Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Черникова, Елена Вячеславовна.
Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).
ISBN 978-5-4160-0018-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.
Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).
УДК 070(07) ББК 76.01я7
Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.
Востребованность интервью все более возрастала, потому что человек, личность, вещающая от собственного, первого, лица вырвалась на простор и заговорила без оглядки на партию и правительство. Все это было, конечно, очень интересно, однако параллельно родилась и отечественная массовая (в значении желтая, бульварная) пресса.
Массовой психологии не нужны тонкости. Потребности читателя из толпы давно описаны, еще в 20-х гг. прошлого века, американскими медиаспециалистами: самосохранение, любовь и воспроизводство, кровь и насилие, головокружительный успех, чудесный поворот судьбы и т. п. Собственно, требования толпы были известны еще в Древнем Риме: хлеба и зрелищ.
Если приложить древнеримско-американскую формулу к реальному тематическому репертуару современной российской массовой прессы, то получится нечто вроде: как избавиться от целлюлита, непрерывно занимаясь сексом, со стороны поглядывая на кровавую бандитскую разборку, одновременно ожидая принца на белом коне, вооружившись абсолютно достоверным перечнем приемов «Как его удержать, когда и если он придет». Нешуточная фантасмагория получается.
Как вы понимаете, интервью на эти темы можно взять даже у козы: все ответы известны (а если что-то непонятно — читай рекламу).
Запомнив, что маятник (личность — общество) качается, приступим к рассмотрению современного интервью, учитывая культурно-медийные условия, в которых оно развивается.
Какие виды интервью сейчас встречаются чаще?
Основных видов интервью — три, как и жанровых групп: информационное, аналитическое и художественно-публи-цистическое.
Информационное: оперативное интервью, блиц-опрос, пресс-конференция, выход к прессе, брифинг.
Аналитическое: проблемный диалог, круглый стол.
Художественно-публицистическое: интервью-портрет, бе-седа-эссе и их подвиды.
Наиболее часто сейчас встречаются информационные разновидности интервью, не столько потому, что их больше, сколько потому, что они заметнее.
Мы постоянно видим и слышим информационно-оперативные интервью в составе новостных выпусков телевидения и радио. Журналист обращается к обладателю актуальной информации с целью получить оперативные сведения: что произошло, когда и кто участники события. Собеседник отвечает на эти короткие вопросы тоже коротко, а если отвечает расплывчато и длинно, то журналист, как правило, стремится вернуть его к основным вопросам. Если этого не происходит, ответ редактируется до логической точки с помощью монтажа (если интервью идет в записи для ТВ или радио). В прямом эфире, где почти все зависит от самообладания и импровизационного дара журналиста, информационное интервью редактируется не монтажом, а режиссерскими приемами интервьюера, его умением воздействовать на ход беседы.
Блиц-опросБлиц-опрос встречается чуть реже, потому что для проведения уличного или телефонного опроса нужен особый информационный повод: событие, нуждающееся в массовом осмыслении. Пока осмысление не произошло, пресса готовит его с помощью сбора мнений, которые в данном случае приравниваются к оперативной информации. Например, когда правительство собралось отменить льготы ветеранам, пенсионерам, инвалидам и многим другим группам населения, заменив их на денежные выплаты и так называемый социальный пакет, то журналисты, не дожидаясь принятия окончательного решения властей, поинтересовались отношением населения к правительственным планам. Это было тем более информативно, что правительство, затевая отмену льгот, у населения ни о чем не спрашивало, и получается, что пресса провела свой мини-плебисцит.
Уличные блиц-опросы называют vox pop — сокращение от латинского изречения «Vox populi, vox dei», «Глас народа — глас Божий» (street talk — по-английски буквально «уличный разговор»). Телефонный блиц-опрос тоже можно назвать vox pop, но от действительно уличного телефонный очень сильно отличается и технически, и психологически.
Как вести себя на улице, как подойти к прохожему и задать незнакомому человеку, не ожидающему от вас ничего хорошего, некий животрепещущий вопрос? (Некоторые студенты мечтают об экстремальной журналистике. Пожалуйста, вот она. Сделайте уличный блиц-опрос. Наймитесь в газету репортером, специализирующимся по блиц-опросам!)
В некоторых редакциях новобранцев или практикантов отправляют на улицу за блицем, чтобы разом выяснить, профпригоден ли сотрудник. Если с первого же раза он приносит качественный блиц (репрезентативный как минимум), то на такого человека уже начинают смотреть с интересом и зарождающимся уважением. Почему? Потому что это очень трудный жанр. Далеко не каждый хорошо пишущий человек способен на необыкновенную легкость общения с посторонними людьми.
Действительно, представьте себе: идет дождь, прохожие спешат кто куда, сумерки, ветер, холодно. Вы стоите посреди тротуара «с протянутой рукой», т.е. с записывающей техникой, и пристаете к людям с просьбой остановиться (а погода, наоборот, предрасполагает их двигаться, и побыстрее), выслушать ваш вопрос (и правильно понять его), продумать ответ (если человек почему-либо согласился участвовать в этом опросе, он захочет выглядеть в нем пристойно, а для этого необходимо собраться, прокашляться, поправить одежду и прическу — мало ли что захочет поправить внезапно выдернутый из привычного хода жизни человек!) и, наконец, ответить на ваш вопрос.
Ответ может быть бесконечно банальным или даже вообще не в тему, но вы обязаны поблагодарить собеседника и найти следующего, а первый, возможно, будет топтаться возле вас и строго спрашивать, когда можно будет увидеть (услышать) в эфире его мнение. Если вы делаете опрос для радио, вам легче увернуться от приставалы и переместиться на другую точку сбора мнений. Если вы трудитесь для ТВ, ваша подвижность несколько ограничена камерой и автомобилем. Если же вы делаете опрос для печатного издания, вам практически нечего пообещать прохожему: он не увидит себя на экране и не услышит по радио. Он должен сразу примириться с мыслью, что он просто статистическая единица, а вы должны дать ему почувствовать себя интересным собеседником даже при таком обстоятельстве.
Словом, подводных рифов у уличных опросов множество, но решение есть. Смотрите, что мы в свое время придумали для себя и теперь предлагаем вам.
Представьте себе на часок-другой, что вам лет пять и вы — несносный «почемучка». Вы помните, что маленькие дети, когда им очень надо получить от старших ответ на жгучий вопрос типа «почему небо голубое?», добиваются его до тех пор, пока действительно не получат. Детей, как правило, не интересует, что мама устала или папа не в духе. Им позарез надо выяснить свое «почему». Вот так и журналисту, вышедшему на vox pop, надо проникнуться абсолютным безразличием ко всем обстоятельствам вроде погоды, времени суток и настроений прохожих. Вам лично (не редакции, а вам) позарез надо узнать, как относятся прохожие — мужчины и женщины, старые и молодые, благополучные и не очень, словом, люди улицы — к вашей жгучей теме, которая, как вы предполагаете, так же сильно задевает и их. Вы вежливы, но непреклонны. Вы не знаете ответа заранее (т. е. на вас не написано, что все уже известно и нужно только подтверждение): вы искренне, всерьез, на самом деле интересуетесь личным мнением конкретного человека.
Вам следует показать чудеса режиссуры: вопрос должен быть для всех собеседников один и тот же, а в вашем голосе не должно звучать ваше отношение к теме. Но при этих обстоятельствах вы должны мимикой и жестикуляцией располагать к беседе с вами очень разных людей, т. е. для каждого — какая-то своя искра, трудноописуемый индивидуальный подход. Основа вашей мимики в такую минуту — ровное доброжелательство. Основа жестикуляции — сдержанность и свобода одновременно. Основа голосовой интонации — любознательность вплоть до любопытства (как бы еле сдерживаемого): ну что же вы на самом деле думаете о правительственных планах насчет... и т. д.
Здесь надо заметить, что вопросы типа «что вы думаете
о...?» и «как вы относитесь к...?» только кажутся понятными и конкретными. На самом деле они или простодушно-провокационны, или выдают лень журналиста: на формулировку четкого вопроса не хватило времени либо воображения. Выше мы говорили об интонации, демонстрирующей интерес, а сам вопрос по составу должен быть смысловым и открытым.
Пресс-конференцияПресс-конференция созывается лицом или организацией с целью прямого информирования о существенном для массовой аудитории событии или планах. Журналист приходит на пресс-конференцию, как правило, по приглашению, направленному организаторами в редакцию его СМИ, и стремится задать свой вопрос (как правило, один, гораздо реже — два-три) раньше, чем представители других СМИ. Если в СМИ будут опубликованы все вопросы и ответы, прозвучавшие на пресс-конференции, получится отчет в виде интервью.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.