» » » Александр Чернышев - Русский флот в войнах с наполеоновской Францией


Авторские права

Александр Чернышев - Русский флот в войнах с наполеоновской Францией

Здесь можно купить и скачать "Александр Чернышев - Русский флот в войнах с наполеоновской Францией" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Вече, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Чернышев - Русский флот в войнах с наполеоновской Францией
Рейтинг:
Название:
Русский флот в войнах с наполеоновской Францией
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-9533-6430-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский флот в войнах с наполеоновской Францией"

Описание и краткое содержание "Русский флот в войнах с наполеоновской Францией" читать бесплатно онлайн.



Конец XVIII — начало XIX века — это череда почти непрерывных войн, последовавших за революцией во Франции. В них были втянуты все европейские государства. Вчерашние союзники в одночасье становились противниками, а недавние враги объединялись. Россия в эти годы воевала с Францией и ее союзниками — Голландией и Турцией. Конечно, основные сражения происходили на суше, однако флоты воюющих стран принимали самое активное участие и внесли значительный вклад в ход военных действий. Наиболее крупные морские сражения происходили между Англией, Францией и Испанией. Но и русский флот сыграл значительную роль в войнах с Францией и ее союзниками в составе коалиций и в обороне своих берегов.

О наиболее значительных морских битвах российского флота конца XVIII — начала XIX века, о героизме русских моряков рассказывает эта книга.






Все это время остальные русские суда стояли у острова Мэн. 28 июля к флоту пришел корабль «София Магдалина». 8 августа в Кронштадт были отправлены корабли «Победоносец» из-за ветхости, «Александр Невский» из-за течи, «Мстислав» из-за поврежденной грот-мачты, фрегат «Мстиславец», катера «Гагара» и «Нева».

Все суда эскадры В.Л. Чичагова 13 августа снялись с якоря и направились в Россию, соединившись на следующий день с эскадрой А.И. Круза. 20 августа флот прибыл на Ревельскии рейд, а 6 сентября кронштадтская эскадра ушла к Котлину. Двухмесячная блокада протекала монотонно, встреч с неприятелем не было. Такое участие русского флота в блокадных действиях скорее было «показом флага».

Уже в конце навигации, в ноябре катер «Меркурий» и транспорт «Анна-Маргарита» доставили из Ревеля в Стокгольм русского посланника в Швеции графа Н.П. Румянцева.

1794 год ознаменовался новыми крупными победами французской республиканской армии. В борьбе с коалицией принял участие и французский флот.

Первое крупное морское сражение произошло в 1794 г. 16 мая французская Брестская эскадра (25 линейных кораблей) под командованием вице-адмирала Вилларе де Жуайёза вышла в Атлантический океан, чтобы встретить и прикрыть от возможного нападения англичан конвой с зерном, который направлялся из Северной Америки в Брест. Пять французских линейных кораблей под командованием контр-адмирала Нилли уже находились в крейсерстве в океане для защиты конвоя. Английская эскадра (26 линейных кораблей) под командованием адмирала Р. Хоу в это время крейсировала в Бискайском заливе с целью перехвата французского конвоя. Узнав о выходе французской эскадры из Бреста, Хоу начал ее поиски, чтобы принудить французов к бою, разбить их и захватить транспорты с грузом.

1 июня в 430 милях от острова Уэссан между английской и французской эскадрами произошло сражение. В ходе его французы потеряли семь кораблей (шесть было захвачено англичанами, один потоплен), семь французских кораблей были повреждены. У англичан 11 кораблей получили значительные повреждения, однако англичане не достигли своей цели суда с зерном без потерь прошли в Брест.

Разгром французской эскадры объясняется состоянием полного упадка личного состава после революции. Контр-адмирал Вилларе де Жуайёз постоянно отмечал неопытность капитанов своей эскадры. Офицеры-дворяне или эмигрировали, или сложили головы на гильотине. Вилларе за три года до сражения был лейтенантом, его начальник штаба и 11 командиров линейных кораблей — мичманами. У нового поколения командиров нет ни знания, ни опыта, ни — очень часто — способностей. Перед лицом британского флота им остается только отступать, несмотря на отличное качество французских кораблей, которые считались лучшими в мире, если сошли со стапелей до 1789 г.

В Средиземном море в 1794 г. английский флот осуществлял поддержку сухопутных операций противников Франции на узкой береговой полосе между Альпами, Аппенинами и морем и оказывал давление на различные итальянские государства.

В 1794 г. русские корабли в Северное море не направлялись, Россия занималась усмирением Польши — подавлением восстания под руководством Т. Костюшко. К тому же обострились отношения со Швецией. После окончания Русско-шведской войны 1788 — 1790 гг. и заключения Верельского мира со Швецией у России были налажены дружеские отношения.

8/19 октября 1791 г. в Дротниггольме был заключен Русско-шведский союзный договор. Он подтверждал Верельский мир 1790 г. Стороны обещали друг другу «добрые услуги», а в случае необходимости — и вооруженную помощь: Швеция поможет России 8000 пехоты, 2000 конницы, 6 линейными кораблями и 2 фрегатами, а Россия Швеции — 12 000 пехоты, 4000 конницы, 9 линейными кораблями и 3 фрегатами. Россия и Швеция брали обязательство не заключать сепаратного мира. Срок действия договора — 8 лет.

Но эти дружеские отношения несколько изменила неожиданная кончина короля Густава III в начале 1792 г. (Густав был убит в марте 1792 г. на балу в результате заговора дворян, недовольных усилением власти короля). По малолетству наследника — короля Густава IV — Адольфа до его совершеннолетия в управление Швецией вступил его дядя герцог Карл Зюдерманландский (с 1809 г. — король Карл XIII), который начал сближаться с Францией.

11 мая 1794 г. обе эскадры Балтийского флота в Кронштадте и Ревеле вышли на рейды. 6 июня Кронштадтская эскадра прибыла в Ревель, а 21 июня корабельный флот в количестве 28 судов (18 кораблей, 4 фрегата, 5 катеров, 1 люгер) под командованием адмирала В.Я. Чичагова перешел к острову Нарген.

Начиная с 27 июня отряды численностью по пять-шесть судов выходили в Финский залив. Чередуясь через 10 дней, они находились в крейсерстве между островом Нарген и мысом Дагерорт. Суда отрядов, держась одно в виду другого, составляли цепь для передачи сигналов, по которым адмирал немедленно мог получать сведения о неприятельских судах, показавшихся при входе в Финский залив. 4 сентября флот вернулся на Ревельский рейд.

Роченсальмский порт был приведен в готовность к отражению атаки флота вероятного противника, а гребной флот в полном составе в числе 115 судов (5 фрегатов, 10 батарей, 100 канонерских лодок) маневрировал близ шведской границы.

Летом 1794 г. политические отношения России со Швецией были до того неопределенны, что контр-адмиралу И.А. Повалишину, шедшему из Архангельска с эскадрой, приказано было до входа в Скагеррак зайти в Эдинбург и оттуда запросить нашего посла в Лондоне: безопасно ли входить в Балтийское море?

Архангелогородская эскадра состояла из судов, построенных на Соломбальской верфи в 1790 — 1791 гг.: 74-пушечных кораблей «Память Евстафия» (флаг вице-адмирала И.Л. Повалишина, командир капитан 1-го ранга А.Л. Симанский), «Алексей» (капитан 1-го ранга М.И. Борисов, флаг контр-адмирала Е.Е. Тета), 66-пушечных «Филипп» (капитан 2-го ранга Н.И. Барш), «Иона» (капитан 2-го ранга Д.П. Казин), «Граф Орлов» (капитан 2-го ранга И.А. Пеллисиер), № 82 («Европа») (капитан 2-го ранга А.А. Сарычев), фрегатов «Ревель» (капитан-лейтенант Л.С. Аплечеев), «Рига» (капитан-лейтенант Б.И. Чертов), «Нарва» (капитан-лейтенант Л.С. Смирнов).

30 июня эскадра покинула Архангельск, а 1 августа, при подходе к Британским островам, от нее отделился фрегат «Нарва» и, поставив все паруса, направился в устье Темзы. Он доставил в Лондон капитан-лейтенанта В. Кровве, который вручил российскому министру двора (послу) графу С.Р. Воронцову письмо от вице-адмирала 4 августа «Нарва» присоединилась к эскадре. В. Кровве вернулся из Лондона только 13 августа на купеческом судне. Он привез письмо от посла. Однако в нем не было достаточных сведений об обстановке и рекомендаций, куда же следовать эскадре. Получив его, флагман вызвал на свой корабль контр-адмирала Е.Е. Тета и командиров судов. С общего согласия решили идти на Эдинбургский рейд и вторично послать курьера в Лондон. 14 августа эскадра прибыла на Эдинбургский рейд, а 17-го в Лондон отправился контр-адмирал Е.Е. Тет. 30 августа Е.Е. Тет возвратился из Лондона и привез письмо от графа С.Р. Воронцова, в котором сообщалось о безопасном пути в Балтику.

Простояв три недели в Эдинбурге, Архангелогородская эскадра 9 сентября вышла в море. Зайдя в Копенгаген, она 27 сентября благополучно прибыла в Кронштадт.

В том же году во Франции произошли кардинальные изменения. Крупная французская буржуазия воспользовалась ослаблением якобинцев и 9 — 10 термидора (27 — 28 июля 1794 г.) совершила контрреволюционный переворот, который положил конец революции. Война Франции начала постепенно утрачивать свой справедливый характер, так как крупная буржуазия стремилась к захвату чужих территорий и порабощению других народов.

К началу 1795 г. Австрийские Нидерланды и Нидерланды были полностью заняты французами, которые стали хозяевами всего левого берега Рейна от моря до Альп. Французские войска продвигались на территорию Испании.

26 января 1795 г. Нидерланды были превращены в Батавскую республику и стали союзницей Франции. Англия, опасалась высадки французов из портов Батавской республики на свои берега. Это заставило англичан отделить часть эскадры Канала для действий против голландского флота и увеличило для нее военные расходы, т.к. до этих пор она вместе с голландцами поддерживала субсидиями ведение войны на суше против Франции, а теперь это приходилось делать ей одной, и богатства голландских купцов теперь могли быть использованы Францией.

В начале мая контр-адмирал Жан-Гаспар Вонсан с тремя линейными кораблями и шестью фрегатами вышел из Бреста и направился к югу встретить шедшие из Бордо каботажные суда. 30 мая из Спитхеда вышел вице-адмирал у. Корнваллис с четырьмя линейными кораблями, двумя фрегатами и корветом 8 июня противника встретились у острова Бель-Иль. Французы, шедшие с большим конвоем, направились к острову. Англичане преследовали их, но из-за уменьшавшихся глубин прекратили погоню, успев захватить восемь торговых судов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский флот в войнах с наполеоновской Францией"

Книги похожие на "Русский флот в войнах с наполеоновской Францией" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Чернышев

Александр Чернышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Чернышев - Русский флот в войнах с наполеоновской Францией"

Отзывы читателей о книге "Русский флот в войнах с наполеоновской Францией", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.