» » » Михаил Маслов - Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?


Авторские права

Михаил Маслов - Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Маслов - Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Вече, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Маслов - Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?
Рейтинг:
Название:
Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?
Издательство:
Вече
Год:
2006
ISBN:
5-9533-1255-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?"

Описание и краткое содержание "Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?" читать бесплатно онлайн.



Проблема Пёрл-Харбора — одна из самых сложных в исторической науке. Многое было сказано об этой трагедии, огромная палитра мнений окружает события шестидесятипятилетней давности. На подходах и концепциях сказывалась и логика внутриполитической борьбы в США, и противостояние холодной войны.

Но российской публике, как любителям истории, так и большинству профессионалов, те далекие уже от нас дни и события известны больше понаслышке. Расстояние и время, отделяющие нас от затерянного на просторах Тихого океана острова Оаху, дают отечественным историкам уникальный шанс непредвзято взглянуть на проблему. Именно поэтому большая часть книги военных историков М.С. Маслова и С.Л. Зубкова посвящена не столько утренним событиям 7 декабря 1941 года, сколько сложному переплетению политических, военных и дипломатических реалий, сделавшему неизбежным японское нападение.






Но то был еще не финал. В 1940 г., по крайней мере на бумаге, корабельный состав флота увеличился практически вдвое. Последним кирпичом в инициативах законодателей стал акт Винсона—Волша от 19 июля. Очередной закон, получивший название «Акт о флоте двух океанов», увеличивал силы флота примерно на 70% — это только в боевых кораблях. Санкционировалась замена устаревших судов и строительство 100 000 тонн вспомогательных кораблей. 50 млн. долларов выделялось на создание эскортных и патрульных кораблей. Государственным и частным верфям и судостроительным предприятиям выделялось 150 000 000 для проведения модернизаций, реконструкций и увеличения производственных мощностей. На производство артиллерии и систем управления огнем, а также других сопутствующих систем было отпущено 65 млн. и 35 млн. на расширение производства военных материалов для ВМС. Таким образом, смета закона, в той его части, которая никак не связана с непосредственным строительством военных кораблей, составила 300 млн[588]. Большинство флотов мира могло только мечтать о подобном «золотом дожде». Но то была плата, плата за невнимание к флоту и национальной обороне на протяжении двух десятилетий, и теперь исправление ошибок вставало в копеечку.

Война в Европе и неослабевающая напряженность в американо-японских отношениях не давали законодателям повода для пересмотра политики усиления флота. В 1941 г. обе палаты Конгресса проголосовали за выделение 300 млн. на нужды модернизации кораблей и на увеличение корабельного состава еще на 150 000 тонн. Кроме того, предписывалось построить вспомогательные корабли общим тоннажем в 550 000 тонн и 400 малых судов для нужд местной обороны. Столь масштабные изменения в корабельном составе требовали и увеличения личного состава флота. Через Конгресс прошли соответствующие законы. Теперь в ВМС должны были служить 232 000 человек (до того 131 485), количество матросов и офицеров в случае мобилизации должно было составить 300 000 вместо 191 000. Офицерский корпус ВМС возрастал с 7 562 человек до 12 760, морская пехота увеличивалась до 60 000 солдат и офицеров. Кроме того, были приняты три закона, санкционировавших дополнительные общественные работы на стратегических объектах флота, таких, как верфи и доки на Западном побережье США, в зоне Панамского канала, в карибской зоне и на Аляске, а также на военно-морских станциях на Тринидаде, Ньюфаундленде и Бермудах и в ряде других мест.

И все же усилия последних двух предвоенных для США лет не смогли полностью компенсировать разрыв между желаемыми возможностями флота и его реальной боеспособностью. Тем не менее они не пропали даром, многие корабли, особенно легкие, строительство которых началось в соответствии с законами 1939 г., успели вступить в строй до войны или вошли в состав флота в начале 1942 г. Именно этими законами был заложен стремительный рост авианосного флота США, создание мощной системы конвоев, которые в конечном счете и обеспечили Соединенным Штатам победу на морских театрах Второй мировой войны.

Корабельный состав[589]

Как правило, любая книга, посвященная войне на море, изобилует массой технических подробностей, характеристик как кораблей, так и вооружения. И это вполне понятно, основным действующим лицом морской войны является корабль. Нередко авторы, да и участники событий относятся к боевому кораблю как к живому, мыслящему, самостоятельному существу. Наверное, и это объяснимо, действия судна не зависят от одного конкретного человека. Капитан отвечает за многое, но не менее важны действия артиллеристов и наводчиков, акустиков и механиков — сотен, а иногда и тысяч людей, которых называют экипажем. Именно они являются нервной системой корабля, его мозгом, который приводит в движение орудия и механизмы, тысячи тонн стали. Именно поэтому действия судна производят впечатление движений живого существа.

Корабли, эти живые существа, отличны друг от друга и не только экипажем. Конкретные технические особенности конструкции, мореходность и вооруженность корабля являются определяющими факторами морского сражения. Нет, мы не говорим об эпохе капитана Блада, когда блестящий тактический маневр мог свести преимущества противника на нет, но об эре пара и стали, которая, конечно, не отменила тактику, но выдвинула значительно более жесткие технические условия к участникам схватки.

Наша книга посвящена далеко не Второй мировой войне на море, а ее отдельному эпизоду. Пёрл-Харбор стал явлением эпохальным, перевернувшим стратегические воззрения во всем мире, но не анализ боевых действий 7 декабря 1941 г. является нашей задачей. По большому счету мы ставим лишь один вопрос: почему нападение на Оаху стало возможным? И тем не менее мы не можем пройти мимо корабельного состава ВМС США. Понимание того, с чем американские флотоводцы и политики подошли к войне, что они собирались использовать в качестве «большой дубины», помогает объективно оценить сложившуюся картину.

Пожалуй, самым неразвитым классом кораблей в американском флоте были авианосцы. Отсутствие четкой доктрины их использования, изоляционизм и летаргия, в которой находился флот, в полной мере отразился на этом классе кораблей. Кораблей, которым предстояло решить исход сражений на просторах двух океанов.

История американского авианосного флота началась в 1919 г. В течение всей Первой мировой войны в военно-морском министерстве размышляли над целесообразностью строительства подобных кораблей. Флотоводцы в Вашингтоне просто не представляли, что с ними делать и как использовать. Первопроходцем и энтузиастом авиации морского базирования в США стал офицер ВМС К. Уайтинг. Он смог заразить своими идеями талантливого летчика Д. Шевалье, и уже на закате мировой войны им удалось провести ряд экспериментов по усовершенствованию авианосцев. Неустанная агитация этих двух пионеров и появление авианесущих кораблей в других флотах наконец сломили скепсис в министерстве, и верфи получили заказ на строительство первенца американского авианосного флота — «Лэнгли».

Но «Лэнгли» не был авианосцем специальной постройки, его первое имя «Юпитер», а назначение — угольный транспорт. В июле 1919 г. появился проект его переоборудования. Корабль был невелик и тихоходен, но имел обширные трюмы, которые легко было переоборудовать в ангары и хранилища топлива. Кроме того, турбоэлектрическая силовая установка позволяла ему давать полный ход как вперед, так и назад. Смена ориентации «нос—корма» в ту пору считалась крайне полезной для авианосцев, поскольку считалось, что в случае повреждений корабль сможет отправлять и принимать самолеты с кормы, разворачиваясь, соответственно, против или по ветру.

Модернизация угольщика в авианосец началась в марте 1920 г. на верфи в Норфолке, корабль получил гладкую палубу без надстроек и в 1922 г. вновь вошел в списки флота уже как авианосец с бортовым номером CV-1 и именем «Лэнгли»[590]. Командовать этим чудом поручили его «крестному отцу» Уайтингу. Совместно с Шевалье, совершившим первую посадку на палубу, капитан авианосца разработал соответствующую инструкцию для пилотов. Так у Соединенных Штатов появилась авиация морского базирования.

Однако этот корабль постигла судьба большинства его экспериментальных собратьев в других флотах мира. Корабль по большей части использовался как площадка для решения различных проблем, с которыми ранее не сталкивались судостроители. Доходило до курьезов — «Лэнгли» был оборудован обширной голубятней для почтовых птиц. Таким «дедушкиным» способом пилоты, находившиеся в воздухе, общались с кораблем. До 1931 г. авианосец нес службу на Тихом океане, а затем был переведен в Атлантику. К 1937 г. он устарел окончательно, и его переоборудовали в гидроавианосец.

Несмотря на то что «Лэнгли» оставался авианосцем до 1937 г., его никчемность проявилась сразу после вступления в строй. Слишком малая скорость ставила крест на его использовании в составе эскадры, а перспектива нанесения бомбовых и в особенности торпедных ударов по противнику до начала артиллерийской дуэли была крайне заманчива для американских адмиралов. Именно поэтому в 1925 г. военно-морское министерство отказалось от проекта переоборудования в авианосец близнеца «Юпитера» угольщика «Нептун».

В определенной мере американской авиации корабельного базирования услугу оказала Вашингтонская конференция. Заложенные в 1920 г. пять линейных крейсеров попадали под ограничения, и лишь случайность спасла два из них — «Легсингтон» и «Саратогу», но уже в качестве авианосцев. О перипетиях конференции мы говорили выше, поэтому нет нужды вновь останавливаться на них. На этих кораблях впервые была воплощена концепция эскадренного авианосца — корабля, который своими самолетами должен поддерживать действия линейных сил. Оба корабля вступили в строй в 1927 г.[591].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?"

Книги похожие на "Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Маслов

Михаил Маслов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Маслов - Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?"

Отзывы читателей о книге "Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.