Федор Раззаков - Михаил Пуговкин
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Михаил Пуговкин"
Описание и краткое содержание "Михаил Пуговкин" читать бесплатно онлайн.
Раззаков Федор
Михаил Пуговкин
Федор Раззаков
Михаил Пуговкин
Михаил Пуговкин (настоящая фамилия - Пугонькин) родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Чухломского района Ярославской области в крестьянской и довольно набожной семье (его бабушка была церковной старостой), мать - тоже верила в Бога, была неграмотной. В 1936 году она внезапно серьезно заболела, и ей потребовалась хорошая медицинская помощь. Пуговкины приняли решение ехать в Москву, к родственникам. Несмотря на то, что им жить было тесно, свою деревенскую родню приютили. Так наш герой оказался в столице.
Закончив школу, Пуговкин устроился работать электромонтером на тормозной завод и тогда же увлекся художественной самодеятельностью. На сцене клуба имени Коляева, которым руководил А. П. Шатов, он играл купца Большова в пьесе А. Островского "Свои люди - сочтемся". Причем попал он на эту роль случайно. Послушаем рассказ самого Михаила Пуговкина: "Однажды заболел исполнитель роли купца Большова. Купец тот - в возрасте человек, и Шатов говорит: "Миша, может, ты попробуешь?" А молодость - она ведь города берет! Шатов позвал Каверина - главного режиссера театра на Сретенке. Тот посмотрел: "Слушай, да это самородок!" А я тогда еще "чаво" говорил".
Так наш герой попал на профессиональную сцену - в Московский драматический театр. Но на этом череда случайностей в судьбе нашего героя не закончилась.
В 1940 году на спектакль с участием Пуговкина пришел известный кинорежиссер Григорий Рошаль. Он тогда готовился к съемкам фильма "Дело Артамоновых" и подыскивал актера на роль купца Степаши Боярского. Увидев Пуговкина, он решил предложить эту роль ему. "Хотите сниматься в кино?" спросил Рошаль, после того как спектакль закончился. "Хочу", чистосердечно признался тот, в душе не веря, что режиссером это говорится всерьез. "А петь, плясать вы умеете?" - не унимался Рошаль. "В деревне, где я родился, этим делом умеют заниматься все", - ответил Михаил Пуговкин. "Тогда завтра же приходите на студию. Я вас буду ждать", - и режиссер протянул руку для прощания.
Съемки фильма "Дело Артамоновых" закончились в роковой для нашей страны день - 22 июня 1941 года. А 7 июля Пуговкин отправился добровольцем на фронт. "Я ушел в ополчение. Девяносто автобусов уезжало, половину по дороге разбомбило, а Ельня, где я оказался, семь раз переходила из рук в руки. Это было мое боевое крещение. Потом я попал в действующую армию, в разведчики...
В 1942-м году я был ранен в ногу, и меня положили в госпиталь. Ранение было серьезным, так как ногу хотели ампутировать из-за начавшейся гангрены. Кстати, именно в госпитале я и поменял фамилию. Мои соседи по палате иначе как Пуговкиным меня не называли. А поскольку я уже решил быть артистом, то мне это прозвище понравилось: запоминающееся такое, навязчивое...
В том же году Пуговкин был комиссован и вернулся в Москву. (Оба его старших брата с войны так и не вернулись). Прошло всего лишь несколько дней, и наш герой с палочкой в руке пришел в театр, которым руководил Николай Горчаков. Его тут же взяли в труппу и вскоре предложили главную роль - в спектакле по пьесе В. Гусева "Москвичка" он сыграл Петра Огонькова. Его партнерами были Ростислав Плятт, Вера Орлова и другие актеры.
В том же году Пуговкин снялся в двух фильмах: у Исидора Анненского в "Свадьбе" и Владимира Петрова в "Кутузове". В первом фильме он играл небольшой эпизод, а вот во втором роль покрупнее - Феди, веселого деревенского парня, судьба которого сложилась трагически. Правда, не все, что сыграл в этом фильме наш герой, вошло в картину: например, финальный эпизод режиссер при монтаже вырезал.
В 1944 году Пуговкин решил поступить в только что организованную актером Иваном Москвиным Школу-студию при МХАТе. Вот что наш герой вспоминает об этом: "Приемная комиссия в Школе-студии состояла тогда из двадцати двух народных артистов, и возглавлял ее Иван Михайлович Москвин. Прочитал басню Крылова "Кот и повар". Комиссия вежливо улыбнулась. Это я отнес на счет моего отдаленного сходства с котом, хотя усов тогда не носил. Затем Москвин попросил почитать еще. Я объявил, что знаю Пушкина, и начал известное: "Мой голос для тебя и ласковый и томный... Тут вся комиссия смеялась до слез, особенно на строчке: "Мой друг, мой нежный друг, люблю... твоя... Но меня приняли...
Во время учебы в студии Пуговкин внезапно влюбился в свою однокурсницу и стал настойчиво за ней ухаживать. В то же время за нею стал ухаживать и другой студент, будущая звезда советского экрана - Алексей Баталов. Однако девушка в конце концов сделала выбор в пользу Пуговкина, и вскоре они поженились.
Между тем в 1945 году нашему герою пришлось прервать учебу в студии и вновь отправиться в армию. На этот раз он попал в танковое училище в городе Ветлуга недалеко от Горького. Начальником училища был генерал Раевский.
Михаил Пуговкин вспоминает: "Он был из тех самых Раевских, что прославились в войну 1812 года. А надо сказать, что дисциплина у меня немного хромала. Вот вызывают меня после очередного "прокола" к Раевскому. Тот спрашивает: "Что-то мне ваше лицо знакомо?" Я говорю, да вот снимался в паре фильмов. Так вы артист, удивляется генерал, тогда вот что. Офицера из вас делать не буду, все равно толку от вас не будет. Дам я вам квартиру, офицерский паек, но чтобы каждый месяц в училище была новая программа самодеятельности. Сейчас училище находится в Благовещенске. Там на стене висит мой портрет, и в книге об училище есть моя фотография. Мне это очень приятно".
В 1946 году Пуговкина отпустили из танкового училища в Москву, доучиваться. Через год Школа-студия при МХАТе была им благополучно закончена, и, преисполненный романтики, наш герой отправился на край земли - в Мурманск, в Театр Северного флота. Одной из первых его ролей в труппе этого театра был Олег Кошевой в "Молодой гвардии".
Стоит отметить, что именно тогда Пуговкин в первый раз женился - "его женой стала молодая актриса.
В 1948 году Пуговкин покинул Театр Северного флота и перебрался в Вильнюс. Но и там он не задержался - в 1950 году вернулся в Москву и поступил в Театр Ленинского комсомола, которым тогда руководили Берсенев, Гиацинтова и Бирман. Во время работы в этом театре с ним произошла забавная история.
Рассказывает Михаил Пуговкин: "Я играл буденновского бойца, а Буденный сидел в первом ряду. Текст такой: "Какое у вас впечатление от Буденного?" Я отвечаю: "Впечитление у мене от Буденново - ничаво". И прямо на него гляжу. Гиацинтова после спектакля спросила: "Семен Михалыч, а какое на вас впечатление произвел боец Пуговкин?" А он говорит: "Ничаво". За это я сразу получил комнату".
Между тем работа в театре не слишком привлекала нашего героя - главных ролей ему там практически не предлагали, а те, которые он играл, его чаще всего не устраивали. Поэтому главной рабочей площадкой для Пуговкина стало кино. Вот там он действительно был нарасхват. Например, в одном только 1952 году он снялся сразу в трех картинах: "Максимка" (роль Артюхина), "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы" (роль Пирожкова); в 1953-м - в четырех картинах: "Верные друзья" (роль зав клубом), "Мы с вами где-то встречались" (эпизод), "Ревизоры поневоле" (роль шофера), "Школа мужества" (роль Шмакова); в 1954-м - в пяти: "В один прекрасный день" (роль Панаса Чушко), "Доброе утро" (роль завмагазином), "Земля и люди" (роль Гошки Хвата), "Крушение эмирата" (роль Ясного).
Однако самой "звездной" ролью Пуговкина в 50-е годы стала роль бывшего матроса Захара Силыча в фильме режиссера Ивана Лукинского "Солдат Иван Бровкин". Именно после нее к Пуговкину пришла настоящая слава. В прокате 1955 года картина заняла 1-е место, собрав на своих просмотрах 40,37 млн. зрителей. На волне этого успеха в 1957 году было снято продолжение - "Иван Бровкин на целине". И вновь успех у зрителей - 2-е место в прокате 1958 года.
В том же году Пуговкин сыграл еще одну из самых своих известных киноролей - в фильме режиссера Николая Досталя "Дело пестрых" он превратился в матерого вора-рецидивиста Софрона Ложкина. В прокате 1958 года картина заняла 4-е место, собрав 33,73 млн. зрителей.
Вот что писала критик И. Шилова об этой роли Пуговкина: "Софрон Ложкин - уголовник со стажем, темный, страшный. Движения у него уверенные и целесообразные. Настигла Софрона милиция, перекрыла все выходы из дома. Он сдается сразу, поняв безысходность, но не смиряется: сидит на диване, подобрав босую ногу, не поворачивая головы, только точечки-глазки внимательно, но незаметно наблюдают за обыском.
Найдена улика - перчатка. Остервенело натягивает ее Софрон на руку, не понимая, что это почти признание. Впрочем, все равно ничего не боюсь, ничего не скажу. Посадите - сбегу. И сбежал. Обросший, в ватнике, подчеркивающем кряжистость фигуры, идет он по перрону вокзала. В лице ни тени торжества или радости - такова жизнь: тюрьма, побеги, кратковременная свобода и опять тюрьма. Тупое, жуткое существование, и полная неспособность понять, что есть и другая жизнь. Не человек Софрон Ложкин - зверь. Не роль - приговор...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Михаил Пуговкин"
Книги похожие на "Михаил Пуговкин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Федор Раззаков - Михаил Пуговкин"
Отзывы читателей о книге "Михаил Пуговкин", комментарии и мнения людей о произведении.