Валентина Григорян - Царские судьбы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Царские судьбы"
Описание и краткое содержание "Царские судьбы" читать бесплатно онлайн.
Данная книга включает биографические очерки о правивших представителях дома Романовых, начиная с Михаила Федоровича и кончая Николаем II. Написанная хорошим языком, живо и увлекательно, она, несомненно, привлечет внимание всех, интересующихся отечественной историей.
Об авторе
Григорян Валентина Григорьевна родилась в 1932 г. в Западной Сибири. Закончив среднюю школу с золотой медалью, поступила в Московский государственный институт международных отношений на международно-правовой факультет. С первых студенческих лет проявляла особый интерес не только к юридическим наукам, но и к русской истории. После защиты диплома по государственному праву ФРГ была оставлена при институте для учебы в аспирантуре. Работу над диссертацией по вопросу германороссийских отношений вынуждена была прекратить по семейным обстоятельствам.
С 1958 по 1962 г. работала в Издательстве литературы на иностранных языках в немёцкой редакции.
Проживая много лет с семьей в Германии, занималась переводами текстов с немецкого на русский язык, в том числе биографической литературы.
Последние годы работала над материалами о династии Романовых, проявляя особый интерес к родственным связям романовской семьи с западноевропейскими правящими Домами, особенно германскими. В своих исследованиях широко использовала архивные документы, письма, воспоминания очевидцев, историческую и мемуарную литературу, материалы выставок, проводимых как в России, так и за рубежом.
В 1997 году в Германии опубликована книга «Царские судьбы». В настоящее время готовится к печати книга «Мекленбургская ветвь на древе Романовых» (Деммлер Ферлаг, Шверин).
Царь стал запросто бывать в доме стрелецкого начальника, обставленном на западный манер: на стенах висели картины, зеркала, стояла изысканная мебель. А главное, в доме соблюдались совершенно не те обычаи и порядки, к которым привык Алексей Михайлович и которые предписывались московской стариной. Особенно это касалось жены хозяина дома и его племянницы Натальи Нарышкиной, семнадцатилетней красавицы, взятой им на воспитание. Они не прятались на женской половине, как это водилось в боярских семьях, и не стеснялись показываться в мужском обществе. В доме Матвеева часто собирались гости, в том числе и иностранцы, служившие при московском дворе. Одна из комнат в доме была библиотекой, так как в семье много читали. Кроме того, Матвеев организовал в своем доме оркестр и труппу актеров, чьи представления вызывали интерес гостей.
Нередко у Артамона Сергеевича Матвеева устраивались приемы, которые не ограничивались застольем, как это было принято на Руси, когда люди собирались, чтобы как следует выпить и закусить. Эти приемы сопровождались интересными беседами, в которых принимали участие жена Матвеева и его воспитанница Наталья. На одном из таких приемов царь-вдовец и встретил эту девушку.
Как-то государь заявил Матвееву, что собирается навестить его дом: «Только ты никаких приготовлений не делай и своего обычного порядка не меняй. Я приеду к тебе ужинать запросто вместе с твоей семьей». И приехал…
Необыкновенная красота строгого умного лица племянницы хозяина дома поразила царя-вдовца, он не спускал с нее глаз. Как бы в шутку спросил: «Скажи мне, красавица-разумница, ты, должно быть, уж не раз гадала о женихе, а может быть, у тебя уже есть какой-нибудь молодец на примете?» «Нет, государь, — отвечала Наталья. — Мне женихов не надо, я живу в доме этом так же счастливо и спокойно, как птица в родном гнезде, да и лета мои такие, что мне рукоделье и ученье больше по душе, чем мысли о гаданьях, да о суженых». «Не таись, красавица. Ты на возрасте, и о женихах помышлять тебе не грех. Но будь спокойна, не хлопочи. Я сам буду твоим сватом и приищу тебе хорошего и достойного тебя человека».
Не прошло и месяца, как царь Алексей Михайлович сказал Матвееву: «Я жениха твоей воспитаннице нашел… Жених этот — я сам».
Несмотря на большую разницу в возрасте — государю в то время было уже сорок два года, — свадьба состоялась. Но для отвода глаз Матвеев незадолго до этого предложил собрать у себя несколько дочерей из дворянских семей, но чтобы среди них была и его воспитанница. Пусть выбор царя состоится согласно старому обычаю. Тогда вряд ли кто удивится, что в жены себе он выбрал девушку незнатную и небогатую, дочь воеводы из Смоленска. Царь последовал этому совету. И, конечно же, выбрал полюбившуюся ему Наталью Нарышкину. Об этом и было всенародно объявлено.
Результат смотрин вызвал удивление многих. Завистники стали обвинять Матвеева в чародействе и в знании приворотных трав. Он якобы сумел одурманить царя, и тот предпочел дочерям знатных бояр девушку из небогатой и незнатной семьи. Но пока это был лишь шепот злопыхателей…
30 мая 1672 года молодая царица родила сына. Старшая сестра царя, Ирина, вместе с царевичем Федором принимала младенца от купели. Назвали мальчика Петром. Радости отца не было предела. День рождения Петра, 9 июня 1672 года, был объявлен национальным праздником. С 1600 колоколен Москвы раздавался перезвон как бы соревнующихся с залпами пушечных выстрелов. Счастливый отец приказал испечь стокилограммовый пирог необыкновенной красоты. Одно пиршество сменялось другим…
Новорожденный был окружен нежнейшими заботами и изысканной по тому времени роскошью. Он возлежал в колыбели, украшенной золотыми вышивками на турецком бархате. Одеяло и подушка были на лебяжьем пуху. А когда мальчик начал ходить, ему сшили зимние и летние костюмчики, окаймленные немецким кружевом, и панталончики на западный манер. Родители не могли нарадоваться на своего сына.
Царь-отец часто приходил играть с сыном и всегда приносил с собой множество всевозможных игрушек, большая часть этих игрушек была иноземного производства. Когда Петр немного подрос, он ездил по Москве в маленькой позолоченной карете, запряженной четырьмя пони. Ему прислуживали тщательно подобранные карлики, с которыми мальчик охотно играл.
Обучать трех летнего Петра «воинскому делу» в играх с детским полком царь назначил Пауля Менезиуса, шотландца по происхождению, попавшего в плен к русским и женившегося впоследствии на вдове Марселиса, основателя железных заводов в России. Царь Алексей отнесся к Менезиусу с большим доверием, посылал его даже послом к Папе в Рим с важными дипломатическими поручениями. Этого ловкого и способного человека, говорившего на нескольких иностранных языках, государь и приставил к своему маленькому сыну. Пожалуй, он и заронил в душу мальчика ту горячую любовь ко всему иноземному, которая начала проявляться у восприимчивого Петра с ранних лет.
Наталья Нарышкина была образованной женщиной, любила книги, играла на лютне и даже принимала иногда участие в театральных спектаклях, которые в доме ее воспитателя ставил служитель немецкой лютеранской общины в Москве пастор Иоганн Готфрид Грегори. Спектакли шли на немецком языке, который она неплохо знала.
Будучи по характеру жизнерадостной и веселой, Наталья внесла свежую струю в привычную жизнь русского царя. Когда новая царица переселилась в Кремль, Алексей по ее просьбе пригласил немецких актеров ко двору. Спектакли сопровождались музыкой — а это церковь сочла святотатством. Причиной особого негодования явились скрипки и флейты — их называли дьявольской выдумкой. А уж присутствие на представлении царицы, хоть и в ложе, закрытой решеткой, явилось настоящей революцией и вызвало ропот среди боярства, который, однако, быстро утих, так как спустя немного времени Великий пост прервал все светские удовольствия.
Когда же у царя родился сын, он по случаю столь радостного события приказал построить специальную залу для представлений — из предосторожности в подмосковном селе Преображенском; а в следующем году и в самом Кремле. Отныне спектакли шли поочередно в этих двух залах, в зависимости от сезона декорации переносили из одного в другой. Вся царская семья стала посещать театральные представления — трагедии и комедии.
Разыгрывали спектакли немцы и дворовые люди Матвеева, обучавшиеся актерскому мастерству в театральном училище, основанном Петером Инглессом при содействии пастора Грегори. Туда приглашались и дети мещан. Часами царь Алексей мог смотреть на сцену, так он полюбил театр. Театральные представления разыгрывались в основном по библейским сюжетам и сопровождались инструментальной музыкой — в угоду своей жене царь пригласил музыкантов из немецких городов Курляндского герцогства. А в Грановитой палате Кремля был установлен большой орган. Немецкая органная музыка доставляла особое удовольствие царице.
Ставились спектакли и во вновь построенном загородном дворце царя в селе Коломенском, расположенном в семи верстах от Москвы, на высоком берегу Москвы-реки.
Дворец, сделанный из дерева, сверкал своим великолепием и экзотической роскошью, походил на сказочный терем. Посетители называли его восьмым чудом света, до того он был красив. Внутренние покои Коломенского дворца украшали не иконы, как тогда было принято, а портреты великих исторических личностей, таких как Александр Македонский, Юлий Цезарь, персидский царь Дарий. Вокруг дворца были раскинуты фруктовые сады, часть которых сохранилась и до настоящего времени. Село Коломенское стало самым любимым местопребыванием царя в летнее время. Нередко царская семья с вельможами и слугами проводила здесь несколько месяцев подряд. Приглашались сюда и иностранцы, поселившиеся в Москве.
При царе Алексее их стали уже значительно чаще приглашать в Россию, главным образом, мастеров оружейного дела, ремесленников, ювелиров, художников, врачей, ученых, аптекарей и, конечно, музыкантов. К ним государь был весьма милостив. Одни прибывали на место со своими женами и детьми, другие женились в Московском государстве и дали начало целому ряду фамилий. Увеличение числа иностранцев в Москве возбудило даже ропот среди населения. Царю стали поступать жалобы от священников православной церкви, считавших всех иноземцев еретиками. Вот и решили переселить немцев и всех прочих иностранцев в особую слободу на окраине города, чтобы как-то «отгородить» Русь от иноземщины. Так была создана Немецкая слобода, как бы город в городе, которая, в свою очередь, стала местом притяжения многих передовых людей Москвы.
Чего только не перевидала эта слобода, сколько интересных людей в ней побывало! Здесь можно было узнать, как живут люди в других странах, услышать о событиях за пределами России. Ведь поселившиеся в Слободе немало повидали на свете, прежде чем приехать в Москву, и, конечно, могли рассказать и даже показать много интересного. И вообще, это был как бы маленький островок западного быта, недосягаемого для каждого русского. Ведь русским людям в то время не разрешалось вот так просто, без приказа царя, отправляться за границу. Более того, за границу нельзя было даже писать о порядках в Московском государстве — за это могло последовать суровое наказание. А многие русские-ортодоксы и эти ограничения считали слишком мягкими. Например, когда открыли почту на Руси, посыпались возмущения: «…иностранцы пробили брешь в нашу страну. Все, что у нас случается, они могут сейчас же узнать». Некоторые даже предложили закрыть эту брешь немедленно и следить строго за каждым выезжающим за границу, чтобы не дай Бог какая-либо информация из Москвы могла просочиться на Запад.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Царские судьбы"
Книги похожие на "Царские судьбы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентина Григорян - Царские судьбы"
Отзывы читателей о книге "Царские судьбы", комментарии и мнения людей о произведении.