» » » » Элла Войтоловская - Практические занятия по русской литературе XIX века


Авторские права

Элла Войтоловская - Практические занятия по русской литературе XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Элла Войтоловская - Практические занятия по русской литературе XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Филология, издательство Просвещение, год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Элла Войтоловская - Практические занятия по русской литературе XIX века
Рейтинг:
Название:
Практические занятия по русской литературе XIX века
Издательство:
Просвещение
Жанр:
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Практические занятия по русской литературе XIX века"

Описание и краткое содержание "Практические занятия по русской литературе XIX века" читать бесплатно онлайн.



Авторы пособия на конкретном материале раскрывают возможные пути и приемы литературоведческого анализа, разнообразный характер литературоведческих поисков, принципы работы над монографическими трудами, эпистолярным наследием и др.






Мемуарный жанр — понятие широкое. К нему, в первую очередь, относятся произведения, укладывающиеся в традиционное жанровое определение, например «Литературные воспоминания» И. И. Панаева, «Литературные и театральные воспоминания» С. Т. Аксакова, «Воспоминания о Белинском», составляющие II главу «Литературных и житейских воспоминаний» И. С. Тургенева. Но есть произведения, которые трудно целиком отнести к мемуарам, так как для них слишком узки рамки этого жанра. Такова, например, книга А. И. Герцена «Былое и думы», которая не подходит под традиционное жанровое определение. «Былое и думы» — это и своеобразная эпопея, и автобиография, и автобиографический роман, но в то же время и историческая хроника, не история, как таковая, а «отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге», по выражению самого Герцена. Важнейшее в этих не укладывающихся в традиционные рамки воспоминаниях — создание образа нового человека того времени, борца, революционера. Это образ самого автора, его исповедь, его любовь, дружба, весь его путь, данный на широчайшем фоне жизни его времени[363].

На выбранных для анализа мемуарах преподаватель сможет продемонстрировать специфические особенности подобной работы вообще. Студенты должны выявить познавательное значение воспоминаний, их объективную ценность.

Чем обусловлена объективная ценность мемуаров? Искренностью и правдивостью создавшего их автора, художественной выразительностью его рассказа, степенью достоверности данных воспоминаний, в частности тем, в какой мере обосновывает или контролирует автор свои личные впечатления документальными свидетельствами, впечатлениями других лиц, письмами и т. д. Объективная значимость мемуарного произведения, его художественная и научная ценность, в конечном счете обусловливаются особенностями личности их автора, которая определяет тему повествования, ее освещение, трактовку общественных явлений, оценку лиц, позицию автора.

Таким образом, приступая к анализу мемуаров, мы выясняем: 1) их историческую ценность, 2) особенности личности автора, 3) соотношение в них субъективного и объективного начала[364].

В качестве примера остановимся на книге С. Т. Аксакова «История моего знакомства с Гоголем».

Обратиться к этим воспоминаниям нас побуждает значительность писателя, которому посвящена книга, и сложность его личности. Аксаков поставил перед собой задачу — рассказать о духовной трагедии Гоголя. Он хотел своим рассказом «бросить истинный свет не на великого писателя… а на человека». «Оставить будущим биографам достоверные материалы для составления полной и правдивой биографии» Гоголя[365].

В своей работе Аксаков основывался не только на памяти, но и опирался на тщательно подобранные документы: письма Гоголя, к Гоголю и о Гоголе (как самого Аксакова, так и других лиц), дневники. Ценность мемуаров Аксакова не исчерпывается только документальной достоверностью и его личным отношением к Гоголю. «История моего знакомства с Гоголем» — книга, написанная художником.

Работа над мемуарами Аксакова дает преподавателю возможность детальнее познакомить студентов со сложным периодом русской жизни и литературы 1830—1840 гг., обратив их внимание на недостаточно изученное сегодня явление литературно–общественной жизни того времени — славянофильство.

Судьба книги Аксакова показывает, как мемуары становятся источником научного изучения жизни и творчества писателя, как органически входят они в науку о Гоголе и становятся источником сведений о писателе.

В начале занятий студенты получают задание прочитать книгу С. Т. Аксакова о Гоголе в издании Академии наук СССР. Преподаватель советует им ознакомиться и с примечаниями к книге[366]. В качестве дополнительного материала рекомендуются отдельные главы монографии С. Машннского об Аксакове[367] и статья Е. А. Смирновой «С. Т. Аксаков и его книга «История моего знакомства с Гоголем» (227—249).

Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какое у вас сложилось мнение после прочтения книги Аксакова?

2. Что вносит Аксаков в ваше понимание творчества Гоголя?

3. Что нового узнали вы об эпохе 1830—1840 гг.?

4. В чем значение книги Аксакова для науки о Гоголе, для литературоведения вообще?

Давая задание, сообщаем студентам о работе Аксакова над книгой и об истории ее опубликования[368].

Выясняя научную значимость мемуаров Аксакова, обратимся к Полному собранию сочинений Н. В. Гоголя (1937—1952). Научный аппарат академического издания даст возможность студентам продумать значение сведений, которые сообщает Аксаков. Распределив между собой тома академического издания Гоголя и просматривая их, студенты видят, что с помощью «Истории моего знакомства с Гоголем» можно установить время работы Гоголя над рядом произведений и другие важные факты жизни и творчества писателя. Даже бегло просматривая письма Гоголя, студенты увидят, как часто встречаются имена Аксакова и членов его семьи. «Даты жизни Н. В. Гоголя», приведенные в каждом из последних пяти томов, говорят о том, какое место Аксаковы занимали в жизни Гоголя.

Наличие в издании постоянных ссылок на книгу С. Т. Аксакова покажет студентам значение «Истории моего знакомства с Гоголем» для изучения жизненной и творческой биографии писателя. Преподаватель легко подкрепит эту мысль ссылками на монографии о Гоголе и на посвященные отдельным вопросам изучения Гоголя статьи, в которых исследователи постоянно обращаются к воспоминаниям С. Т. Аксакова.

На книге Аксакова мы будем стремиться показать, что некоторые особенности личности мемуариста хорошо выявляются при сопоставлении с авторами других мемуаров о Гоголе, например при сопоставлении с воспоминаниями П. В. Анненкова (глава: «Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года»)[369]. Кроме того, мы будем сравнивать книгу «История моего знакомства с Гоголем» не только с воспоминаниями П. В. Анненкова, которые дают возможность увидеть особенности восприятия облика Гоголя двумя мемуаристами, но и с соответствующими главами из книги А. И. Герцена «Былое и думы»[370], чтобы увидеть разницу в освещении эпохи.

Автор мемуаров

Заглавие книги — «История моего знакомства с Гоголем» — само по себе подчеркивает, что автор намерен говорить не только о Гоголе, но и о своем отношении к нему на протяжении всего периода их знакомства[371]. В книге два главных героя: Гоголь и С. 'Г. Аксаков. Активным действующим лицом, воссоздающим свои отношения с Гоголем, рисующим свое время, свое восприятие событий, является Аксаков.

Воспоминания охватывают период с 1832 по 1852 г. Изменяются взгляды обоих писателей, рождаются разногласия, столкновения друг с другом, споры, борьба. Тщательно подбирая и систематизируя сохранившийся в семье эпистолярный материал, мемуарист одновременно группировал свои воспоминания в строго хронологической последовательности.

Первый период его отношения с Гоголем, в котором было больше легкости и простоты, отложился в памяти Аксакова рядом живых сцен, рассказанных с художественной завершенностью и яркостью. Так, говоря о своем отношении к ранним произведениям Гоголя, Аксаков не столько рассуждает, сколько рисует запомнившиеся ему моменты из далекого прошлого.

В Петербурге вышел «Ревизор». Аксаковы получили экземпляр комедии всего на одну ночь (до Москвы издание еще не дошло). В эту ночь вся семья не спала, слушая «Ревизора» в чтении хозяина дома. Из описания этой ночи видно, какое значение придавал Аксаков не только тексту, но и художественному чтению комедии.

На всем протяжении книги читатель ощущает увлеченность мемуариста творчеством Гоголя, силой своего искусства буквально покорившего Аксакова, который с юности страстно любил театр и был известным театральным критиком и замечательным знатоком русской сцены. Он великолепно знал особенности таланта каждого актера и его потенциальные возможности. Превосходный чтец, он не раз помогал актерам в работе над трудными ролями, более всего ценя в игре актера правду и естественность. Понятно поэтому, что значила для него комедия «Ревизор», да и вся драматургия Гоголя. Во время своего пребывания за границей Гоголь неоднократно просил Аксакова взять на себя наблюдение за постановками его комедий на московской сцене.

С первого чтения Аксаков почувствовал правду и художественную красоту «Мертвых душ». Более всего его волновала в них впечатляющая сила искусства. Он не просто читал «Мертвые души», а изучал их, наслаждаясь каждой мыслью, каждым словом, и в 1842 г., после выхода «Мертвых душ», перечитал своей семье вслух все, написанное Гоголем, «по порядку, как оно выходило» (74). В 1845 г., в Абрамцеве, Аксаковы вновь перечитывали Гоголя: «кончили все; через несколько месяцев станем опять читать», — сообщал С. Т. Аксаков Гоголю (154—155).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Практические занятия по русской литературе XIX века"

Книги похожие на "Практические занятия по русской литературе XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Элла Войтоловская

Элла Войтоловская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Элла Войтоловская - Практические занятия по русской литературе XIX века"

Отзывы читателей о книге "Практические занятия по русской литературе XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.