» » » » Александр Широкорад - Спор о Русском море


Авторские права

Александр Широкорад - Спор о Русском море

Здесь можно купить и скачать "Александр Широкорад - Спор о Русском море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство АСТ, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Спор о Русском море
Рейтинг:
Название:
Спор о Русском море
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-06441
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Спор о Русском море"

Описание и краткое содержание "Спор о Русском море" читать бесплатно онлайн.



Черное море…

Почему арабы в IX веке называли это море Русским? Какое значение оно имело для Древней Руси?

Почему захват Турцией берегов Черного моря представлял угрозу для существования России и православия в целом?

Что происходит в Северном Причерноморье в наши дни и каковы перспективы развития региона? Об этом и о многом другом рассказано в книге «Спор о Русском море».






В Каффе чеканилась серебряная монета. На одной ее стороне изображался символ Генуи и надпись на латинском языке, а на другой стороне стояли имя правящего хана и его тамга.

Важную роль играла генуэзская колония в Тане (Азове), управляемая консулом, назначенным республикой. В 1306 г. венецианские купцы из Таны вместе с послами хана Тохты прибыли ко двору китайского императора.

Подобно византийским императорам, татарские ханы лавировали между генуэзцами и венецианцами. Так, в 1332 г. татары сами передали венецианцам во владение ключевой порт Воспоро (бывший Пантикапей, современная Керчь).

9 октября 1332 г. венецианский посол Андрей Дзено с помощью консула Таны Никколо Джустиниана получил наконец ярлык, по которому венецианцы обрели право вести торговлю во всех городах Орды. За венецианцами был закреплен участок земли в Тане, на берегу, с условием, что они там построят дома и пристань для судов.

Из Таны в Китай венецианцы отправлялись в 1336 и 1339 гг. В 1338 г. венецианцы отправились в Индию по маршруту Тана — Астрахань — Ургенч — Газна, однако путешествие это закончилось неудачей. От Таны до Астрахани венецианцы добирались по суше на волах за 25 дней, а на лошадях за 10–12 дней. Но водным путем можно было добраться быстрее. Поэтому часть товаров перевозили в ладьях, которые шли вначале вверх по Дону, затем через Переволочну попадали в Волгу и спускались до Астрахани.

Через Тану лежал путь из Москвы, Булгара и Сарая в Константинополь. Так, из Москвы в Константинополь через Тану было два пути: вниз по Дону до Таны и вниз по Волге до Сарая, затем волоком суда перетаскивались в Дон, откуда шли по Дону в Тану. На обратном пути из Константинополя шли следующим маршрутом: из Синопа в Судак, а оттуда, минуя Каффу, в Тану, где товары перегружались на речные суда. По Дону суда поднимались до селения Дубок, откуда шла дорога на Рязань и Москву.

Порт Тана входил в целую систему приазовских портов, снабжавших итальянцев продовольствием и другими товарами. У современного Таганрога находился порт Порто-Пизано, там корабли с большой осадкой останавливались в пяти милях от берега. В устье Миуса находился порт Росси. К югу от нынешнего Мариуполя, у Белосарайской косы, имелась корабельная стоянка Паластра (Палестра — по-тюркски Баласыра). К югу от Таны находились порты Бальчимахи (современный Ейск) и Фаро (современный Ахтарск). Здесь корабли останавливались в трех милях от берега. В порту Иль-Пеше (современный Темрюк) корабли грузились в пяти милях от берега. Последним портом на выходе из Черного моря был Воспоро (Керчь).

Корабли отправлялись из Венеции в Тану и Трапезунд два раза в год: в июле — августе, иногда в феврале — марте — и возвращались в Венецию в марте и сентябре, изредка в начале января. Путь от Венеции до Таны занимал три месяца, а туда и обратно — полгода. Зимовка в черноморских портах запрещалась. Суда шли караваном, торговые суда прикрывали военные галеры.

К концу XIV века на итальянских судах в Черном море появились пушки. Так, на генуэзских торговых судах типа кокка водоизмещением 300–500 тонн в 1399–1400 гг. было положено иметь по три бомбарды (тип пушек), три баллисты и 35 арбалетов. Это вооружение не было излишним, поскольку происходили нападения на купцов венецианских и генуэзских кораблей.

В первой четверти XIV века настоящую пиратскую войну против итальянских торговых судов вел эмир Синопа Гази Челеби. Дважды, в 1313 и 1314 гг., он нападал на Каффу и грабил генуэзские корабли. В 1323 или 1324 г. он предательски захватил несколько генуэзских галер и вырезал их экипажи — всего около полутора тысяч человек.

К 1340 г. синопская корсарская эскадра насчитывала 12 галер и других военных судов. В это время из Генуи в Каффу прибыли 7 больших торговых галер под началом капитана Симоне ди Кварто. Их экипажи были усилены ополченцами из местных жителей. Для проведения карательной экспедиции правители Каффы выделили, помимо этого, еще 13 генуэзских и венецианских судов.

И вот флотилия Симоне ди Кварто вышла в открытое море. В хронике того времени говорится: «Встретив самого Ял аба, начальника Синопского, и не слушая его льстивых обещаний, он истребил весь флот его, а десять судов привел в Каффу, где честно раздал принадлежащее венецианцам и своим, чем приобрел великие похвалы себе и Каффе».

Морское соперничество между итальянцами и турками продолжалось и в последующие годы. Так, в 1346 г. генуэзский флот совершил неожиданный набег на Синоп и опустошил прибрежные районы эмирата.

6 августа 1350 г. войну Генуе объявил венецианский сенат. 35 галер под началом Марко Рудзини двинулись в Эгейское, Мраморное и Черное моря. Блокировав подходы к Босфору, венецианские корабли захватывали генуэзские триеры, шедшие из Азовского моря, Каффы Херсонеса. В начале 1352 г. венецианские корсары атаковали и сожгли генуэзские суда, стоявшие на рейде Трапезунда.

13 февраля 1352 г. в Босфоре произошло кровопролитное морское сражение между генуэзской и византийско-венецианской эскадрами, в котором победили генуэзцы. Никифор Григора писал: «Эти генуэзцы. хотели господствовать над всем морем, и прежде всего они захватили Эвксинский Понт по причине идущей оттуда наживы, но не только византийцам повелели они. отказаться от плавания к Меотиде {Азовскому морю} и Танаису {Дону}, а также к Херсону и к прибрежным областям скифов по ту сторону Истра {Днестра}. ной сдерживали там торговлю венецианцев, заботясь о том, чтобы, закрыв пролив Понта {Босфор} многочисленными триерами, установить в святилище Сараписа тираническую и насильственную пошлину, если бы кто-нибудь захотел войти в Эвксинский Понт или выйти из него».

В 1361 г. воссозданный корсарский флот Синопа снова напал на Каффу, причинив генуэзским купцам значительный материальный ущерб. Чтобы отомстить туркам, генуэзцы снарядили в Каффе и Пере боевые галеры и, настигнув синопскую эскадру, разгромили ее.

В 1374 г. любопытную пиратскую экспедицию предпринял генуэзец Люкино Тариго, проживавший в Каффе. Собрав отряд авантюристов, он с одной вооруженной галерой прошел Керченским проливом в Азовское море, затем поднялся по Дону до волока, соединявшего Дон с Волгой, и стал спускаться по ней к Каспийскому морю, грабя все встречные торговые суда. Обратно отряд Тариго пробирался в основном по суше. Часть богатой добычи у итальянцев отбили грабители, но кое-что Тариго все же довез до Каффы. Описание этой удивительной экспедиции содержится в «Дневнике Антония», хранящейся в Публичной библиотеке Генуи.

Из генуэзских документов середины XV века известно, что в 1437 г. в трапезундском порту Ло-Вати был ограблен большой торговой корабль с рабами и ценным грузом, принадлежавшим Филиппе ди Мелоде. Патроном корабля был купец из Каффы Мервальдо Спинола. В одной из петиций говорилось: «Джероламо ди Негро, посланный трапезундским императором с вооруженными галеей и наветой {купеческие суда. — А.Ш.}, неожиданно и по-пиратски напал на корабль и захватил Мервальдо Спинола со всеми товарами. Товары были разгружены, а Мервальдо Спинола брошен в карцер, корабль же его находился во власти императора или его доверенных лиц. Затем, натолкнувшись на скалу, он разбился и затонул. Узнав об этом насилии, Филиппе ди Мелоде обратился к консулу Каффы и добился от него, чтобы императору были написаны письма с требованием восстановления правосудия. Филиппе отправился в Трапезунд и представил императору эти письма, однако тот их не прочитал.»

Чтобы возместить убытки от потери корабля и груза, его владельцы подали дожу и Совету старейшин Генуи петицию, в которой просили предоставить им корсарский патент для действий «против императора и его подданных на море и суше».

В 1444 г. через проливы в Черное море вошли корсарские корабли герцога Бургундского. Капитанами кораблей были Валеран Ваврэн и Джакомо Билья, общее же руководство экспедицией осуществлял рыцарь Жоффруа де Туаси. В 1445 г. бургундцы совершили пиратский налет на Вати (нынешний Батум), но потерпели поражение, а Жоффруа де Туаси стал пленником князя Гурии и был отпущен на свободу лишь по настоянию трапезундского императора Иоанна IV. Большой урон бургундской флотилии нанесли и генуэзцы Каффы. В 1450 г. Ваврэн и Билья требовали от дожа и Совета старейшин Генуи «компенсировать ущерб, нанесенный им в Каффе во время экспедиции их флота в Черное море».

Автор немного увлекся соперничеством венецианцев и генуэзцев на Черном море. Но надо было дать читателю хотя бы примерно представить, что творилось на Черном море с 1204 по 1453 г.

А у ромеев вместо крестоносцев появляется новый страшный враг — турки. Слово «Турция» в европейских источниках впервые было употреблено в 1190 г. автором одной хроники крестоносцев в применении к землям, захваченным тюркскими племенами в Малой Азии.

Появление отдельных тюркских кочевых племен в малоазиатских провинциях Византийской империи отмечалось еще в IV веке, но в значительных размерах тюркская колонизация началась в XI веке с появлением в Передней Азии огузо-туркменских племен во главе с представителями из рода Сельджуков. За короткий срок по соседству с Византией возникло огромное государство «Великих Сельджукидов», простиравшееся на Иран, Ирак, Азербайджан и восточную часть Армении. С середины XI века началось широкое наступление огузов и туркмен на Малую Азию. Ослабленная внутренними распрями, Византия не смогла оказать существенного сопротивления нашествию кочевников, общая численность которых, по подсчетам историков, колебалась от 500 тысяч до 1 миллиона человек.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Спор о Русском море"

Книги похожие на "Спор о Русском море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Спор о Русском море"

Отзывы читателей о книге "Спор о Русском море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.