Леонид Нечаев - Портрет

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Портрет"
Описание и краткое содержание "Портрет" читать бесплатно онлайн.
Повесть о юности, первой любви, о формировании творческой личности, о серьезном, взыскательном отношении к себе и миру. В центре повествования — судьба деревенского подростка, юного художника. Действие происходит в 80-х годах XX века в сельской местности Нечерноземья.
Женя нахмурился и произнес, не глядя на Тальку:
— Неправда. Ты — красивая…
Талька досадливо тряхнула головой:
— Не то все это, не то!.. Тетка — и та понимает. Знаешь, как она поет? «Красота-то красная скоро притуманится…» Скоро, понимаешь? Такая красота — один обман. Она затуманится — и все от меня отвернутся…
Женя хотел было улыбнуться, свести все к шутке, но Талька, сжав кулаки, сказала:
— Ненавижу всех, потому что всем дорог во мне обман. И себя ненавижу…
Некоторое время они шли молча.
— Между прочим, что ты сделал с моей запиской, которую я послала тебе на уроке литературы?
Талька спрашивала придирчиво — глаза колючие стали.
— Выбросил, — ответил Женя и покраснел.
— Врешь. Врешь ведь? — допытывалась Талька.
— Вру, — опустил голову Женя.
— Ну вот… — вздохнула Талька, и Женя не мог понять, что означает ее вздох.
Пора было сворачивать с дороги к речке. Они ступили в сочную темно-зеленую траву; из-под ног запрыгали лягушки. Сейчас покажется красивая речная изгибина.
— Зачем хранить мои записки? — спрашивала Талька не Женю даже, а самую себя. — Сумасшедшие все…
Слово «все» кольнуло Женю. Впрочем, Талька смотрит на него почти ласково…
В кустах краснотала блеснула Вирня. Здесь она делала колено: плавная лука раздвигала берега, расширяя речку метров до ста. На противоположном, высоком, но тоже плоском берегу стрекотал комбайн, выстригая выбеленное солнцем овсяное поле. Стрекот его то нарастал, то затихал, удаляясь в другой конец поля.
Талька на ходу сбрасывала туфли, снимала рубашку… Одежда ее так и осталась лежать разбросанной на лужайке, а сама она побежала к речке и уже обжигала ноги в нестерпимо холодной воде.
Женя остановился у куста, стал не спеша раздеваться. Талька ойкала, взвизгивала и звала его.
— Почему речка Вирней называется?
— От слова «вир» — ямина, где водокрут…
— Страшно как…
Талька хочет броситься в воду, но одна боится и тащит за руку Женю.
Она разрешает Жене смотреть на нее. Женя старается смотреть только на ее лицо, но поневоле видит ее всю. Она тонкая, как камышинка, и загорелая. Загар морской, шоколадный, не чета бледному Жениному.
— Ну вот, теперь ты привык ко мне, и нечего стесняться, потому что стесняться неприлично. Быть скромным — хорошо, застенчивым — плохо…
Она снова пробует ногой воду, отскакивает, зябко жмется.
— Речка у нас сердитая, — смеется Женя. Талька тоже счастливо смеется:
— Ни за что не полезу я в вашу речку!.. Давай лучше на солнышке греться.
Женя ложится на спину в траву. Сверху, из синего неба, смотрит на него Талька. Она трогает пяткой его бицепсы и говорит с уважением:
— Гойко Митич! Чемпион по культуризму… Выдержишь?
Она взошла к нему на грудь и, слегка переступая с ноги на ногу, тихо запела:
— Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз…
Стрекот комбайна отдалялся, превращался в монотонное мурлыканье; неслышно текла Вирня; в вышине стремительно пролетали птицы, замедляя лет над легкой девчонкой с бледно-золотистыми волосами, прислушиваясь к ее ласковому голосу.
— Что ты так смотришь на меня? — говорила она, чуть улыбаясь, сознавая всю свою безграничную нежную власть над ним. Она словно знала ответ, как мать заранее знает ответ малого ребенка, и все же хотела услышать его; она ждала…
— Я… — произнес шепотом Женя. — Я…
Голова его туманится, он не может говорить. Талька сходит на землю, опускается рядом на колени.
Тыльной стороной руки она медленно отводит свои локоны за спину.
— Я… — шепчет Женя, часто дыша, чувствуя себя словно в бреду. — Я напишу твой портрет…
Талькина рука, отводящая волосы, останавливается.
— Зачем?
— Не знаю…
Горячий туман схлынул, и Женя с ужасом подумал, что в это мгновение или мгновением раньше что-то было потеряно, потеряно навсегда.
Талькины глаза потемнели. Пряди волос снова соскользнули с плеч и повисли вдоль лица. Она закрыла лицо руками. Казалось, она готова была разрыдаться.
Женя привстал, тронул ее запястья:
— Я…
В кустах послышался треск сучьев. Талька резко повернулась на треск, упала в траву, увлекая за собой Женю. В кустах раздавались тяжелые шаги. Так мог ступать только Хлебников. И точно — это был он, широкоплечий бородач, в брезентовой куртке-штормовке, с ящиком под мышкой.
Хлебников огляделся, выбирая себе место.
— Это художник Хлебников, я тебе о нем рассказывал.
— Молчи, ради бога, молчи! — шептала Талька, прячась за Женю и настороженно наблюдая за Хлебниковым. — Я не хочу, чтоб он видел нас! Я знаю, он сейчас уйдет, и мы снова останемся одни…
Хлебников укрепил штатив, раскрыл этюдник, сел на перевернутый ящик. Он уже заметил Тальку с Женей и бросал в их сторону быстрые взгляды.
— Он увидел нас, — сказал Женя, приподнимаясь.
Галька тоже привстала. — Пойдем к нему, я вас познакомлю.
— Глупенький! Зачем? — жалась Талька к Жене, все еще прячась за него. — Давай убежим отсюда… Переплывем речку и спрячемся там в копне… Давай, а?
Она смотрела Жене в глаза умоляющим взглядом. Всего лишь мгновение колебался Женя; но она уже изменилась в лице: скривилась, как от внезапной боли, резко отвернулась, хлестнув Женю по лицу волосами, вскочила и бросилась в воду.
Неслышными шагами подошел к Жене Хлебников.
— Сумасбродка, — сказал он. Женя вздрогнул от неожиданно прозвучавшего голоса. — Куда она? От такой воды, пожалуй, судорогой сведет.
Женя пожал плечами.
Талька плавала неплохо. Она была уже на середине. Там она словно застряла. Течение на середине очень быстрое, с ним справиться нелегко, и сейчас она повернет назад.
Действительно, сумасбродка.
Женя хотел ответить Хлебникову, взглянул на него и увидел, как у Хлебникова вдруг побелело лицо. Показывая рукой на речку, Хлебников вдохнул, будто всхлипнул.
Женя вскочил. Талька барахталась на середине. Вдруг она исчезла.
Женя с короткого разгона нырнул, выплыл, быстро достиг середины, снова нырнул.
Колыхались Талькины волосы, вытянутые течением в одну сторону, как причудливые водоросли. Жене стало страшно; он схватил Тальку за волосы, зажмурился и изо всех сил заработал ногами и свободной рукой.
Хлебников, в одежде, стоял по пояс в воде. Он принял Гальку на руки, вынес ее на берег.
Женю колотило. Он стоял и смотрел, как Хлебников кладет ее к себе на колено, как потом выпрастывает ей грудь, делает искусственное дыхание, и не мог не только помочь ему — не мог пошевелиться. Что-то мучительно давило голову; он ощущал какое-то вялое желание отвернуться, но так же вяло подумал, что сейчас это не нужно.
Не будь здесь Хлебникова, он, наверное, нашел бы в себе силы и освободить ее легкие от воды, и вернуть ей дыхание, и натянуть на нее свой просторный шерстяной свитер. Но здесь Хлебников, и делает все это он; а Женя все стоит в оцепенении, прерываемом только короткими приступами дрожи.
Хлебников кутает ее еще и в свою сухую куртку. Вот он понес ее в поселок.
Женя собрал одежду, подобрал ее туфли и пошел следом.
С поля уже бегут люди, а впереди всех Марья Баринова. У нее на бегу заголяются полные белые колени, платок она держит в руке.
Женя не может смотреть на нее. Он не выдерживает: что-то вырывается из сердца, дергается в груди, горячо ударяет в горло, в глаза…
Тальку отвезли на КамАЗе в районную больницу. Марья Баринова вернулась поздно вечером. У крыльца ее ждали Талькины одноклассники. Марья объявила, что Тальку посещать пока нельзя. Никому нельзя. Да и Талька никого не хочет видеть.
Женя, расталкивая всех, потихоньку пробрался к Марье, но она сама отыскала его взглядом, еще раз сказала: «Никого…» — промокнула платочком глаза и вошла в дом.
Прошла неделя. Марья Баринова была с Женей особенно ласкова, но ласка ее — Женя всякий раз чувствовал — была виноватая, и это было самое страшное. Вот и нынче, после возвращения Марьи из больницы, в словах и взгляде ее — все та же виноватость, означавшая, что Талька по-прежнему не желает видеть никого. Женя приплелся домой.
Отец сидел на низкой скамеечке перед табуретом, чинил Женин сапог. Радостно взглянул он на сына, а сын остановился в двери, оперся плечом о косяк, словно входить ему не хотелось, словно дом ему был не мил.
Отец говорит, что нынче лошади фыркали — к дождю, да и дым вон без ветра к земле бьет — к ненастью; стало быть, скоро пойдут бесконечные дожди, дорога станет непролазной, и тогда без сапог ни на шаг. «Вот, подпяточек прибил, почти готово. С пятницы до субботы носи без заботы», — беспечно пошучивает отец.
Мать весело крутилась у плиты. Ивана будто подменили — горькой в рот не берет, все по хозяйству старается, то пол в погребе цементом заливает, то кадку под квашеную капусту заданивает, то вон всю обувь перечинил. Золотые руки!.. Не нарадуется мать, а в радость — по глазам видно — все равно тревога въелась; и пусть он в самом деле никогда больше не напьется, тревога эта навсегда останется в ней, до последнего дня ее жизни. Другие женщины клянут пьющих мужей за то, что они их жизнь загубили; а мать, Женя это знает, не ради себя — ради мужней жизни сердце себе тревогой изводит, все ей хочется, чтоб он путевый стал, чтоб душой успокоился, какой-никакой интерес и смысл в жизни нашел. Она уже и на телевизор деньжат почти что набрала — пускай-де смотрит, вечера занимает…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Портрет"
Книги похожие на "Портрет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Нечаев - Портрет"
Отзывы читателей о книге "Портрет", комментарии и мнения людей о произведении.