Клаус Полькен - В плену Сахары

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "В плену Сахары"
Описание и краткое содержание "В плену Сахары" читать бесплатно онлайн.
В книге журналиста из ГДР прослеживается далекое прошлое и настоящее величайшей пустыни мира. Автор широко и увлекательно освещает быт и нравы, социальный строй многочисленных кочевых племен. Он описывает древнеафриканские державы, существовавшие на территории Сахары, знакомит с историей изучения и освоения этой пустыни европейцами, попутно касается некоторых современных проблем таких ведущих государств арабского мира, как Египет и Алжир.
В начале XII века до н. э. в Северной Африке произошли события, подробности которых нам до сих пор неизвестны. Фараон Мернептах в надписи в Карнаке по поводу одержанной победы отметил: «Жалкий вождь племени либу Мериай, сын Деда, пал в стране техенну вместе со своими лучниками… шерденами, шекелешами, акавашами, луку и турша». Один из наследников Мернептаха, Рамсес III, одержал победу над ливийскими племенами и их союзниками, которые потеряли при этом двенадцать с половиной тысяч человек убитыми.
Считают, что союзниками ливийцев были «морские народы», то есть племена, пришедшие с севера. Эти морские народы — среди них, по всей вероятности, были критяне, сардиняне и этруски — в те времена, очевидно, переселились в Северную Африку. Одному из ливийских племен, возможно, удалось объединить в единую коалицию коренных жителей и вновь прибывших и стать во главе этого объединения. Это ливийское племя названо в древнеегипетских надписях «машау аша».
Проникновение «морских народов», их слияние с ливийскими племенами имело глубокие последствия. Очевидно, пришельцы завезли в Сахару лошадь и колесницу, до тех пор совершенно неизвестные в этих местах, Во всяком случае, в древнеегипетских хрониках с этого времени можно найти указание на то, что ливийцы нападали на своих врагов, восседая на двухколесных боевых колесницах. После поражения в военном походе против Рамсеса III ливийцы и их союзники отошли на запад. В наскальных рисунках появился новый сюжет (Лот пишет о «периоде пастухов-всадников, имевших колесницы, или периоде лошади» — около 1200 года до н. э.). Найденные в Тассили изображения лошадей, запряженных в боевые колесницы, имеют одну особенность: у лошадей такой шаг, который в природе невозможен. Однако на образцах древнекритского искусства лошади нарисованы с таким же шагом. Это не оставляет сомнения в происхождении «морских народов».
Опрос свидетеля
Если историческая наука при исследовании событий того времени чаще всего вынуждена оперировать косвенными доказательствами, то для изучения последующего периода мы можем, к счастью, обратиться к компетентному «свидетелю». Начнем опрос. Прежде всего установим личность свидетеля. Имя: Геродот. Родился около 484 года до н. э. в Галикарнасе, в юго-западной части Малой Азии. Профессия: историк. Особые приметы: прозвище «отец истории».
Свидетель сообщает, что посетил Египет, Вавилонию, Скифию, Финикию и Нижнюю Италию и лично собирал сведения по истории этих стран. Доказательством этого утверждения служит ряд книг свидетеля, которые предъявляются им высокому Верховному суду.
Свидетель Геродот дает следующие показания:
— У Северного моря, начиная с Египта до Капа Солейс, где кончается Ливия, живут сплошь ливийцы и ливийские народности, за исключением мест, заселенных греками и финикийцами. Выше моря и живущих у этого моря людей расположена богатая диким зверем Ливия. Южнее простирается песчаный, абсолютно безводный и совершенно голый пустынный край.
— Свидетель, могли бы вы нам рассказать поподробнее об упомянутых вами ливийских племенах?
— Западнее Египта живут адирмахиды, полностью принявшие египетские обычаи, но сохранившие ливийскую одежду. Их соседи — гилигамы, занимающие землю на запад от адирмахидов до острова Афродисиады. Еще западнее живут асбисты. К асбистам примыкают авхисы. Вслед за авхисами на западе идут насамоны.
— Свидетель, остановимся ненадолго на последнем племени. Могли вы что-нибудь разузнать об их обычаях?
— Насамоны народ многолюдный. Летом они покидают свои стада на морском берегу, а сами поднимаются в страну Авгила для собирания пальмовых плодов. Там растут пальмы громадные и в большом числе, к тому же все плодовые.
— Ваша честь, это высказывание свидетеля весьма убедительно. Правда, в двадцатом веке упомянутая им Авгила называется Ауджилой, однако существование этого оазиса с финиковыми пальмами доказано многочисленными исследователями. Продолжайте, пожалуйста.
— Насамоны охотятся на саранчу, сушат ее на солнце, потом перемалывают, мешают с молоком и так пьют.
— Разрешите вас прервать. Может быть, это показание свидетеля звучит несколько неправдоподобно? Однако мы можем подтвердить правильность этих сведений имеющимся в нашем распоряжении рассказом ученого. Я цитирую Анри Лота:
«Мы наблюдаем перелет саранчи. Первые отряды невелики, но достаточны для того, чтобы порадовать наших туарегов. Уже с рассвета они занялись ловлей рассевшихся по деревьям насекомых. Саранча для кочевников, будь то арабы или туареги, — манна небесная. Они считают ее лакомством… Нельзя сказать, чтобы саранча была деликатесом… но для постоянно голодных людей, привыкших есть ящериц и грызунов, она — лакомое блюдо. После того как саранча поджаривается, у нее отрывают покрытые колючками задние лапки и остатки необгоревших крыльев. Затем отделяют голову, извлекая одновременно кишечник, совершенно несъедобный из-за содержащейся в нем какой-то зеленой жидкости, после чего саранчу начинают есть, похрустывая, как если бы у вас во рту были маленькие креветки… Что касается меня, то я люблю саранчу; я иногда питался ею на протяжении нескольких недель. Но мне вполне понятно, что это блюдо не каждому придется по вкусу».
Слово снова предоставляется свидетелю.
— По обычаю каждый из насамонов имеет много жен (возглас с места: «Как и сегодня»), но женщинами они пользуются сообща. (Беспокойство в зале суда. Председатель: «Если немедленно не наступит тишина, я велю публике покинуть зал».) Совершают они клятву и гадают следующим образом: клянутся именами тех лиц, которые, по их мнению, были честнейшими и доблестнейшими людьми; произносящие клятву прикасаются к могилам таких людей. Для гадания они отправляются на могилы предков, произносят молитвы и там же ложатся спать; что увидит гадающий во сне, тому он и следует.
Соседями насамонов были псиллы, которые погибли из-за того, что сильнейший южный ветер высушил имевшиеся у них водоемы.
— Ваша честь, я позволю себе отметить, что свидетель только что сделал весьма важное сообщение, указывающее на возрастающее обезвоживание Сахары. Пожалуйста, Геродот, продолжайте.
— Южнее насамонов обитают гамфазанты, избегающие всякого человека и общения с кем бы то ни было; у них нет военного оружия, и они не умеют отражать врага. Ниже насамонов вдоль моря, к западу от них, живут маки, которые стригут волосы на голове, отпуская чуб только на макушке; для войны употребляют вместо щитов кожи страусов.
— Господин свидетель, мы сердечно вас благодарим за чрезвычайно ценные сведения. Однако вы рассказывали нам преимущественно об областях, соседствующих с побережьем. Мы были бы вам весьма признательны, если бы вы могли сообщить нам что-нибудь о жителях областей, расположенных южнее упомянутых вами.
— Южнее районов, в которых обитают кочующие ливийцы, живущие на морском побережье, расположена обильная дикими зверями Ливия, за нею лежит возвышенная песчаная полоса на всем протяжении от египетских Фив до Геракловых Столпов[11]. На песчаной полосе находятся на расстоянии десяти дней пути друг от друга куски соли в виде больших комков, образующих соляные холмы; на вершине каждого холма из-под соли бьет холодная пресная вода.
— Возражаю, Ваша честь. Это сообщение звучит слишком неправдоподобно.
— Возражение отклоняется. Сахара действительно занимает область между Нилом и Атлантическим океаном, то есть между Фивами и Геркулесовыми Столпами. А наличие залежей каменной соли давно стало неоспоримым фактом. Что же касается источников пресной воды на вершинах соленосных холмов, то и в этом вопросе нам не следует проявлять излишнего недоверия. Геродот, вам снова предоставляется слово.
— В десяти днях пути от Авгилы поднимается новый соляной холм с водою и множеством плодовых пальм. На нем живет очень большой народ — гараманты; они насыпают на соль землю и потом засевают ее.
— Геродот, можете вы нам рассказать подробнее о гарамантах? Нет? Жаль. Можете вы что-нибудь добавить к вашим высказываниям? Пожалуйста, просим.
— Вот что я слышал от киренян, ходивших, по их словам, к оракулу Амона и там беседовавших с амонским царем Этеархом; между прочим, речь заходила и о Ниле, о том, что никто не знает его истоков; тогда Этеарх заметил, что к нему приходили однажды насамоны. Это ливийский народ. Явившиеся насамоны на вопрос царя, не имеют ли они более обстоятельных сведений о пустынях Ливии, рассказали такую историю: некогда сыновья знатнейших насамонов, люди своевольные и отважные, выбрали из своей среды по жребию пятерых, которые должны были отправиться в пустыню Ливии и посмотреть, не узнают ли они там чего-нибудь нового…
— Чем же все это кончилось?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В плену Сахары"
Книги похожие на "В плену Сахары" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Клаус Полькен - В плену Сахары"
Отзывы читателей о книге "В плену Сахары", комментарии и мнения людей о произведении.