лицо его тряслось от смеха.
— Шарика за лютость? — Мария Петровна посмотрела на пса и тоже затряслась от смеха.
Засмеялась и Леля.
Хитрющий Шарик понял, что говорят о нем, выпятил грудь, пружинил лохматыми лапами. В глазах прыгали, как и у людей, смешинки. Он тоже помнил ту ночь и губастого приказчика, который висел на заборе и болтал ногами.
— Карикатура, а не собака. Разожрался как — срамота! У других собаки поджарые, знамо дело — цепные и злые. Их хуже бешеных волков боятся. — Канатчиков говорил мечтательно и вздыхал от огорчения.
Шарик и это понял. Начал тихонько тявкать и заглядывать ему в глаза. И столько было на морде раскаяния, что люди опять захохотали.
— Артист, одним словом! И в цирк ходить не нужно — не соскучишься.
— Околоточный появляется? — поинтересовалась Мария Петровна, не переставая поглаживать Шарика. — Трешку даете на водку? Смотри, Канатчиков, не жадничай и отношения с околоточным сохраняй…
— Заходит, супостат, и водку лакает, и деньги берет. Чума настоящая. — Канатчиков выговаривал слова зло. — Сколько денег прожрал! Креста на нем нет. Водки на дармовщину напьется, Воеводин с Николаем выведут его, тепленького, за ворота, усадят на лавочке. Тот и сидит, дремлет на солнышке.
— Вот и хорошо. Люди видят, околоточный захаживает в мастерскую и дружбу водит. Значит, ничего тайного в доме нет. — Мария Петровна посмотрела на лицо Канатчикова, вытянувшееся от негодования, и пояснила: — Вниманием околоточного следует дорожить — это для конспирации необходимо.
Леля бросила нанизывать гирлянды из стружек и подняла голову. Снова заговорили о конспирации! Значит, необходимо что-то скрывать и прятать от полиции.
На церковной колокольне, расположенной неподалеку, зазвонили часы. И голуби поднялись, сильно ударяя крыльями. Два часа. Пора… Пора… И Мария Петровна заторопилась домой. Наверняка волнуются из-за их долгого отсутствия и Василий Семенович, и Марфуша.
Леля уходила неохотно, жалко, что закрывались ворота в такой новый и увлекательный мир.
НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ПОРТРЕТ
— До свидания, товарищи! — Мария Петровна подозвала Лелю и принялась натягивать на голову кружевной шарф. — Условие одно — конспирация и осторожность. Мастерскую пряток не должны провалить.
— Разве в мастерскую не заглянете? — полюбопытствовал Канатчиков, придав лицу невинное выражение. — Станки новые купили… Токарный и фрезерный, да и лесу привезли…
Мария Петровна чувствовала в голосе подвох. Взглянула на Воеводина. Умное, тонкое лицо его ничего не выражало. Николай отвернулся к стене и копался в досках. «И все же хитрит», — подумала Мария Петровна, но станки решила поглядеть. Она любила бывать в мастерской, радовалась, как ловко все делали подпольщики. Классные работники! Все в руках поет. Канатчиков брал брусок и осторожно подкидывал вверх, осматривая. Устанавливал его на станке и начинал обстругивать. Водил рубанком легонько, словно песню пел. И принимался вырезать различные узоры. Откуда он их брал — уму непостижимо. На этот раз на станке лежала дверца буфета. Груши и яблоки с подкрашенными боками, покрытые лачком, казались живыми. И Николай Соколов, замученный вечным кашлем, которым разрывал ее сердце, чудеса творил. Тот самый виноград, что ценился в Саратове на вес золота, он вырезал. Один-одинешенек! Вырезал да посмеивался, довольный таким спросом. Деньги нужны партии. Вот и старались буфеты воскресным днем продавать на толкуне.
Воеводин, которого Мария Петровна знала меньше других, был мастер на все руки. Он выполнял сложные заказы — полено и бочки. Полено и бочки?! Да, особенные, с секретом.
— Красиво работаешь, Канатчиков! — восхитилась Мария Петровна. — Такому работнику нет цены! — И прошла вперед. И мастерская будто расширилась — значит, тес убрали.
Мария Петровна редко хвалила. И ее похвалой дорожили. Она огляделась по сторонам и замерла от изумления. В углу мастерской висел портрет Карла Маркса в отполированной раме. Лицо было внушительным. Огромный лоб, обрамленный вьющимися волосами. Умные, проницательные глаза. И взор чистый и спокойный.
Мария Петровна не поверила себе. Поспешно сняла очки и протерла стекла. И опять надела, заправив за уши металлические дужки. Нет, точно Карл Маркс!
— Ну и ну! Вы совершенно забыли о конспирации, об осторожности… Город наводнен полицией, шпиками. Обыски и аресты захлестнули рабочие кварталы, а вы в мастерской, в красном углу, повесили портрет Карла Маркса. Уму непостижимо! Нет, нет!.. Вы просто не думаете о реальности! Да в мастерскую околоточный заходит. Такое легкомыслие, что слов не нахожу…
— Ну как возможно забыть о конспирации?! — возмутился Канатчиков и с осуждением покачал головой. — Профессиональные революционеры и забыли о конспирации?! Позвольте, Мария Петровна, что вы говорите! — Он царственным жестом руки показал в угол, крикнув: — Эй, Воеводин!
Воеводин вскарабкался по доскам, сложенным у стены, и перевернул портрет. С портрета смотрел на Марию Петровну царь Николай Второй. На голове корона в драгоценных камнях. На плечах горностаевая мантия. В руках держава и скипетр. Лицо одутловатое, со стертыми чертами и водянистыми глазами.
— Царский портрет в красном углу, как у хорошего купца, а вы — «забыли о конспирации». И мундир, шитый золотом, и эполеты по пуду. Дюже обидно слышать такие слова. Нет, упрекнуть таким образом — «забыть о конспирации»… — выговаривал Канатчиков с обидой Марии Петровне. И лицо стало постным, как у святоши.
Воеводин поджал губы и тоже придал лицу скорбное выражение. С осуждением смотрел на Марию Петровну и Николай Соколов. И он поджал синие губы и неодобрительно покачивал головой. Ну, на Канатчикова смотреть без смеха невозможно — оскорбили в лучших чувствах, и глаза закатил к небу.
Леля, узнавшая на портрете царя, засмеялась. Узнала и Карла Маркса. Портрет Карла Маркса она нашла дома в книге, когда читала русские сказки. Папа тогда рассердился и что-то серьезно выговаривал маме. И Леля поняла, что портрет этот мама спрятала и чужим людям о нем знать не следовало.
— Ну и фрукты вы, братцы! Никакой злости на вас не хватит, как говорит моя Марфуша. Околоточный увидит — и до греха недалеко. Вот какие пироги — встретите околоточного Карлом Марксом, тот в полицию — и провалите мастерскую.
— И думать не думайте. Дело это на мне и Шарике. Как только пес залает, сразу смотрю, кто идет в мастерскую, и к портрету. Вот и получается взаимный интерес — и рабочему человеку приятно посмотреть на Карла Маркса, и околоточному удовольствие снять фуражку и осенить себя крестом перед портретом государя-императора, — сказал Воеводин и попросил: — Неужто в таком малом деле откажете?
— И все же еще раз — конспирация, конспирация и конспирация! — закончила Мария Петровна. — Кстати, доставьте мне полено и бочку. В последнее время закружили около дома шпики. Даже моя меньшая Катя и то меня зовет: «Иди скорее, мама, там у окна твой спик стоит…» Слово «шпик» она еще правильно выговаривать не научилась, а столкнуться пришлось. Нужно кое-какие меры предосторожности принять.
— Полено обычное или с секретом? — уточнил Канатчиков, поглаживая бороду, довольный, что гроза миновала.
— И полено с секретом, и бочка с секретом! — удивилась Мария Петровна недогадливости Канатчикова.
Она взяла Лелю за руку и пошла к калитке.
БОЧКА С СЕКРЕТОМ
Лелю очень поразили слова мамы о том, что бочку нужно привезти домой с секретом. Оказывается, полено, обыкновенное полено, которое пахло смолой и покрыто шероховатой кожицей, тоже бывает с секретом.
И решила при первой возможности расспросить маму об этих секретах. Значение слова «секрет» она знала — мама и папа ко дню рождения клали ей и Кате под подушку сверточки. Сверточки им раньше не показывали и называли секретом. Только секреты всегда приятные — то конфеты, то шоколадка с нарядной дамой на обертке, то смешной плюшевый медвежонок, который держал мешочек с орехами. Леля радовалась и понимала, что ее радость доставляет маме удовольствие. И еще секреты бывали на рождество. В доме появлялась пушистая елка. Накануне приносил ее дворник Степан и сваливал на кухне. И сразу квартира наполнялась запахом свежести и смолы, словно девочки с мамой долго-долго ходили по лесу. Потом елка перебиралась в столовую и устанавливалась на середине комнаты. Стол отодвигали в угол. Одна елка царствовала, широко разбросав ветви.
Это были счастливые дни. Они с Катей вынимали прошлогодние игрушки — и белочек, и снегурочек, и собачек, и звезды, и синие шары… И всё осторожно развешивали. Ветви кололись, Катя подносила палец ко рту и пыталась заплакать. Вешали и конфеты в цветных обертках, и маленькие красные яблочки, которые кухарка Марфуша называла райскими. Леля на них смотрела с интересом. Неужто из самого рая? Мама, с которой поделилась сомнениями, громко смеялась. И, к удивлению ее, сказала, что рая никакого нет. Просто люди яблочки так называют за красоту. И еще — их можно сохранить до самой зимы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мастерская пряток"
Книги похожие на "Мастерская пряток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вера Морозова - Мастерская пряток"
Отзывы читателей о книге "Мастерская пряток", комментарии и мнения людей о произведении.