» » » Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога


Авторские права

Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога

Здесь можно купить и скачать "Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога
Рейтинг:
Название:
Психологическое консультирование. Справочник практического психолога
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога"

Описание и краткое содержание "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога" читать бесплатно онлайн.



В справочнике изложены важнейшие теоретические положения и понятия психологического консультирования, описаны его основные техники. Рассматриваются методы применения психологического консультирования в работе с психическими больными и выздоравливающими людьми, школьниками и студентами, а также в области карьеры, брака и семьи. Большое внимание уделяется структуре психологической проблемы и созданию терапевтической гипотезы.






1.1.2. Поведенческое направление

Второе направление в психологии, послужившее теоретической основой для создания специфической психотерапевтической технологии, а также практики психологической коррекции и психологического консультирования – поведенческое направление, или бихевиоризм.

В противоположность динамическим концепциям личности сторонники поведенческого подхода рассматривают поведение пациента не как знак, символически выражающий реально существующие проблемы клиента, а как реальность, которую можно верифицировать, идентифицировать и измерить. Основы поведенческой терапии лежат в теории научения, а теоретические предпосылки методик поведенческой терапии начинаются, подобно теории научения, с философского убеждения, что методы работы с поведенческими проблемами человека должны основываться на научном подходе. Другая предпосылка поведенческого направления состоит в том, что все поведение предопределено, и переменные, обуславливающие его, можно обнаружить и измерить.

В поведении испытуемого во время исследования нет ничего случайного. Все особенности поведения, как вербального, так и невербального (в мимике, позе, походке, в жестах, манере сидеть, манере стоять), а также особенности общения и деятельности отражают некоторые глубинные психологические структуры, подлежащие исследованию. И наоборот: весь внутренний психологический мир больного – его переживания, страхи, страсти, комплексы, страдания, индивидуальные способы реагирования на стресс, методы психологической самозащиты, характеристики совладающего поведения – в той или иной степени, более или менее ярко проявляется во внешнем поведении.

Поведенческое направление в психотерапии основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Основоположником бихевиоризма считается Д. Б. Уотсон, который впервые ввел этот термин и опубликовал его первую программу. Значительное влияние на формирование бихевиоризма оказали также эксперименты Э. Торндайка, а также труды И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Методологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, в соответствии с которыми наука должна описывать только позитивные, то есть реально существующие феномены, доступные непосредственному наблюдению. Бихевиоризм во многом развивался в качестве альтернативы интроспективной психологии и исключил из области своего рассмотрения все психологические феномены, не подлежащие строгому научному исследованию, фиксации и измерению.

С точки зрения представителей бихевиоризма, психология должна была стать наукой о поведении, поскольку поведение является той единственной психологической реальностью, которая доступна непосредственному наблюдению, и обладает параметрами, которые можно непосредственно измерить, и на которые можно непосредственно воздействовать. Ортодоксальный бихевиоризм по сути дела отождествляет психику и поведение. Поведение понимается как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Человек рассматривается как носитель определенных форм поведения, формирующихся по принципу «стимул–реакция». Жесткая схема «стимул–реакция» рассматривается в качестве основной единицы поведения. Все внутренние психологические звенья, все психологические феномены, опосредующие ответные реакции человека, сторонниками ортодоксального бихевиоризма, по сути, игнорировались как непосредственно не наблюдаемые. Однако с развитием бихевиоризм обращается и к опосредующим процессам.

В необихевиоризме появляется понятие промежуточных переменных – процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека. Усложнение традиционной бихевиористской схемы «стимул–реакция» за счет введения промежуточных переменных знаменует переход к новому этапу развития. Основная формула бихевиоризма трансформируется в формулу «стимул–промежуточные переменные–реакция». Промежуточные переменные – это те психологические образования, которые опосредуют реакции организма на те или иные стимулы. Под промежуточными переменными понимают совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между стимулом и ответным поведением. В качестве промежуточных переменных рассматриваются внимание, представления, склонности, мотивы, установки, отношения, и даже сознание. Изучение промежуточных переменных является одной из основных задач психологии поведения.

Центральной проблематикой бихевиоризма является проблема приобретения индивидуального опыта, или проблема научения как процесса приобретения различных умений и навыков. Научение – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. Научение является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации. Научение выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии.

Поведенческая психотерапия, по сути своей, представляет собой клиническое использование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают процессы классического и оперантного обусловливания. В соответствии с этим выделяют два типа поведения: респондентное поведение (основанное на классическом обусловливании) и оперантное поведение (основанное на оперантном обусловливании).

Респондентное поведение – это поведение, возникающее в ответ на какой-либо раздражитель. Организм автоматически реагирует на определенные возбудители: колено судорожно дергается, когда бьют по коленному сухожилию; при повышении внешней температуры тело начинает потеть; зрачок сужается при ярком свете. И. П. Павлов выяснил, что определенные рефлекторные процессы могут быть обусловлены. В своем классическом эксперименте он вызывал у собаки слюноотделение, совмещая звонок колокольчика с подачей пищи. В естественных условиях слюноотделение у собаки начинается только при виде или запахе пищи. После того как Павлов совместил подачу еды и звонок колокольчика, слюноотделение у собаки начиналось при этом звуковом сигнале и без наличия какой-либо еды. Подобное изменение в поведении появилось сразу же после нескольких таких сеансов.

Поведение животного было обусловлено раздражителем, который раньше не вызывал никакой реакции. Точно так же, как и у собаки Павлова, наше слюноотделение может быть вызвано входом в ресторан или звуком обеденного гонга. Респондентное поведение достаточно просто изучать и демонстрировать. Рекламодатели, связывающие привлекательного человека на экране или на плакате с определенным товаром, пытаются всего-навсего сформировать у зрителя ассоциацию и вызвать четко запланированную реакцию. Они рассчитывают, что в результате подобного сопоставления потребители будут позитивнее реагировать на этот товар.

Теория оперантного, или инструментального обусловливания связана с именами Э. Торндайка и Б. Ф. Скиннера. Скиннер – один из виднейших представителей бихевиоризма – показал, что воздействие окружающей среды определяет поведение человека. Он обосновал понятие инструментального, или оперантного поведения. Оперантное поведение – это поведение, возникающее спонтанно. Оперантное поведение усиливается или ослабляется теми событиями, которые за ним следуют. В то время как респондентное поведение определяется предыдущими событиями, оперантное поведение зависит от своих последствий. Обусловливание какого-либо действия зависит от того, что происходит после прекращения этого действия. Скиннер считает, что практически любое естественное возникающее поведение человека или животного можно вызвать искусственно, добиться, чтобы оно появлялось чаще и более выраженно, а также по-разному его направлять. Например, отец пытается научить свою дочь плавать. Дочь обожает купаться, но боится намочить голову и опасается выдыхать воздух под водой. Отец обещает дать девочке конфету, если она окунет лицо. Затем отец соглашается дать конфету только после того, как девочка намочит всю голову. Когда дочь идет и на это, отец ставит условие: сделать под водой выдох. Шаг за шагом девочка будет менять свое поведение под влиянием грядущего вознаграждения и в результате научится плавать.

Оперантное обусловливание – это процесс формирования и поддержания частной модели поведения вытекающими из этой же модели последствиями. В расчет берется не только то, что предшествовало поведению, но в основном то, что за ним последует. В случае с отцом и дочерью отец обусловливал поведение девочки тем, что давал сладости после определенных действий с ее стороны. Конфеты использовались для обеспечения определенного поведения ребенка в воде. «Если за определенным поведением следуют определенные последствия, то очень высока вероятность того, что это поведение появится вновь, а вытекающие из него одни и те же последствия можно назвать подкреплениями» (Скиннер Б. Ф., 1971).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога"

Книги похожие на "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Соловьева

Светлана Соловьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Соловьева - Психологическое консультирование. Справочник практического психолога"

Отзывы читателей о книге "Психологическое консультирование. Справочник практического психолога", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.