Вера Морозова - Мастерская пряток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мастерская пряток"
Описание и краткое содержание "Мастерская пряток" читать бесплатно онлайн.
Книга о большевиках, перевозивших и распространивших газету «Искра» в России, о хитроумных способах, к которым им приходилось дли этого прибегать, о подстерегавших их опасностях.
Репродукций было семь. И это не удивило Марию Петровну. Конечно, невозможно не купить такие вещи. Тут и Гойя, и Леонардо да Винчи, и Мурильо, и Рембрандт, и Брюллов, которого Василий Семенович величал Великим Карлом…
Мария Петровна долго держала портрет матери Гойи, картины совершенно незнакомой, и удивлялась, сколько тревоги, обыкновенной материнской тревоги было в ее глазах.
И Эссен притихла и долго смотрела на цветную репродукцию. Осторожно взяла ее из рук Марии Петровны и опустила в таз с водой. От неожиданности Мария Петровна вскрикнула:
— Что ты делаешь!.. С ума сошла!
Эссен тихо засмеялась.
— Не горюй… Репродукцию получишь на память… Проследи-ка лучше за паспарту.
И только теперь Мария Петровна стала вглядываться в паспарту, на которые наклеивались репродукции. Все одинакового размера, напоминавшие размер газеты «Искра», и довольно плотные. Она покрутила картинки и ничего подозрительного не нашла.
Эссен продолжала священнодействовать — в таз положила и Гойю, и Рембрандта, и Брюллова… Прекрасная наездница в красном одеянии и огромном газовом шарфе медленно погружалась в теплую воду.
Потом она сняла со спинки стула полотенце и прикрыла таз, заметив не без грусти:
— Зрелище не для слабонервных… Подождем с часок…
— Нет, ты объясни толком, что все это значит… Почему красоту, от которой глаз невозможно оторвать, ты запихнула в таз с водой?! Я все просмотрела, только на зуб не попробовала, и ничего подозрительного… — Мария Петровна вопросительно подняла глаза.
— Скажу твое любимое: «поживем — увидим». Запри-ка меня на часок. Очень хочется соснуть… — Эссен сладко потянулась и стала зевать. — Усталость делает свое черное дело. Спать… Спать… Спать… — И, увидев, что Мария Петровна уходит, жалобно попросила: — Не больше часа, а то натворим дел — не расхлебаем.
Когда Мария Петровна вновь вошла в комнату, Эссен уже проснулась и стояла у стола. Рукава засучила и что-то осторожно переворачивала в тазу.
— Пришла… Вот и славно… Запри дверь, чтобы никто не ворвался. Будем репродукции, которые заставили тебя замирать от счастья, раздирать на части в буквальном смысле этого слова. Ну, не беспокойся. — Эссен радовалась возможности заинтриговать подругу. — Вот задала задачку с двумя неизвестными… Только ларчик-то просто открывается. В подполье изобрели чудо-клей. Им осторожно смазывают экземпляры газеты «Искра», потом накладывают один на другой… Смазали и наложили… Опять смазали и опять наложили… И так много раз. Паспарту из склеенных газет получается плотным и достаточно толстым. Тут важно чувство разумности не потерять и не жадничать. Примерно экземпляров двадцать… Не больше, чтобы невероятной толщиной не привлечь внимание таможенников. Сверху на паспарту приклеивают любые репродукции… В самой идее ничего странного нет. Русский интеллигент завсегда везет в Россию репродукции с картин великих художников. И это не вызывает вопросов на границе. Конечно, их не повезет купец… Но вещи купцов таможенники, как правило, и не обыскивают. У господ таможенников чутье на нелегальщину.
— Здорово, Маша… Здорово… И места мало занимает, и опасности нет. — Голубева восхищенно крутила головой. — Конечно, таможенники не будут при проверке хватать репродукции и совать их в тазы с водой. И ничего не увидят и не простучат. Время такое тяжелое: и шляпные коробки, и чемоданы с двойным дном, и многое другое — все провалилось…
— Да, провалы на границах страшные. Таможенники поднаторели в досмотре. — Эссен говорила с грустью и, вздохнув, закончила: — Обыски ужесточились. На помощь таможенникам приданы чиновники из Петербурга. Каким-то образом в Охранном отделении узнают о прибытии транспорта с нелегальщиной… Кто-то им поставляет информацию. Плохие дела…
— Не думай так, — попыталась утешить подругу Мария Петровна. — Дело не в информации, хотя и такого обстоятельства исключать нельзя, а в том, что раньше обыскивали выборочно — теперь каждого… У генералов и то вещи досматривают… Курьез?! Что ж?! Но примеры такие есть.
Мария Петровна не отрывала глаз от таза. Репродукции плавали сверху. Зато паспарту разбухли и лежали на дне. Бумага пожелтела, и газетный шрифт проступал отчетливо. Она посмотрела, как делает Эссен, и тоже принялась отделять газетные листы от паспарту. Листы, мокрые от воды, провисали от тяжести, и их осторожно клали на кровать.
Залепили они мокрыми газетами и кушетку, и стол, и стулья, и креслице красного бархата. А газеты все расползались по комнате, все гуще прикрывали вещи.
В Саратов пришел «малый транспорт» «Искры».
К утру газеты просохнут. «Искру» свернут в квадратики, сложат в пачки и старательно распределят по партийным организациям города. А пока газеты нужно сушить да следить, чтобы никто ненароком не попал в комнату, отведенную для гостей.
ПОЧЕМУ НА ЛЕЛЮ НАДЕЛИ СТАРОЕ ПАЛЬТО И СТОПТАННЫЕ БАШМАКИ
Однажды мама позвала Лелю побродить по городу. День был теплый. Солнце ярко светило. С Волги доносился легкий ветерок, и жаркое дыхание западного ветра разливалось по улицам.
Мама оделась в парусиновое пальто с большими карманами. Это пальто Леля не любила — мама становилась сразу старой и неприметной. Голову повязала черной кружевной косынкой, словно мама была кухаркой. Взяла в руки кошелку, с которой Марфуша в субботние дни ходила на толкун. Так в городе называли базар.
Леля видела, как потемнела лицом Марфуша, когда мама сказала, что с ней на прогулку отправится и Леля.
— Хоть девочку-то пожалейте! Не дай бог беда приключится, — сказала Марфуша загадочные слова, которые обычно произносил папа в подобных случаях.
Сегодня, как поняла Леля, случай был именно такой. Мама попросила и Лелю одеть попроще. Пойдут они далеко, на самую окраину города, и будет нехорошо, если девочка станет привлекать внимание. Леля к нарядам была безучастна и против маминых слов возражений не имела. Марфуша поджала губы, пообещала пожаловаться Василию Семеновичу.
На Лелю напялили старенькое пальтишко, из которого она давно выросла. Голову повязали ситцевым платком и дали туфельки, стоптанные на правый бок. Леля покосилась на пальто и ничего не сказала. Мама знает, что делает. Это было глубокое Лелино убеждение.
Мария Петровна выбросила из кошелки покупки Марфуши на стол и занялась странными делами. На дно положила свертки в ситцевых платках. Сверху пучки редиски, стараясь, чтобы свертки стали невидимыми. Подумала и прибавила пучок лука. С крупными перьями, темно-зеленый от спелости. Седые ниточки корней свешивались через плетеные ручки. И еще морковь. Красную. С резной зеленью и белыми черточками. Оглядела и осталась довольная.
Марфуша все с тем же недовольным лицом проводила их через черный ход. Каждый раз Леля удивлялась, как парадный ход отличался от черного. На парадном — на лестнице лежали ковры, а по стенам висели газовые рожки. Между рожками в медальонах были огромные яблоки и груши, нарисованные, как говорил папа, неплохим художником. Натюрморты — слово, которое очень смешило Катю. Сверху на яблоках и грушах возвышались какие-то заморские фрукты, которые любили рисовать в Саратове.
На парадной лестнице было скучно и неинтересно, и Леля любила черный ход. На узкой лестнице, плохо освещенной, дети обычно играли в разбойников. Из Кати делали купца, купец ехал по глухому лесу, деревьями служили веники и метлы, сложенные заботливой Марфушей. На купца Леля совершала набеги, спрятавшись за метлами. Она кричала разбойничьим голосом, а Катя плакала от страха настоящими слезами.
По черному ходу ходили мало. Только дворник Степан приносил охапками дрова и зимой и летом. Зимой побольше, а летом лишь для плиты на кухню, на которой царствовала Марфуша. Черный ход имел несколько выбитых ступенек, на них можно легко упасть и поломать ноги. Леле, как и Кате, настрого запрещалось прыгать и скакать по лестнице. Черный ход выходил во двор с чахлыми липами и тополями, обсыпанными пухом. Пух залетал в квартиру и очень сердил Марфушу.
Во дворе торчали две скамьи, покосившиеся от времени. На скамьях по вечерам сидели кухарки и няньки соседних домов. Бывал тут и дворник Степан. Он играл на балалайке и громко пел песни, под которые Леле хотелось танцевать.
Господам, как называл дворник жильцов дома, пользоваться черным ходом было неприлично. Леля спрашивала Марфушу, почему, та делала страшные глаза и качала головой, возмущенная ее непонятливостью.
К радости Лели, сегодня они с мамой спустились по черному ходу. Леля перескочила через разбитые ступеньки и попросила маму не упасть. Мама улыбнулась и поблагодарила дочку. Со дворика, против обыкновения, пошли не вверх на Дворянскую улицу, застроенную большими и нарядными домами, а спустились вниз. Там были узкие улочки с кривыми переулками и проулочками. Дома деревянные, скособочившиеся и почерневшие от времени. Окошечки маленькие, с кривыми ставенками, которые закрывались на ночь от лихих людей на железные болты. Что брать лихим людям в этих домах, напоминавших игрушечные, непонятно, но тем не менее о лихих людях часто говорила Марфуша. Вдоль домиков глухие заборы, за которыми виднелись шапки сирени да желтой акации. В воротах калитки с железным кольцом. Этим кольцом и стучали по доскам вместо колокольчика. И сразу раздавался лай собак. Заливистый или басовитый. Грозный или визгливый. Отрывистый или долгий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мастерская пряток"
Книги похожие на "Мастерская пряток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вера Морозова - Мастерская пряток"
Отзывы читателей о книге "Мастерская пряток", комментарии и мнения людей о произведении.