Нурали Латыпов - Инженерная эвристика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Инженерная эвристика"
Описание и краткое содержание "Инженерная эвристика" читать бесплатно онлайн.
В книге представлены классические и новейшие — от эвристических до логических — методы активизации инженерно-технического мышления. Авторы демонстрируют междисциплинарный подход к решению изобретательских задач и тренингу интеллекта на основе универсальных языков. Последовательность в решении научно-технических проблем достигается методом выявления и разрешения противоречий. При этом формулировка проблемы в виде парадокса оказывается сильнейшим стимулом для развития творческой мысли.
Книга содержит более 170 вопросов и задач, на которых заинтересованный читатель может проверить качественный уровень собственного мышления, а в случае затруднений — обратиться к приводимым решениям и ответам. Многие из этих задач озвучены авторами в 2011–2012 гг. в ходе семинаров и тренингов в рамках проекта ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «Академия молодого инноватора», на интеллектуальных состязаниях молодых специалистов компании.
Рекомендуется инженерам, преподавателям и учащимся инженерно-технических и естественнонаучных специальностей вузов, инновационно ориентированным молодым специалистам производственного и исследовательского комплексов, а также всем читателям, заинтересованным в формировании у себя эффективного, продуктивного, действенного мышления, достижении нового интеллектуального уровня развития.
№ 22. Принцип „обратить вред на пользу“: а) Использовать вредные[71] факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта; б) Устранить вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором; в) Усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
№ 23. Принцип обратной связи: а) Ввести обратную связь; б) Если обратная связь уже есть — изменить её.
№ 25. Принцип самообслуживания: а) Объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции; б) Использовать отходы (энергии, вещества); в) Функция устройства в идеале должна выполняться, а устройство должно в идеале отсутствовать.
№ 30. Использование гибких оболочек и тонких плёнок: а) Вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки; б) Изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок.
№ 32. Принцип изменения окраски: а) Изменить окраску[72] объекта или внешней среды; б) Изменить степень прозрачности объекта или внешней среды; в) Для наблюдения за плохо видимыми объектами или процессами использовать красящие добавки; г) Если такие добавки уже применяются, использовать меченые атомы.
№ 33. Принцип однородности[73]. Объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам).
№ 36. Применение фазовых переходов. Использовать явления, возникающие при фазовых переходах, например изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д.
№ 37. Применение термического расширения: а) Использовать термическое расширение (или сжатие) материалов; б) Если термическое расширение уже используется, применить несколько материалов с разными коэффициентами термического расширения» (Альтшуллер, 1973, С. 141–177).
Количественные соотношения и переходы во времени длительностей и тональностей приводят нас к музыке (которая, кстати, издревле характеризовалась как «искусство интонаций»), а в речевой деятельности — к пению.
Итак, если нам нужно отобразить изменения, преобразования в существующем объекте без явного превращения его в какой-то иной, мы выражаем это изменением тона. Скажем, простейшая форма выражения закона сохранения энергии описывается возвращением к тонике (сохранение тоники). Или, если нам нужно сказать: «Теперь это просто другой человек» (а о нем мы уже говорили, как об А), мы скажем, например, А/А («впал в тонику», «вошёл в русло, успокоился»), АА/ (стал лучше, энергичнее), АА\ (стал хуже-безвольнее).
Сын Ходжи Насреддина увидел своё отражение в сосуде с водой и закричал: «Отец, там кто-то сидит!» Ходжа подошёл, заглянул в сосуд, увидел там своё отражение и сказал: «Успокойся, сынок, там всего-навсего глупый старик, который любит пугать маленьких детей».
И точно так же, как и в случае с ритмом, обработка интонаций речи до наполнения её прямым смыслом (словами) имеет огромное значение для успеха сказанного. По сути — спетого. Некоторым это удаётся интуитивно — мы знаем таких людей как завораживающих речью баюнов и краснобаев, берущих за душу певцов или внушающих к себе подсознательное уважение лидеров и вожаков. Тем же, кто хочет добиться результата сознательно, требуется серьёзная работа над собой и своей речью.
Потренируйте свой голосовой аппарат для того, чтобы в полной мере и со временем овладеть красноречием. А заодно и логику!
Необходимо сказать фразу «Волк „У“ сожрал овцу», не переобозначая второго участника этой трагедии. Это просто, если представить овцу, как базовое, «нулевое» состояние волка. Мясо овцы — это жизнь хищника, если волк не пообедает, он умрёт.
Х — любая произвольная гласная произнесенная на базовом, основном тоне, в тонику, Х/ — повышение тона; Х// — двукратное повышение тона; Х\ — понижение тона и т. д.
Тем самым искомая фаза звучит как у\У, то есть, съедая овцу волк утрачивает чувство голода и некоторым образом становится на место овцы, насыщаясь. При этом он набирает массу или размер. Пока он не проголодается вновь — его хищническая природа в полной мере не проявится.
Как ни парадоксально, но единственный возможный способ существования вещи в относительном неизменном состоянии — это непрерывный переход потребления иного в производство самой себя, что выражается вариацией высоты тона с последующим возвратом к исходному состоянию /\. Это «обмен веществ» вещи.
Мы приносим, конечно, извинение за злоупотребление биологической терминологией, но дело в том, что диалектика развития «неживых» вещей пока еще не осознана в науке настолько, чтобы можно было бы легко подобрать соответствующие понятия, лучше отражающие суть. Так, в физике Пространства-Времени подобное превращение называют «событием», что вряд ли лучше предыдущего названия. Обратный переход /\/, то есть вместо «потребление-производство» — «производство-потребление» \/\, будучи изначально неотличим по смыслу, в дальнейшем отделяется, образует новый тип превращения состояний. По аналогии с экономикой его можно назвать «обменом» /\/\ = \/, а с физикой — механическим перемещением, где движение квантов происходит путем обмена «местами» с другими квантами, просто, путем преобразования их друг в друга.
Сфера обмена, то есть область «механического перемещения» есть сфера производства состояний вещи, поскольку во время такого обмена собственная «внутренняя жизнь» вещи останавливается.
Именно отсюда следует, что различные «точки-места», в которых находится вещь в процессе своего движения, являются, по сути лишь её собственными различными состояниями! Это напрочь срывает мистический покров с понятия пространства-поля и ещё раз показывает, что оно есть лишь одна из всеобщих форм существования материи.
Существует ещё и теория, восходящая к самому Вернеру Гейзенбергу, согласно которой все частицы мира, все его кванты — это трансформированная одна единственная «прачастица-Вселенная», родоначальница всех имеющихся частиц, как известных науке, так как и пока неоткрытых!
Продемонстрируем, как изменение уровня тона «работает» в контекстах Диала. Пусть О — зрелое, настоящее, устойчивое. Тогда, в зависимости от контекста:
оО/ — далёкое будущее; прекрасное далёко; оО\ — ближайшее будущее; незавидное будущее; Оо\ — недалекое прошлое, мрачное прошлое; Оо/ — далёкое прошлое, золотой век.
Или же, пусть «ог» — Срединный мир, земля или вода, тогда «ог\» — Нижний мир, подземный или подводный, а также лёд, а «ог/» — Вышний, воздушный мир.
Пусть «уб» — звуковая информация, тогда «уб/» — зрительная, а «уб\» — тактильная.
Если, например, ОоО — пространство, то ОоО/ — активное, агрессивное пространство, а ОоО\ — инертная среда. Подействуем на последний оператор «инертного пространства» оператором смерти, вывернем его наизнанку и получим оператор оОо/ — длительной, качественно новой, «успешной» жизни, оператор качественно иного «лучшего» или же «будущего» времени.
Скажем, Александр Николаевич Лодыгин в конце XIX века разработал несколько типов ламп с металлическими нитями накала, а затем, не найдя поддержки у столыпинского правительства, в 1906 году продал за сущие гроши патент на вольфрамовую нить компании «Дженерал Электрик». Из-за высокой стоимости и тугоплавкости вольфрама патент находил ограниченное применение. Но вскоре был изобретён продвинутый метод производства вольфрамовой нити. А проблему с быстрым испарением нити в вакууме решил сотрудник той же «Дженерал Электрик» — Ирвинг Ленгмюр. Он придумал наполнять колбы ламп инертным газом, что весьма увеличило время их жизни, и существенно осветило жизнь человечества.
Составим несколько ещё достаточно абстрактных фраз, в том числе и таких, где работают и интонационная и амплитудная структуры:
Медведь «о» лег в спячку — оо\
Выпитый кофе «и» меня «а» бодрит — аиа/
Ударил Мороз «у», вода «а» замерзла — уУуаА\, или УаА\
Буря разбила лед «А» вдребезги, а мороз «У» сковал его заново — аАа\А\ А\ А\ уУу А\
Гости гуляли и побили много хрустальных бокалов (за базовое состояние принят хрусталь «И») — иИи И\ И\ И\
ВОПРОС № 70
Наверное, многим памятен роман У. Эко «Имя Розы» и его экранизация с бесподобным Шоном Коннери. Первейшая обязанность средневекового монаха — это молитва. Для участия в богослужениях монахи прерывали почти всякую работу 6–7 раз в сутки. А какая же работа всё-таки освобождала монаха от участия в дневных службах, особенно зимой?
ВОПРОС № 71
Выдающийся русский и советский театральный актёр Александр Алексеевич Остужев по нескольку часов в день тренировал голос, изучал мимику своих партнёров. Он работал не только над своей ролью, но и выучивал всю пьесу от первой до последней реплики. Назовите причину такого упорного труда актёра.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Инженерная эвристика"
Книги похожие на "Инженерная эвристика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Нурали Латыпов - Инженерная эвристика"
Отзывы читателей о книге "Инженерная эвристика", комментарии и мнения людей о произведении.