» » » » Иосиф Бентковский - Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса


Авторские права

Иосиф Бентковский - Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса

Здесь можно скачать бесплатно "Иосиф Бентковский - Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иосиф Бентковский - Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса
Рейтинг:
Название:
Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса"

Описание и краткое содержание "Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса" читать бесплатно онлайн.



Иосиф Викентьевич Бентковский (польск. Józef Bętkowski; 19 марта 1812 — 15 (27) августа1890) — российский статистик польского происхождения.

Родился в семье знатных, но небогатых дворян Брескульского уезда Варшавского герцогства Викентия Бентковского и Жозефины Бентковской, урожденной Рудницкой. «Среднее образование я получил сначала в Влоулавске (Вроцлаве), а потом в Плоуке (Плоцке), но высшего не дала мне даже начать революция 1830 года и бросила на Кавказ».

После польского восстания 1830 года оказался на Кавказе.

«Русский язык я изучил на марше с таким успехом, что по прибытии в Ставрополь 4 февраля 1834 года меня, после отличной рекомендации партионного офицера, которому я в походе помогал в переписке, оставили в штабе Кавказской линии и Черномории и Астрахани для распределения и рассылки множества документов на польском и литовском языках (метрик) в разные части войск, где служили поляки».

На Кавказе принял православие и вступил в казачье линейное войско. Дослужился до звания офицера, казачьего сотника, начальника Михайловской станицы, заседателя полкового правления 4-й бригады Кавказского линейного войска.

Выйдя в отставку и поселившись в селе Безопасном, посвятил себя сельскому хозяйству и торговле и смог вплотную заняться историко-литературными трудами. Стал действительным членом Ставропольского статистического комитета. Будучи с 1871 года секретарём комитета, он переехал в Ставрополь и всецело занялся учёной деятельностью.

Скончался 15 августа 1890 года.


В трехтомной антологии публикуются произведения писателей, публицистов, деятелей культуры: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.И. Одоевского, А.А. Бестужева-Марлинского, В.И. Соколовского, И.В. Бентковского, Я.В. Абрамова, СВ. Фарфоровского, Н.И. Воронова, К.Л. Хетагурова, Г.Н. Прозрителева, Г.А. Лопатина, — в разное время живших на Северном Кавказе, в Ставрополе, подвергшихся ссылке на Кавказ или гонениям со стороны властей, а также исследования Н.А. Кот-ляревского, Л.П. Семенова, И.П. Лейберова, Н.В. Маркелова и др. о них и об их творчестве. Произведения «опальных» связаны с нашим краем, Северным Кавказом. Русские писатели проложили пути к взаимопониманию народов России, их произведения способствуют строительству мира в многонациональном регионе






И. В. Бентковский

Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса

Выдали меня родственники

В дальнюю сторону;

Отдали в чужие руки,

За усуньского царя[1].

Живет в бедной хижине,

Обтянутой войлоками;

Пища его — мясо,

Питье его — молоко.

Из древней чжунгарской песни

По словам маньчжурского писателя, — историю которого о Чжунгарии, или Западном Китае (Си-юй чжуань), перевел с китайского известный нам хинолог отец Иакинф, — песнь эту сочинила жена усуньского хана, Гуньмо, за 107 лет до Р. X.[2] Отсюда можно предположить, что построение первой кибитки, или, как ее выразительно называла сочинительница песни, «хижины, обтянутой войлоками», теряется еще в более глубокой древности, если даже не в доисторических временах. Полагаем, не новее и кухонное искусство нынешних калмыков, пищу которых, как и их предков за 20 веков до нас, составляет мясо, а питье — молоко.

Если в жизни народов жилище и пища выражают степень их материального и интеллектуального развития, то, с этой стороны, изучение быта калмыков Большедербетского улуса есть дело немаловажное и, позволяем себе думать, относится к числу главнейших работ тех, от которых непосредственно зависит их гражданское устройство. Отсюда полагаем, что и описание калмыцкого житья-бытья с натуры едва ли будет лишено интереса, хотя, быть может, для некоторых это предмет далеко не новый.

Жилищем калмыку служит кибитка, плотно обтянутая войлоком[3], которая очень легко и скоро устраивается и разбирается. Кибитка совершенно круглая и имеет в диаметре основание обыкновенно от 6 до 8 аршинов, иногда более, но редко менее; на двуаршинной от земли высоте (в больших кибитках бывает и полуаршином выше) круглая форма кибитки переходит в воронкообразную, что и образует покатость, необходимую для стока дождевой воды. Короче, вид кибитки походит несколько на лейку с отломленным горлышком, поставленную широким отверстием на плоскость. В таком положении отверстие лейки вверху представит нам единственное окно кибитки от 5 до 6 четвертей в диаметре, служащее в то же время дымопроводником. Высота всей кибитки в центре ее основания составляет от 2 до 2 1/2 саженей.

Кибитка составляется из следующих частей:

1. складные решетки (термэ); 2. унин, то есть тонкие прямые палки; 3. деревянный круг наподобие обода (харача); 4. двери (юйден); 5. войлочные завесы (ышге); 6. шерстяные тесьмы двух сортов: узкие и широкие (хошлун); наконец, 8 небольших арканов (шерстяных веревок). Отсюда оказывается, что калмыку для устройства жилища нужны только два материала: дерево и шерсть.

Кибитка средних размеров весит около 18 пудов (тяжесть, равная силе одного верблюда), в том числе деревянные части занимают треть общего веса. Новая кибитка, с починкою и переменою полстей, может просуществовать от 10 до 12 лет, иногда более — это зависит от качества решеток и войлоков. Если кибитка покрыта толстыми войлоками, то она теплее зимою, потому что ее не так продувает ветер; зато такие войлоки скорее преют от дождей, потому что медленнее высыхают. При тонких войлоках условия прочности и удобства, само собою, находятся в обратном положении.

Для полноты описания коснемся подробно отдельных принадлежностей кибитки.

Решетки, из которых составляется совершенно круглая ограда кибитки, делаются из четырехгранных ореховых, в вершок толщиною, палок или же, для большей легкости, из липового дерева. Величина кибиток определяется числом решеток; их поэтому бывает 5, 6, 7, редко 8, а именно, только в кибитках владельческих, богатых зайсангов и хурульных[4]. Раздвинутая решетка имеет квадратные отверстия, так как палки накладываются крестообразно одна на другую в расстоянии 1 1/2 вершка, но эти отверстия закрываются при складывании решетки, что делается тогда, когда нужно кибитку переставить на иное место. В последнем случае решетка представляет параллелограмм, одна сторона которого в три раза короче другой, между тем в раздвинутом положении она только вполовину меньше. При раздвижении решетки все ее стороны из концов наложенных крестообразно палок образуют рогульки в виде римской цифры V, которые имеют свое назначение. Так, например, рогульки, находящиеся на том боку, который ставится на землю, заменяют ножки; на рогульки противуположной стороны, обращенной вверх, надеваются посредством шерстяных петель палки (унин). Палками этими, в свою очередь, поддерживается круг (харача), образующий свод кибитки, между тем как с боков рогульки одной решетки пригоняются к рогулькам другой, перевязываются арканом, и таким образом формируется круглая решетчатая ограда кибитки. Так устроенная решетка чрезвычайно легко двигается на кожаных сыромятных петлях, или, лучше сказать, ремешках, продетых сквозь палки в местах их соединения и завязанных особого рода калмыцким узлом. Нужно еще заметить, что, для лучшей устойчивости, решетки должны быть посредине несколько вогнуты к наружной стороне, что, однако ж, нисколько не мешает их подвижности. А чтобы решетки не трескались от солнечного жара, особенно когда новы, их окрашивают масляною краскою в красный цвет, а недостаточные — просто смазывают жиром. Готовых решеток нет в продаже — их делают на заказ. Хорошая шестиштучная решетка стоит не менее 25 рублей. Калмык, делающий решетку сам для себя, истрачивает на один только материал, смотря по качеству, от 5 до 10 рублей.

Не менее оригинального устройства кибиточные двери. Они делаются обыкновенно из соснового дерева. Основанием двери служит широкая (в ладонь) двудюймовой толщины рама вышиною 2 аршина, а шириною 1 аршин 2 вершка; для порога оставляют снизу 1/2 аршина и заделывают тонкою доскою; таким образом, собственно для дверей остается отверстие в 1 1/2 аршина вышины. По вышине этого отверстия прибивается внизу и вверху по планке, в которых вращается створчатая дверка на деревянных пятках. Обе половинки дверок делаются в особых рамках, с переплетом на манер деревенских оконных рам, с тою разницею, что вместо стекол заделываются тонкими дощечками. Для красы дощечки окрашиваются в синий цвет, а рамы и переплет — в красный. Дверь запирается на деревянные засовки и устанавливается так, чтобы отворялась в середину кибитки. Калмыки сами делают эти двери, но большею частью покупают готовые, привозимые из Царицына ставропольскими лесопромышленниками. Обыкновенная цена двери 3 рубля, в редких случаях — дороже.

Унины, или круглые дюймовые и совершенно прямые палки длиною в 3 1/4 аршина, бывают ореховые или же, для легкости, сосновые. Таких палок для кибитки в 6 решеток, полагая на каждую, по числу рогулек, 12 и над дверью 4, должно быть 76 штук. Палки эти, как уже сказано, одним концом навешиваются на решетку, а другим, который должен быть четырехгранный, упираются в деревянный круг (харача). У людей богатых и в хурульных кибитках унины бывают выкрашены красною краскою, но бедняки обходятся без этой роскоши, тем легче, что впоследствии от дыма палки совершенно чернеют. Обделанная как следует унина стоит 8 копеек каждая, без обделки — от 2 до 3 копеек.

По словам самих калмыков, труднее всего сделать харачи, или то, что мы называем кругом. Этот круг составляется из нескольких штук, связанных между собою — выражаясь плотничным термином — в замок, очень замысловатый. Для большей прочности круг обивают наглухо сыромятною кожею, а внизу продалбливают (впрочем, не насквозь) четырехгранные отверстия, в которые вкладываются унины. Эти отверстия, или выемки, делаются с математическою точностью как по размеру и углублению, так и по расстоянию одна от другой. В противном случае унины правильно на решетку не лягут и, при малейшем усилии привести их в такое положение, будут ломаться и портить необходимую правильность свода. Отверстий, или выемок, в круге должно быть столько, сколько рогулек, — ни больше ни меньше. Наконец, поверх круга укрепляются крестообразно две пары полуобручей, выпуклостями вверх, для правильного накидывания башлыка (цагрык), что бывает необходимо во время дождя или ночью. Хороший круг стоит не менее 6 рублей.

Харача завершает остов кибитки, а с сим вместе — строительное искусство калмыков. Несмотря, однако ж, на ограниченность и незатейливость этого дела, не каждый калмык сделает решетку или дверь. Что же касается круга, то в улусе едва ли найдется десяток мастеров, умеющих делать харача, или круг. Если, с одной стороны, такой недостаток восполняется отчасти бережливостью круга во время перекочевок, то, с другой, это может служить (и действительно служит, как это увидим далее) выражением бедности калмыков.


Приготовление из шерсти остальных принадлежностей кибитки до мужчин уже не относится, а составляет прямое дело женщины-калмычки.

Главную статью этих принадлежностей составляют войлоки, или полсти, или, как их иначе еще называют, кошмы. О калмыцком способе валяния войлоков мы скажем в другом месте; заметим только здесь, что он значительно разнится от русского способа. Войлоки нужны на завесы, или полотнища (по-калмыцки, ышге), которыми вся кибитка плотно обтягивается, и составляют самую ценную принадлежность калмыцкого жилища. На ышге для кибитки средней величины, в шесть решеток, идет 12 пудов чистой шерсти осенней стрижки. Чтобы достать такое количество шерсти в одну стрижку, нужно иметь не менее 240 овец, а такого числа у большинства калмыков и нет. Собирать же шерсть в несколько стрижек тоже нет возможности, да и нет места в кибитке для хранения каких бы то ни было запасов. А между тем кибитка каждому женатому калмыку нужна. Остается одно — купить готовые войлоки, что и делается на сельских ярмарках. Но следует заметить, что купленные войлоки хотя и обходятся весьма дешево (от 50 до 60 рублей на кибитку), не всегда, однако ж, бывают хороши и прочны вследствие непохвальной привычки русских полстовалов подмешивать в чистую шерсть так называемую кислую, то есть остающуюся при выделке овчин.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса"

Книги похожие на "Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иосиф Бентковский

Иосиф Бентковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иосиф Бентковский - Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса"

Отзывы читателей о книге "Жилище и пища калмыков Большедербетского улуса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.