Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Черникова, Елена Вячеславовна.
Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).
ISBN 978-5-4160-0018-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.
Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).
УДК 070(07) ББК 76.01я7
Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.
Это, что называется, уже не смешно. Гибель и судна, и «команды», и, с другой стороны, денег и планов нового хозяина; трагическое развитие социально-экономического конфликта между государственной мощью (получается, былой мощью) и коммерческими инициативами — это выглядело в сюжете «Фитиля» так удручающе, страшно, что от фельетонного принципа гневной насмешки остался только гнев. Насмешку не вызывал ни один из персонажей, даже новый хозяин с его нахрапистым стремлением делать деньги из всего, что плохо лежит. И, наконец, не было никакого выхода: что надо устранить, чтобы было иначе? Когда каждый прав по-своему — это не фельетон. И даже не смех сквозь слезы.
Вызывать смех — трудное искусство.
На сайте Первого канала сообщение от 25 сентября 2010 г. о вручении премии ТЭФИ:
Четверка ведущих программы «ПрожекторПерисХилтон» получила награду от телеакадемиков. Иван Ургант, Александр Цекало, Гарик Мартиросян и Сергей Светлаков одержали победу в номинации «Ведущий развлекательной программы»...
Заметим, что программа «ПрожекторПерисХилтон»[99], на наш взгляд, — в целом сатирическая. В каждом ее мини-сюжете высмеивается какая-нибудь общеизвестная, зачастую политическая, новость из газет. В стремительном темпе, перешучиваясь, ведущие как бы прощупывают информацию на достоверность, на соответствие здравому смыслу, на адекватность, и в результате публика начинает видеть абсурды бытия именно так, как их интерпретируют ведущие и сценаристы. Безусловно, программа развлекательная, полная юмора, но с очевидным сатирическим подтекстом. Некоторые телекритики считают ее информационно-аналитическим шоу. В 2009 г. «Прожектор...» получил ТЭФИ в номинациях «информационно-развлекательная программа» и «сценарист телевизионной программы». Возможно, это некий новый, гибридный телевизионный жанр, что интересно и для исследователей журналистики, и для начинающих медиаработников.
Возвращаясь к теме «чистого фельетона», подчеркнем, что фельетон — это разящая сатира, а не добродушный юмор; но фельетон, написанный без чувства юмора, — это не просто плохо и неэффективно, это профессиональный проступок. Высмеивать что-либо без умения вызывать сме-ховую реакцию (парадоксами, стилистическими сдвигами, построением говорящей ситуации) невозможно. Лучше и не браться. Фельетон должен быть безупречен, поскольку в нем каждая буква на виду. Текст, направленный против какого-либо явления, должен хоть на йоту, но уменьшать психологическое присутствие этого явления в социуме. В противном случае (т. е. когда фельетон не удался) негативное явление получает рекламу как несокрушимое и усиливается (в восприятии аудитории).
К фельетону в этой жанровой нише примыкают пародия, юмореска, анекдот, шутка — дробить сатирикоюмористическую классификацию можно до самых мелких атомов типа фразы. Существуют же рубрики «Между делом», «Каков вопрос — таков ответ», «Нарочно не придумаешь» и многие другие, в которых смешное, документально взятое из жизни или придуманное авторами, живет своей жизнью и украшает газетные полосы и телерадиоэфиры в жанре фразы.
Если строго держаться жанровых рамок, то искусству писать фельетон надо специально учиться. В заключение посоветуем внимательно прочитать книгу М.Э. Виленского «Как написать фельетон». Книга увидела свет давно, когда фельетон был не просто в чести, а являлся инструментом реального, видимого, ощутимого воздействия на людей и события. Некоторые из авторских советов сейчас или невыполнимы, или необязательны, но по прочтении их вы поймете, как надо работать над этим жанром по максимуму. Многие из этих советов поныне ценны.
Полезные советы специалиста, написавшего и отредактировавшего сотни фельетонов, могут пригодиться вам и при создании материалов в других жанрах. Вот выборка советов[100], сделанная нами для этого учебного пособия. Курсив наш. Цитируем в сокращении.
«1. Чем глубже изучен фактический материал, тем легче писать и отвечать за написанное. Собирая материал, любопытствуйте! Иногда, казалось бы, случайная деталь может подсказать генеральный «ход» для фельетона.
2. Собирая материал, обязательно побеседуйте с будущим отрицательным героем фельетона, а не только с его жертвами и разоблачителями. Не исключено, что «отрицательный» сообщит вам факт, который изменит ваше отношение к теме, и от написания фельетона придется отказаться.
3. Беседуя с будущими героями фельетона — положительными и отрицательными, не гарантируйте им появления фельетона. Объясните, что вы только проверяете поступивший в редакцию сигнал и собираете факты, которые затем представите на рассмотрение редколлегии, а уж она будет решать, нужен ли фельетон и о ком именно.
4. Беседуйте с отрицательным героем только в присутствии представителей государственных или общественных организаций, чтобы он не отрекся потом от сказанного. (Этот совет архаичен и практически невыполним, но мы сохранили его как историческую деталь — вариант самозащиты журналиста. — Е.Ч.)
5. Не садитесь за обеденный стол с положительным героем будущего фельетона. «Отрицательный» напишет в редакцию, что вас подкупили. Не садитесь за обеденный стол с «отрицательным». Он напишет, что пили с ним не компот, а коньяк и всё спьяна перепутали.
6. Показывая читателям общественную вредность какого-либо явления или положения, не обязательно всегда называть конкретного виновника.
7. Но вот материал собран. Как говорят геологи, полевой цикл работ завершен, начинается камеральный. Перед вами блокнот, набитый выписками из документов, записями бесед и т. п. Нужно начинать писать фельетон. Однако не давайте перу пуститься в пляс по бумаге, пока еще не все продумано.
Рекомендуем такую последовательность предварительных размышлений.
8. Еще раз удостоверьтесь в весомой общественной вредности факта или явления, которое вы намереваетесь атаковать. Не замахиваетесь ли вы на доброе дело или хороших людей? Бывают случаи, когда трудно проставить поведению участников оценки «хорошо» или «плохо». В таких случаях лучше вообще не браться за фельетон. Не уверен — не приступай — закон фельетониста.
9. В факте должен быть фельетонный казус по аналогии с «казус белли» — формальным поводом для объявления войны.
10. Но не всякий отрицательный факт или явление лучше всего врачуется осмеянием. Смех не панацея от всех бед. Часто полезнее написать о недостатках серьезную аналитическую статью, не связывая себя условностями фельетонного жанра.
11. Сырьевой фельетонный факт должен удовлетворять трем условиям: а) в нем должна наличествовать весомая общественная вредность <...>; б) он должен содержать в себе, хотя бы в микродозе, некую анекдотичность, комичность, парадоксальность; в) выступление в печати по данному поводу в данное время не должно вызвать подобных, нежелательных эффектов. Тактичность и осмотрительность обязательны для сатирика.
12. Сведите для себя суть дела в краткую, четкую формулу — «концентрат». Концентрация — необходимая часть подготовительного процесса.
13. Старайтесь докопаться до порока, т.е. определить и указать, к какому классу пороков относятся поступки героя, что это — лень, чванство, самодурство, тщеславие, жадность, бюрократизм, стяжательство, честолюбие и т. д. и т. п. Если даже вы не назовете порок в фельетоне, определите его для себя — будет легче писать.
14. Если факт самоигралъный, т.е. речь идет о реальных людях, совершающих явно анекдотические, общественно вредные поступки, ограничьтесь натурально-описательным фельетоном. Живым, насмешливым языком расскажите, как дело было. Специальные приемы в таких случаях не нужны. Когда факт говорит сам за себя, не перебивайте его!
15. Если факт скудный, без явной анекдотичности, неяркий, привнесите в него необходимый нефакт, т.е. примените аттракционы, гипотезы, иронию, сопоставления, уподобления и т. п.
16. Прежде чем начать писать, полезно провести «тотальную мобилизацию» всех и всяческих ассоциаций, т. е. наскрести в сусеках памяти максимум сведений из жизни, литературы и науки, а также максимум пословиц, изречений, идиом и т. п., любым образом перекликающихся с вашим фельетонным фактом.
17. Автор обязан быть эрудированным человеком. Одним запасом жизненно-бытовых наблюдений в фельетоне не обойдешься.
18. Выписывайте, вырезайте и храните любопытные факты, высказывания, цитаты — они могут вам пригодиться как ассоциативные элементы.
19. Постоянно учитесь и готовьтесь к будущим фельетонам.
20. Не унижайтесь до повального пересказа всех собранных вами фактических деталей, а творчески-художественно ими оперируйте, настойчиво проводя свою честную, взволнованную идею.
21. Если есть возможность выйти на обобщение, не упускайте такой возможности. Можно и с одного факта выходить на явление, обобщать и ставить проблему.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.