Кирилл Кожурин - Боярыня Морозова

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Боярыня Морозова"
Описание и краткое содержание "Боярыня Морозова" читать бесплатно онлайн.
Образ боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой — суровой обличительницы новых обрядов, введенных в Русской церкви в середине XVII столетия патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, — знаком нам прежде всего благодаря картине художника Василия Ивановича Сурикова, запечатлевшего переломный момент в ее жизни, когда ее, богатейшую и знатнейшую женщину России, везут на санях, закованной в кандалы, к месту будущих мучений и пыток. Но кем была эта женщина? Почему ради своих убеждений, ради приверженности старой вере она не побоялась лишиться всех причитавшихся ей благ, да и самой жизни? Почему даже под страхом смерти она не согласилась — хотя бы для вида — перекреститься на новый лад, то есть тремя перстами, и произнести по-новому Символ веры? И только ли религиозный фанатизм был причиной ее непреклонности? На эти вопросы дает свой ответ автор книги, известный петербургский историк и публицист Кирилл Яковлевич Кожурин. Особый интерес книге придает то обстоятельство, что в ней представлен именно старообрядческий взгляд и на биографию боярыни Морозовой, и на всю русскую историю XVII века.
81
Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 382–383.
82
Дополнения к актам историческим. Т. 3. СПб., 1848. С. 152.
83
Мейерберг А. Путешествие в Московию. С. 151–152.
84
Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2006 (серия «ЖЗЛ»). С. 106.
85
Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 347.
86
Мейерберг А. Путешествие в Московию. С. 120.
87
Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 347.
88
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц… С. 59.
89
Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 348–351.
90
ИРЛИ. Древлехранилище. Собрание Заволоко. № 231. Л. 138.
91
По вычислениям А. И. Мазунина, Иван Глебович родился в 1650 году, то есть на следующий год после свадьбы, однако это не вполне согласуется с сообщением Жития боярыни Морозовой о чудесном рождении «детища по некоему явлению великаго Сергия чюдотворца», то есть о том, что рождение наследника все-таки произошло не сразу, а спустя некоторое время.
92
Пичета В. И. Боярский быт в XVII веке // Москва. Быт XIV–XIX вв. М., 2005. С. 172–173.
93
Там же. С. 174.
94
См.: Русская историческая библиотека. Т. 23. Дела Тайного Приказа. Кн. 3. СПб., 1904. Стб. 1032, 1035.
95
Пичета В. И. Боярский быт в XVII веке. С. 185.
96
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц… С. 60.
97
Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М., 2010. С. 385.
98
История о искоренителе древняго благочестия патриархе Никоне отступнике святыя веры // Бубнов Н. Ю. Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Геронтия Соловецкого. История о патриархе Никоне. СПб., 2006. С. 349–350.
99
Там же. С. 351.
100
Цит. по: Севастьянова С. К Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003. С. 20.
101
История о искоренителе древняго благочестия патриархе Никоне… С. 354–355.
102
Андреев И. Л. Алексей Михайлович. С. 172.
103
Цит. по: Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909. Т. 1. С. 86.
104
Стоглав. Собор, бывший в Москве при великом государе царе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). 2-е изд., испр. СПб., 2002. С. 60.
105
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1. С. 85.
106
Плюханова М. Б. Предисловие // Пустозерская проза: Сборник. М., 1989. С. 13–14.
107
Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. С. 150.
108
Андреев И. Л. Алексей Михайлович. С. 173.
109
Севастьянова С. К Материалы к «Летописи жизни…». С. 46.
110
Мейерберг А. Путешествие в Московию. С. 151.
111
Кутузов Б. П. Церковная «реформа» XVII века… С. 5–6.
112
Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2002. С. 87.
113
Стоглав… С. 84.
114
Сборник. БАН. Собрание Дружинина. № 162. Я. 32–33.
115
Димитрий Ростовский (Туптало). Розыск о раскольнической брынской вере. 5-е изд. М., 1855. С. 46.
116
«Пришел же Исус во страны Кесарии Филипповы, вопрошаше ученики Своя, глаголя: кого Мя глаголют человецы суща Сына Человеческаго? Они же реша: ови убо Иоанна Крестителя, инии же Илию, друзии же Иеремию, или единаго от пророк. Глагола им Исус: вы же кого Мя глаголете быти? Отвещав же Симон Петр, рече: Ты еси Христос Сын Бога Живаго. И отвещав Исус, рече ему: блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех. И Аз же тебе глаголю: яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не удолеют ей» (Мф. 16, 13–18).
117
Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию… С. 484.
118
«Господи помилуй» (греч.).
119
Житие протопопа Аввакума… С. 159.
120
Список с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума // Памятники старообрядческой письменности. СПб., 2000. С. 330–331.
121
Поморские ответы. М., 2004. С. 183.
122
Житие протопопа Аввакума… С. 135–136.
123
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 1–2.
124
Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6. Т. 10. С. 93.
125
Большой Катихизис. Гродно, 1788. Л. 353–353 об.
126
Труды блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Новосибирск, 2009. С. 9.
127
Мельников Ф. Е. Что такое старообрядчество? // Неопалимая Купина. Вып. 1. М., 2008. С. 12–13.
128
Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. М., 1995. С. 64–65.
129
Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 2010. С. 63.
130
Мазунин А. И. Из комментария к Повести о боярыне Морозовой // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Т. 24. JL, 1969. С. 238.
131
Гордон П. Дневник, веденный им во время пребывания в России // Московия и Европа. М., 2000. С. 163.
132
Выходы государей царей и великих князей… С. 366.
133
Дополнения к актам историческим. Т. 5. СПб., 1855. С. 110.
134
Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь… СПб., 2008. С. 61.
135
Храброе А. Е. Миф о наследстве боярыни Ф. П. Морозовой (постановка вопроса) // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VII Международной научной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность», 22–24 февраля 2005 г., Москва — Боровск. М., 2005. С. 30.
136
Протопоп Аввакум. Житие. Челобитные к царю. Переписка с боярыней Морозовой. Париж, 1951. С. 96.
137
Там же.
138
Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц… С. 193–194.
139
Там же. С. 62.
140
Там же. С. 7.
141
Увечного.
142
Одежды.
143
Житие протопопа Аввакума… С. 297.
144
Там же. С. 169–170.
145
Паскаль П. Указ. соч. С. 386.
146
Житие протопопа Аввакума… С. 63–64.
147
Там же. С. 172.
148
Там же. С. 66.
149
Там же. С. 70–78.
150
Там же. С. 89–90.
151
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1. С. 317.
152
Житие протопопа Аввакума… С. 88–89.
153
Там же. С. 87.
154
Мазунин А. И. Из комментария к Повести о боярыне Морозовой… С. 238.
155
Житие протопопа Аввакума… С. 296–297.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Боярыня Морозова"
Книги похожие на "Боярыня Морозова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кирилл Кожурин - Боярыня Морозова"
Отзывы читателей о книге "Боярыня Морозова", комментарии и мнения людей о произведении.