Никита Окунев - Дневник москвича. Том 1. 1917-1920

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник москвича. Том 1. 1917-1920"
Описание и краткое содержание "Дневник москвича. Том 1. 1917-1920" читать бесплатно онлайн.
В своих мемуарах автор воспроизводит картину московской жизни в дни двух революций 1917 года, гражданской войны, новой экономической политики советской власти. Он показывает, как разрушались устои Российского государства: экономика, культура, религия, мораль, быт. «Утомительным однообразием безобразий» считает Окунев то «новое», что входило в русскую жизнь…
Воспоминания автора иллюстрируются фотографиями прежней Москвы и ее обитателей.
Эк запустил какое литературно-сатиристическое слово! Вспомнил, должно быть, Щедрина, который спрашивал взяточника: «Скажи мне, гадина, — сколько тебе дадено?» Все еще не рассеяна легенда о том, что каким-то гадинам немцами все-таки дадено, чтобы у нас было то, что теперь есть.
Читаю «Анархисты» Джона Генри Маккая. И вот что хочется выудить оттуда в pendant к «гадине»: «Там, где в начале было истинное воодушевление, оно впоследствии исчезает в самодовольстве, а истинное сочувствие и любовь — в стремлении разыгрывать из себя спасителей. Всюду тогда появляются верх и низ, стадо и пастух, на одной стороне самохвальство, на другой — бессознательное и фанатичное поклонение партийным учениям.»
6/19 июля. Второй день невеселая, дождливая, прохладная погода, а новости — не приведи Бог, какие мрачные! Намекают в печати, а еще определеннее говорят, — наш старый красавец Ярославль, знаменитый своими древними храмами, почти разрушен беспощадной артиллерийской стрельбой. Холера охватила всю Россию, мрут от нее в Петрограде, Москве, Нижнем, Царицыне и везде, где развевается новый флаг с буквами «Ресефесере», — мрут сотнями в день. Но в советских известиях обо всех этих всенародных бедствиях самые безучастные, сжатые сведения. Зато отмечено в ликующих выражениях подешевление клубники: «хорошую, красную можно уже купить за 2 р., а есть на болоте и за 70 к. — только мелкая». Так и читается между строк, что, мол, проклятые буржуи, — съели гриба!
††† Но самое скверное, самое страшное сообщено сегодня о том, что болезненно ожидалось целый год, — Императора Николая Второго расстреляли…
Вчера состоялось заседание Президиума ЦИК 5-го созыва, под председательством Свердлова и в присутствии Аванесова, Сосновского, Теодоровича, Владимирского, Максимова, Смидовича, Розенгольца, Митрофанова и Розина, и на этом заседании оглашено, что в последние дни Екатеринбургу серьезно угрожали чехословаки, и ввиду этого Президиум Уральского областного совета постановил расстрелять Николая Романова, что и было приведено в исполнение 16-го июля. «Жена и сын Николая Романова отправлены в надежное место.» И президиум ЦИК, обсудив это известие, постановил: «Всероссийский ЦИК, в лице своего президиума, признает решение Уральского Областного совета правильным».
Для того, должно быть, чтобы для «несознательных», т. е. не потерявших еще страха пред Богом и стыда пред добрыми людьми, эта горестная пилюля казалась сладенькой, — Свердлов обещал опубликовать в ближайшее время собственноручные дневники Николая Второго, его жены и детей, а также письма Распутина к Романовым. Бьют на людскую жажду ко всему пикантному.
В «Правде» по поводу трагического конца Николая Второго, конечно, передовица, повторившая давно известную и всем надоевшую легенду о «кровавости» расстрелянного Императора. Статья заканчивается так: «С двух сторон он был связан с империализмом разбойничьих государств Европы. Там будут плакать о нем. У русских рабочих и крестьян возникнет только одно желание: вбить хороший осиновый кол в эту, проклятую людьми, могилу.» Так напутствуют молодые правители в «горния селения» своего старого предместника. Но смотрите, товарищи! Как бы вместо осинового кола эта историческая могила не вырастила пару хороших столбов с перекладиной. И Толстой верил в Бога не больше Свердлова, но почему-то начал «Анну Каренину» евангельским текстом: «Мне отмщение, и Аз воздам».
А по моему простодушному мнению, на могиле Царя мученика не осина будет расти, а прекрасные цветы. И насадят их не руки человеческие, а совесть народная, которая выявит себя, если не в ближайшем будущем, то по прошествии времени, когда пройдет этот чад, угар, когда забряцают лиры и заговорят поэты. Родится и вырастет другой Пушкин, «прольет слезу над ранней урной» и возведет печальный образ несчастного Царя на благородную высоту, на которую он взлетел, собственно, свергаясь с царственной высоты в тундры сибирские. Вечная ему память и милость Божия на Суде Его Великом!
Покойный Император был моим ровесником. Мне почему-то никогда не верилось, и сейчас не верится, что он был таким, каким его безапелляционно считали не только социалисты, но и монархисты. Мне думается, что я не ошибаюсь, применяя к нему Шекспировские слова: «В жизни высшее он званье человека — заслужил». В его предках было больше «царя», чем человека, а в нем больше «человека», чем царя. Вечная ему память! И никто не помешает мне молиться за упокой его души, и я должен это делать, потому что только в его царствование я и пожил. Было все: и бедствия, и неприятности, и утери, и разочарования, но не такие, какие предстоит пережить, включительно с предсмертными обстоятельствами; были и радости, и удачи, и приобретения, и очарования такие, каких уже никогда и нипочем впредь не будет.
Прости-прощай, самые лучшие два десятка моей полувековой жизни! Иду остальным путем уже ковыляя и нисколько не надеясь на лучшие времена. Вечная память своему невозвратному детству, юности, молодости и мужеству, а рабу Божиему, новопреставленному Николаю: Царство Небесное! †
Немцы опять повели сильное наступление на французский фронт.
Финляндский Сейм высказался большинством голосов за монархический строй для своей страны.
11/24 июля. В Украине ж.д.-ная забастовка на почве экономических требований.
Ярославль «пал», т. е. советские войска полуразрушили его и заставили «белогвардейцев» бежать или рассеяться. Их было, по советским известиям, до 5.000 чел. По городу красноармейцы били из бронированного поезда морскими орудиями. Спасский монастырь разрушен. Над городом реяли аэропланы и сбрасывали бомбы. Каково положение ярославских жителей!
Много зданий погорело. В местности, прилегающей к ст. Всполье, сгорело много фабрик и заводов, громадная площадь этого района представляет из себя груду углей и камня. Жители сгоревших помещений громадным лагерем расположились в окрестностях города.
«Чрезвычайным штабом Ярославского фронта» был издан приказ: «Всем, кому дорога жизнь, предлагается в течение 24-х часов оставить город и выйти к Американскому мосту. По истечении 24-х часов пощады никому не будет, по городу будет открыт самый беспощадный, ураганный артиллерийский огонь из тяжелых орудий, а также химическими снарядами.» Так, должно быть, и сделали и «сим победиши».
Вообще, дело закончилось в пользу большевиков. Город, по ихним даже сведениям, сильно пострадал. Выгорели целые кварталы. Погиб Демидовский лицей и вместе с ним одна из лучших в России исторических библиотек.
В Киеве Митрополит Антоний торжественно отслужил панихиду по Николаю Александровичу. «Собор был переполнен молящимися», так сказано в «Правде» № 153 от 24 ч. с/м.
† В Петрограде буржуазия привлечена к рытью могил для холерных. Увы! Таковых, как слышно, там тысячи. Холера гуляет по всей России, но в Петрограде буквально свирепствует.
Французы дали последнему немецкому наступлению серьезный отпор и, если верить их сообщениям, взяли до 20.000 пленных.
Чехословаки взяли Симбирск — «один из опорных пунктов советской власти, один из закромов, откуда рабоче-крестьянская Русь получала свой скудный хлеб насущный». Так поясняет своим читателям назидательная «Правда», — что такое значит Симбирск!
Ен все терпит! Ен терпит в Ярославле и Ен терпит в Симбирске. Но в первом большевики победили, а во втором побежденные, а для городского обывателя одинаково скверно. Одним словом, в чужом пиру похмелье!
В «Нашем Веке» за вчерашнее число говорится, что за невыходом в Москве всех других газет кроме «советских» не прочтешь уже «о вещах, составляющих непреходящую человеческую жизнь: об искусстве, о науке, о Боге, о Церкви, о замечательных людях и просто о том, что совершается в будни и производит основную ткань живой жизни». Неправда! Пишут в советских газетах обо всем, и даже о Боге… но как? Демьян Бедный в стихах, Н. Бухарин в прозе, — кощунственно, злобно и, что хуже всего, с явной целью вселить в читателей ненависть к Церкви, к попам, и вкоренить атеизм как секту, как веру своего рода. Да что далеко ходить: в том же «Нашем Веке», только на следующей странице, напечатано, что «Государственная коллегия по народному образованию обсуждала насущный вопрос о преподавании атеизма». Ну как же не прочесть теперь о Боге, когда столько правительственных стараний о полном упразднении Его!..
Вел. Кн. Михаил Александрович будто бы добрался жив и невредим до Англии. Очень приятно. Одним порядочным человеком, оставшимся в живых от русской разнузданности, будет больше. Маккай говорит: «Благоденствие одного есть благоденствие другого и наоборот.»
12/25 июля. Вчера и сегодня в Москве совершенно не давали населению хлеба. Конечно, по поводу этого обращение к «Товарищам и Гражданам», в котором ссылка на то, что: «Чехословацкие банды, лево-эсеровская авантюра» виноваты (временно) в этом, но «пусть, — говорит это обращение, — враги советской власти не попытаются отыграться на голоде, ими созданном. Это им не удастся».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник москвича. Том 1. 1917-1920"
Книги похожие на "Дневник москвича. Том 1. 1917-1920" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Окунев - Дневник москвича. Том 1. 1917-1920"
Отзывы читателей о книге "Дневник москвича. Том 1. 1917-1920", комментарии и мнения людей о произведении.